Формы безналичных расчетов и направления их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
изучить научную литературу по данному вопросу;
дать понятие безналичных расчётов, выявить их значение, изучить принципы;
охарактеризовать основные формы безналичных расчетов, применяемые в Республике Беларусь;
рассмотреть перспективы развития безналичных расчетов в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………… 3

1. Теоретические аспекты организации безналичных расчетов…. 5
1.1 Сущность безналичных расчетов и их характеристика……….. 5
1.2 Формы безналичных расчетов и их характеристика…………… 7




1.3 Законодательно-нормативные акты, регулирующие организацию безналичных расчетов в Республике Беларусь……..................... 11
2 Изучение форм безналичных расчетов………………………….. 13
2.1 Расчеты по исполнению банковского перевода…………….. 13
2.2 Документарные аккредитивы…………………………………. 21
2.3 Расчеты пластиковыми карточками………………………….. 24
3 Основные направления развития форм безналичных расчетов…28
3.1 Зарубежный опыт по применению безналичных расчетов……28
3.2 Перспективы развития системы безналичных расчетов в Республике Беларусь………………………………………………. 30
Заключение………………………………………………………… 34
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 95.43 Кб (Скачать)

9- выдача банком-эмитентом  оплаченных документов приказодателю;

   10- зачисление  выручки на счет бенефициара;

   11- извещение  бенефициара о зачислении выручки. 

  Аккредитив  предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может  быть переадресован. Аккредитив может  быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или  аннулирован в любой момент без  предварительного уведомления бенефициара, а безотзывной не может быть изменен  или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При  отсутствии такого указания аккредитив является безотзывным.[9, с. 277]

  По  способу обеспечения платежа  различают покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные) аккредитивы.

  Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий аккредитив, перечисляет  собственные средства плательщика  или заемные (кредит банка) в распоряжение использующего банка на отдельный  балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. В течение этого срока в  банке-эмитенте ведется учет выставленных аккредитивов на внебалансовом счете  «Аккредитивы к оплате».

  При установлении между банками покупателя и поставщика корреспондентских  отношений в исполняющем банке  может открываться непокрытый (гарантированный) аккредитив путем предоставления ему  права списывать всю сумму  аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

  Открытие  аккредитива производится за счет собственных  средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в  сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива за счет собственных  средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается. Аккредитив предназначается для  расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.

  Для открытия аккредитива приказодатель  представляет в банк-эмитент заявление  в 4-х экземплярах на бланке установленной  формы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцом подписей и оттиском печати.

  В заявлении на аккредитив должны быть указаны: вид аккредитива; наименование приказодателя; наименование и место нахождения банка-эмитента; наименование бенефициара; наименование и место нахождения банка-бенефициара; сумма аккредитива; номер, дата договора, на основании которого открывается аккредитив; срок действия аккредитива; порядок оплаты документов (по предъявлении, с рассрочкой платежа, допускаются ли частичные выплаты, с акцептом лица, уполномоченного приказодателем, или без акцепта); если условиями аккредитива предусмотрен акцепт документов лицом, уполномоченным приказодателем, заявление должно содержать: фамилию, имя, отчество, данные паспорта (серия, номер, кем и когда выдан) и образец подписи лица, уполномоченного приказодателем производить акцепт; полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, порядок их оформления; срок представления документов в банк бенефициара; наименование товара; дата отгрузки товара.

  На  всех экземплярах принятого к  исполнению заявления об открытии аккредитива  ответственный исполнитель проставляет  регистрационный номер, дату приема, свою подпись, на третьем и четвертом  экземплярах - штамп банка.

  Первый  экземпляр заявления служит основанием для списания средств со счета  плательщика, и после совершения операции помещается в документы  для банка-эмитента. Второй экземпляр  заявления помещается в картотеку  к внебалансовому счету «Покрытые  аккредитивы к оплате» для  последующего контроля за соблюдением  срока и исполнением условий  аккредитива. Третий экземпляр посылается в банк бенефициара для извещения  бенефициара об открытии аккредитива  в его пользу. Четвертый экземпляр  аккредитива возвращается приказодателю  в подтверждение приема аккредитива  к исполнению.

