Формирование рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Определение сущности рынка ценных бумаг, изучение его структуры. Виды ценных бумаг.
Анализ рынка корпоративных ценных бумаг в республике Беларусь. Оценка состояния и возможных путей развития рынка государственных ценных бумаг в Беларуси. Основные направления совершенствование системы регулирования фондового рынка в Беларуси.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 4
1. Рынок ценных бумаг и его роль в экономике….……………………… 5
1.1. Сущность рынка ценных бумаг…………………………………… 5
1.2. Структура рынка ценных бумаг…………………………………. 9
1.3. Виды ценных бумаг…………….………………………………….. 12
2. Функционирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь…. 20
2.1. Рынок корпоративных ценных бумаг в республике Беларусь…. 20
2.2. Состояние и возможные пути развития рынка государственных ценных бумаг в Беларуси…………………………………………
26
2.3. Совершенствование системы регулирования фондового рынка в Беларуси………………………………………………………… 31
Заключение…………………………………………………………………. 36
Список использованных источников……………………………………... 38

Файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг.doc

— 1.02 Мб (Скачать)
 

    Примечание. Источник [4, с.8]. 

    Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени роль вторичного рынка государственных ценных бумаг как регулятора финансовых потоков значительно снизилась, а государственные ценные бумаги потеряли свою привлекательность как одного из ликвидных активов на рынке ценных бумаг Республики Беларусь.

    Во  многом снижение ликвидности государственных ценных бумаг объясняется следующим:

  • установлением административных барьеров, направленных на прекращение обращения ценных бумаг за определенный период времени (в зависимости от срока обращения ценной бумаги — 1, 3 и 5 рабочих дней) перед погашением или выплатой купонного дохода. Раньше прекращение обращения ценных бумаг перед погашением или выплатой купонного дохода осуществлялось за 1 рабочий день независимо от срока обращения ценной бумаги;

    увеличением в обращении выпусков государственных  ценных бумаг с нерыночными характеристиками (необращаемых, с низкой доходностью или без нее и др.);

  • поскольку к первичному размещению был допущен любой желающий, четко организованный рынок (оптовые и розничные покупатели) был разрушен. В связи с этим и институт маркет-мейкеров не получил дальнейшего развития;
  • физические лица не были допущены к покупке государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций;
  • переходом банковской системы на новый План счетов бухгалтерского учета и международные стандарты финансовой отчетности;
  • Национальный банк не использовал операции на вторичном рынке ценных бумаг для регулирования ликвидности банковской системы в силу отсутствия в портфеле государственных ценных бумаг с параметрами, привлекательными для инвесторов.

    Дальнейшее  развитие рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь трудно спрогнозировать. В то же время эмитенту для дальнейшего развития рынка, по нашему мнению, целесообразно:

    - совместно с участниками рынка разработать концепцию его развития;

    - пересмотреть отношение к первичному размещению государственных ценных бумаг и установлению доходности по ним;

    - оценить последствия передачи функций центрального депозитария по государственным ценным бумагам от Национального банка к Республиканскому унитарному предприятию «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» (РУП «РЦДЦБ»), которая повлияет на функционирование системы расчетов в Республике Беларусь;

    - уделять больше внимания вторичному рынку ценных бумаг за счет дальнейшей консолидации долга в нескольких крупных выпусках с наиболее популярными сроками, что достаточно четко проявилось в результатах торговли на вторичном рынке в 2006 году, иначе размещать облигации на рынке с более длительными сроками будет достаточно сложно;

    - снять административные барьеры, направленные на прекращение обращения ценных бумаг за определенный период времени перед погашением или выплатой купонного дохода;

    - снизить количество выпусков государственных ценных бумаг в обращении с нерыночными характеристиками (необращаемых, с низкой доходностью или без нее и др.);

    - допустить физических лиц к покупке государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций;

    - расширить номенклатуру выпускаемых государственных ценных бумаг;

    - повысить заинтересованность Национального банка в использовании операций на вторичном рынке ценных бумаг для регулирования ликвидности банковской системы [4, с.9]. 
 
 

2.3. Совершенствование  системы регулирования фондового  рынка в Беларуси 
 
 

    В настоящее время для развития национального рынка ценных бумаг  имеются необходимые предпосылки: рост макроэкономических показателей; повышение доходов населения; стабилизация валютного курса; эффективная система биржевых торгов и информационная открытость рынка. Однако построение конкурентного рынка возможно лишь при условии создания системы регулирования, отвечающей интересам государства и всех других участников этого рынка.