  Аккредитив  является хорошим инструментом обеспечения  расчетов и платежей при сделках  между партнерами, недостаточно знающими друг друга и не имеющими достаточного доверия друг к другу, защищает от риска неплатежеспособности. Однако к недостатками аккредитивной формы  расчетов следует отнести замедление оборачиваемости средств у импортера  в связи с отвлечением средств  на открытие аккредитива на весь срок его действия, длительный документооборот, более высокая банковская комиссия.

Эта форма  расчетов очень трудоемка, так как  помимо своих обычных функций  банк берет на себя обязанность осуществлять контроль за выполнением условий  аккредитива. 
 
 

2.3  РАСЧЕТЫ ПЛАСТИКОВЫМИ  КАРТОЧКАМИ 

  Пластиковая карточка — это платежный инструмент, посредством которого ее держатели могут осуществлять безналичные расчеты и получать наличные денежные средства. Расчеты пластиковыми карточками предполагают наличие определенной системы, в состав которой входят банки и иные участники, которые совместно осуществляют выпуск в обращение и операции с использованием пластиковых карточек. В составе системы выделяют ее владельца, банк-эмитент, банк-эквайер. Владельцем системы является лицо, которое определяет правила и стандарты проведения участником различных операций с использованием пластиковых карточек и обладает определенными обязательствами. Среди банков, входящих в систему, особое место занимают банки-эмитенты, которые осуществляет эмиссию карточек, а также расчетное, кассовое обслуживание держателей данных карточек. Банк-эквайер — это банк, проводящий операции по обслуживанию карточек, что определяется как эквай-ринг. Эти операции разнообразны и отражают деятельность банка:

  • по сбору и обработке информации, поступающей от предприятий торговли и сервиса, банкоматов, пунктов выдачи наличных денежных средств;
  • передаче обработанной информации;
  • расчетному обслуживанию предприятий торговли и сервиса;
  • кассовому обслуживанию держателей карточек, в отношении которых банк не является банком-эмитентом.

     Приведенный перечень показывает, что использование  карточек не ограничивается безналичными расчетами, предполагает получение наличных денежных средств и участие в иных операциях, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.[1, c.115]

     Безналичные расчеты осуществляются по схеме, представленной на рис.2.5. 

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     Рис.2.5 – Расчеты с  использованием пластиковых  карточек

  1. Заключение договора карт-счета и открытие карт-счета;

    2.   Выдача  карточки;

  1. Передача товаров, оказание услуг клиенту, который является держателем карточки;
  2. Использование карточки с поступлением на ПТС карт-чека или иных документов, подтверждающих данную операцию:

    5. Передача в банк карт-счета или иных документов;

   6. Принятие банком документов от ПТС и формирование платежных 
инструкций банку-эмитенту;

  1. Передача в банк-эмитент платежных инструкций;
  2. Списание средств с карт-счета клиента;

9. Перевод денежных средств в банк-эквайер; 
10.Зачисление средств на счет ПТС;

       11 .Извещение ПТС об оплате. 

Безналичные расчеты с использованием пластиковых  карточек совершаются согласно договору, заключаемому банком с владельцем системы расчетов по установленным им стандартам и правилам. Перечень систем, действующих на территории Республики Беларусь и с владельцами которых банки вправе заключать договоры, публикуется Национальным банком страны. В их состав входят внутренняя система "БелКарт", внутренние частные системы (например, "Нефтекарт", ОАО "Белвнешэкономбанк", ОАО "Белпромстройбанк" и др.) и международные системы (VISA, Eurocard/Mastercard и др.). Под частной системой понимают систему, в которой участником является только один банк-эмитент. Внутренняя система предполагает, что участник и владелец являются резидентами, международная система требует наличия нерезидента как среди участников, так и (или) в качестве ее владельца. 

  Для совершения операций с карточками их держателю открывается в банке-эмитенте карт-счет. Карт-счет – открываемый  банком-эмитентом банковский счет, на котором отражаются операции, произведенные  держателем при использовании дебетовой  карточки. [10] 

  В зависимости от того, кто является владельцем счета, карточки бывают личными  и корпоративными. Личная карточка выдается на основании договора, заключенного с клиентом физическим лицом или по доверенности физического лица. Корпоративная карточка выдается на основании договора, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, при этом держателем карточки выступает физическое лицо, которое осуществляет операции с использованием карточки, что предполагает наличие трудового договора между держателем и клиентом и, как правило, доверенности клиента.

  Вид карточек зависит от механизма совершаемых  по ним расчетов. Таким образом, существуют карточки дебетовые, кредитные и предоплаченные. Дебетовая карточка позволяет осуществлять операции лишь в пределах остатка средств на карт-счете. Кредитная карточка дает возможность для осуществления операций за счет кредита, предоставленного банком клиенту. Предоплаченная карточка есть платежный инструмент, который может выступать как предолаченная карточка с полным учетом операций и карточка электронных денег. Система, построенная на предоплаченных карточках с полным учетом операций, аналогична системам с дебетовыми и кредитными карточками и предполагает ведение эмитентами полного учета движения средств с открытием счета каждому клиенту. Карточка электронных денег рассматривается как заменитель наличных денежных средств и имеет хождение на уровне банкнот и монет, что позволяет ее владельцу передавать хранящиеся на ней электронные деньги другому лицу без использования его банковского счета. Учет владельцев карточек электронных денег, а также и операций с ними в банке-эмитенте не ведется, эмитент несет только обязательства по погашению электронных денег, хранящихся на карточке, перед ее предъявителем. [1, с115]

  Банк-эмитент  может установить определенные ограничения  по операциям с карточками - минимальный  и максимальный предел суммы одной  операции, количество расчетных операций в течение того или иного периода, предел суммы расчетных операций в течение одного дня, недели и  т.п.

  Платеж  по карточке фиксируется в карт-чеке, в котором указывается: наименование платежной системы; наименование и  адрес предприятия торговли (сервиса); номер карточки; наименование валюты платежа, сумма платежа; дата и время  совершения операции. Карт-чеки представляются предприятием торговли (сервиса) вместе с реестром в обслуживающее учреждение банка для зачисления выручки  на его расчетный счет.

  Использование пластиковых карточек способствует уменьшению наличного денежного  оборота и затрат по его обслуживанию, ускорению оборачиваемости средств  в сфере потребительских сделок, повышению качества труда работников банка и обслуживания предприятий  торговли, населения.

  Держатель карточки имеет возможность:

  1. получать наличные денежные средства в иностранной валюте:
  2. совершать операции круглосуточно и независимо от режима работы банка;
  3. оплачивать товары и услуги в предприятиях торговли и сервиса (магазинах, автозаправочных станциях, кафе, ресторанах, столовых, аптеках и др.);
  4. совершать безналичные операции и пользоваться широким спектром услуг в инфокиосках, банкоматах и пунктах приёма коммунальных платежей;
  5. по согласованию с банком оформить краткосрочный кредит – овердрафт;
  6. снимать наличные денежные средства в белорусских рублях без комиссии.

  В настоящее время государство  принимает активное участие в  развитии безналичных платежей с  использованием банковских пластиковых  карточек. Различные постановления  и нормативные акты создают правовую основу для более активного внедрения  на предприятиях торговли и сервиса  специального банковского оборудования, позволяющего обслуживать держателей банковских карт и принимать "пластиковые деньги" к оплате.

  Использование пластиковых карточек способствует уменьшению наличного денежного  оборота и затрат по его обслуживанию, ускорению оборачиваемости средств  в сфере потребительских сделок, повышению качества труда работников банка и обслуживания предприятий  торговли, населения.

      Таким образом, каждая форма безналичных  расчетов имеет свои достоинства  и недостатки, поэтому при выборе формы расчёта следует рассмотреть, что является более приоритетным: гарантия платежа или же быстрота его получения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ ФОРМ  БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 

  3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ  ПО ПРИМЕНЕНИЮ  БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

  В экономически развитых странах основная часть денежного оборота (80-90%) приходится на долю безналичных платежей и расчетов, когда движение денег происходит в форме перечислений по счетам в кредитных организациях и зачетов взаимных требований. Безналичный оборот опосредует такие сферы хозяйственных отношений, как: реализация товаров, услуг, работ; распределение и перераспределение национального дохода; получение и возврат банковских кредитов; выплата и использование денежных доходов населения и т.д.

Информация о работе Формы безналичных расчетов и направления их развития