    Национальная  система регулирования рынка  прежде всего должна предусматривать формирование целей и принципов регулирования. Цели регулирования определяются приоритетами в развитии экономики, направлениями социально-экономического развития страны. Исходя из этого, регулирование рынка должно быть ориентировано на создание благоприятных условий для деятельности экономических субъектов и привлечения инвестиций в экономику при обеспечении гарантий безопасности инвестиционной деятельности.

    Исходя  из общепринятых целей, государственная  политика на рынке ценных бумаг должна основываться на следующих принципах.

  1. Сочетание государственного регулирования и саморегулирования. С одной стороны, государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг. При этом государство должно минимизировать возможность конфликта интересов в связи с совмещением функций регулятора и непосредственного участника рынка. С другой стороны, вмешательство государства в рыночные процессы должно быть минимальным. Деятельность субъектов рынка регулируется лишь в том случае, когда это абсолютно необходимо. Часть функций по регулированию государство передает профессиональным операторам рынка, объединенным в саморегулируемые организации.
  2. Единство нормативной правовой базы. Существующее законодательство должно быть действенным и не содержать противоречащих толкований. Государство должно обеспечивать гласность нормотворчества, а также широкое участие профессиональных участников в разработке законодательства.
  3. Функциональное регулирование в сочетании с институциональным. Функциональное регулирование определяет правила совершения операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка и включает контроль и надзор над деятельностью последних со стороны государства. Институциональное регулирование связано, прежде всего, с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и качеством управления ими и направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования.
  4. Максимальное раскрытие информации. Законодательство должно обеспечивать получение инвестором максимальной и точной информации об эмитенте, чтобы инвестор мог провести обоснованную оценку риска и решить, на какой риск он готов пойти. В силу этих причин в большинстве стран принимаются законы, предусматривающие в качестве основы для защиты инвесторов и повышения эффективности рынка полное и достоверное раскрытие существенной информации о компаниях, выпускающих корпоративные ценные бумаги, предназначенные для широкого круга инвесторов. Применение принципа раскрытия информации как основы регулятивной системы соответствует целям регулирования и позволяет свести к минимуму вмешательство государства в функционирование рынка. Адекватная и точная информация является своего рода защитой для инвестора. В то же время решение об инвестировании принимается им самостоятельно с осознанием степени риска. Органы регулирования обеспечивают эффективную систему раскрытия информации, вводят требования относительно формы объема и содержания информации, а также осуществляют контроль за ее раскрытием.

    Фондовый  рынок в любой стране не может успешно развиваться в рамках границ одного государства. Для создания эффективного отечественного рынка необходима его интеграция с международным. Поэтому система регулирования должна строиться с учетом уже накопленного мирового опыта. Крупные международные организации, объединяющие государственные органы различных стран и профессиональных участников рынка проводят обобщение лучшей международной практики в области регулирования фондового рынка и разрабатывают требования и рекомендации, которых должны придерживаться национальные регуляторы фондовых рынков. Одной из авторитетных организаций, разрабатывающих методические и рекомендательные документы, является Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO). Данной организацией издан основополагающий документ «Цели и принципы регулирования в области ценных бумаг», в котором отмечается, что регулирование должно способствовать формированию капиталов в хозяйстве и экономическому росту. В нем определены три цели регулирования в этой области:

  • защита инвесторов (против манипулятивной, мошеннической и инсайдерской практики);
  • обеспечение справедливости, эффективности и прозрачности рынка (равенство участников на рынке, равный и широкий доступ к информации, предупреждение нечестной торговой практики);

    •снижение системного риска (эффективное управление рисками).

    Рекомендации, разработанные IOSCO для развивающихся рынков стран латиноамериканского региона и Юго-восточной Азии, помогли многим государствам создать высоколиквидные фондовые рынки и тем самым вывести их развитие на качественно новый уровень.

    Изучение  практики, обобщающей мировой опыт в данной сфере, показывает, что процесс регулирования должен осуществляться не только государством, но и самими участниками рынка [ путем создания ими саморегулируемых организаций (СРО) и разработки внутренних документов, определяющих их деятельность.

    Объектами регулирования выступают участники фондового рынка:

  • эмитенты ценных бумаг, а также организации, занимающиеся размещением ценных бумаг;
  • инвесторы и организации, привлекаемые для управления инвестициями и ценными бумагами;

    •фондовые посредники;

    • саморегулируемые организации.

    В нашей стране регулирование фондового  рынка осуществляется преимущественно государством, механизм саморегулирования не предусмотрен даже законодательно. В то же время интересы участников рынка ценных бумаг и государства в процессе регулирования по многим вопросам часто совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод решения возникающих проблем. Практика создания саморегулируемых организаций во всем мире широко используется. СРО учреждаются профессиональными участниками рынка ценных бумаг с целью защиты собственных интересов, установления и соблюдения профессиональных стандартов, предупреждения и разрешения возникающих конфликтов между ними, устранения возможностей для мошенничества и других противоправных действий. В некоторых вопросах СРО обеспечивают более эффективное регулирование, чем государственные органы. Это связано с тем, что участники рынка сами заинтересованы в принятии правил, благоприятных для инвесторов, чтобы сделать операции на рынке более привлекательными и тем самым повысить собственную прибыль. Кроме того, участники рынка, исходя из собственного опыта, знают, какие механизмы контроля и правила необходимы на практике; их положение позволяет им лучше всех судить о нарушениях.

    Неотъемлемым  элементом инфраструктуры рынка  ценных бумаг являются институты коллективного инвестирования (паевые, инвестиционные фонды, пенсионные фонды и др.), обладающие значительным инвестиционным потенциалом, деятельность которых традиционно направлена на долгосрочные финансовые вложения. Данные формы инвестирования на сегодняшний день в республике практически полностью отсутствуют, и их развитие должно стать одним из приоритетных направлений в системе регулирования фондового рынка.

    В процессе регулирования государство может применять различные рычаги, способствующие повышению эффективности рынка. Традиционно различают формы прямого (административного) и косвенного (экономического) регулирования. К методам прямого регулирования относятся:

  • обязательная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и эмитентов;
  • установление требований ко всем участникам рынка: эмитентам, инвесторам, фондовым посредникам, организациям, обеспечивающим функционирование рынка ценных бумаг;
  • лицензирование профессиональной деятельности с ценными бумагами;
  • установление правил по раскрытию информации;
  • создание системы контроля за функционированием рынка и санкций за нарушение установленных норм и правил.

    Методы  косвенного регулирования предполагают использование экономических рычагов. Они включают:

    - общеэкономические методы:

    - денежно-кредитную политику (учетная ставка центрального рынка, нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке и др.);

    - государственные капиталы (государственный бюджет и внебюджетные фонды);

    - структуру собственности (соотношение государственной и частной собственности, распределение ресурсов);

    - налоговую политику (налоговые ставки, налоговые льготы и освобождение от уплаты налогов).

    В Республике Беларусь в настоящее  время разработан проект Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2007-2010 гг. Данный документ содержит основные направления, а также комплекс конкретных мер по активизации этого сегмента рынка. В нем, в частности, предусматриваются существенные изменения в налоговой политике, касающиеся порядка и ставок налогообложения доходов по различным видам ценных бумаг, совершенствование организационной инфраструктуры. Значимой частью Программы является выход белорусских эмитентов на международные фондовые рынки, что, несомненно, может повысить не только престижность отечественных предприятий, но и конкурентоспособность экономики в целом. Однако обращению ценных бумаг за рубежом будет препятствовать отсутствие у страны и отдельных эмитентов независимого рейтинга, а также слишком большая доля государства в структуре собственности. В республике около 60 % акционерного капитала находится в собственности государства, а часть акций, принадлежащих другим собственникам, попадает под действие моратория и не может свободно обращаться на вторичном рынке.

    При построении национальной системы регулирования фондового рынка нельзя не учитывать признанные практикой принципы регулирования. Вместе с тем, для формирования ликвидного и привлекательного для инвесторов рынка недостаточно отдельных мероприятий по совершенствованию налогового законодательства, улучшению инфраструктуры и созданию саморегулируемых организаций. Необходимы существенные изменения в структуре собственности, присвоение кредитных рейтингов, а также сотрудничество с международными организациями в области регулирования рынка ценных бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование рынка ценных бумаг