Формирование рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Определение сущности рынка ценных бумаг, изучение его структуры. Виды ценных бумаг.
Анализ рынка корпоративных ценных бумаг в республике Беларусь. Оценка состояния и возможных путей развития рынка государственных ценных бумаг в Беларуси. Основные направления совершенствование системы регулирования фондового рынка в Беларуси.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 4
1. Рынок ценных бумаг и его роль в экономике….……………………… 5
1.1. Сущность рынка ценных бумаг…………………………………… 5
1.2. Структура рынка ценных бумаг…………………………………. 9
1.3. Виды ценных бумаг…………….………………………………….. 12
2. Функционирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь…. 20
2.1. Рынок корпоративных ценных бумаг в республике Беларусь…. 20
2.2. Состояние и возможные пути развития рынка государственных ценных бумаг в Беларуси…………………………………………
26
2.3. Совершенствование системы регулирования фондового рынка в Беларуси………………………………………………………… 31
Заключение…………………………………………………………………. 36
Список использованных источников……………………………………... 38

Файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

    Привлечение финансирования подобным способом обладает рядом преимуществ по сравнению с обычным кредитованием и для белорусских предприятий, которые могли бы получить средства на более длительные сроки и под меньший процент, так как размещение облигаций происходит на организованном рынке, где их может приобрести любой инвестор. Если предприятие финансово устойчиво, то каждый инвестор готов предоставить ему свои ресурсы. Конкуренция среди покупателей ценных бумаг и приводит к снижению стоимости ресурсов. Кроме того, полученные от размещения облигаций средства не связаны целевым образом с финансированием определенного проекта.

    Несмотря  на указанные достоинства облигационных  займов, сегодня государство сохраняет достаточно высокий уровень налогообложения доходов по ценным бумагам, вследствие чего предприятия лишены возможности активно использовать инструменты рынка капитала. Государство требует от предприятий привлекать инвестиции, однако возможности банковского кредитования ограничены.

    Сегодня правительство Беларуси рассматривает проект государственного решения о выпуске рядом предприятий корпоративных облигаций с льготными условиями налогообложения. Планируется, что в случае принятия такого решения отдельные предприятия смогут выпустить для юридических и физических лиц облигации, которые будут освобождены от 40-процентного налога на доходы. В настоящее время продолжается согласование перечня предприятий, на которые будет распространяться действие этого документа. Есть информация, что в перечень и попадет порядка 15 предприятий _ в основном средние по размеру строительные и промышленные. Пока не исключается, что сюда могут быть включены и отдельные «стратегические» предприятия, такие как «Нафтан», «Беларуськалий», «Горизонт».

    Знаковым событием стало размещение ОАО «Полесье» облигаций за рубежом. ОАО «Пинское промышленно-торговое объединение «Полесье»» первым среди белорусских предприятий сумело выйти на российский рынок ценных бумаг с помощью размещения его дочерней компанией облигаций на Московской межбанковской валютной бирже. Размещение состоялось 15 мая, объем эмиссии - 500 млн. RUB. Был реализован весь объем эмиссии. В ходе аукциона было подано 18 заявок, диапазон предложений составил от 12 до 12,75% годовых. Срок обращения облигаций - три года. Облигации будут обращаться на вторичном рынке при поддержке банка «Электроника».

    Перспективным может стать Республиканское  объединение «Беларуськалий», которое, тем не менее, даже не включено в листинг Белорусской валютно-фондовой биржи. С точки зрения притока капитала, несомненно, этот промышленный гигант смог бы привлечь внимание западных инвесторов. Основным препятствием для реализации перехода к публичному статусу является стремление государства сохранять над ним полный контроль.

    Данная  проблема, очевидно, будет свойственна и остальным предприятиям, имеющим реальный потенциал для выхода на внешние фондовые рынки. Существенные возможности для предприятий нашей страны сокрыты в машиностроительной и металлообрабатывающей отраслях. Фаворитами можно считать БМЗ, Минский тракторный завод, МАЗ, которые уже сейчас представляют интерес для западных инвесторов. Однако реализация заложенного в них инвестиционного потенциала требует грамотной проработки плана выхода на внешние фондовые рынки со стороны предприятий и государства. Несмотря на это, можно с полной уверенностью заявлять, что в республике все же есть возможности для освоения подобного метода привлечения инвестиций. Однако применение его требует подробного изучения самих предприятий, а также опыта других государств в данной области.

    Еще одним важным сегментом рынка является рынок срочных контрактов. Тенденции развития мировых финансовых рынков показывают, что срочный рынок имеет значительные перспективы. По своему функциональному назначению инструменты срочного рынка призваны служить механизмом страхования (хеджирования) ценовых рисков, что важно в условиях неустойчивой экономической конъюнктуры.

    Страхование, базирующееся на инструментах срочного рынка, вносит в рыночную экономику дополнительные элементы определенности и предсказуемости, причем как на уровне отдельных компаний, так и на уровне государства. Страхование рыночных рисков необходимо для всех хозяйствующих субъектов, поскольку позволяет осуществлять финансовое планирование своей деятельности, направлять большие средства на развитие. В настоящее время на бирже заключается считанное количество сделок с фьючерсами. Число сделок в 2006 г. составило всего 30, а оборот фьючерсного рынка -3,03 млрд. руб., или 1,42 млн. долл. США.

    Необходимо  отметить, что торги валютными  фьючерсами имеют большое значение для экономики страны, особенно на данном этапе, так как валютные риски являются одним из основных видов рисков, присутствующих в деятельности банковских и коммерческих организаций. С формированием ликвидного срочного рынка все хозяйственные субъекты и инвесторы смогут получить удобный инструмент хеджирования данного вида рисков, однако дальнейшее развитие срочного рынка будет зависеть и от развития всего фондового рынка, и от ситуации в экономике Беларуси в целом [1, с.7].

    Сегодня развитие срочного рынка нацелено на расширение номенклатуры срочных контрактов, организацию котировок товарных и процентных фьючерсов, опционов. Во главу угла ставится увеличение числа профессиональных участников рынка, а также числа сделок и оборота. 

    2.2. Состояние и возможные пути развития рынка государственных ценных бумаг в Беларуси   
 
 

    Рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие основные функции:

    - финансирование текущего бюджетного дефицита;

    - погашение ранее размещенных займов;

    - обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;

    - сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей;

    - обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными активами;

    - финансирование целевых программ, осуществляемых органами власти;

    - поддержка социально значимых учреждений и организаций.

    Государственные ценные бумаги могут различаться по характеру размещения, срокам и форме обращения, особенностям уплаты доходов. Первичное их размещение осуществляется преимущественно через центральные банки стран либо с привлечением в качестве посредников негосударственных финансово-кредитных учреждений путем проведения аукционов, открытой или индивидуальной продажи, а также другими способами.

    Выплаты доходов по государственным облигациям могут осуществляться в форме дисконта: продажа бумаг со скидкой (дисконтом) относительно их номинальной стоимости с выкупом при их погашении по номиналу. Доход может уплачиваться по фиксированной, плавающей или ступенчатой процентной ставке, путем индексирования номинальной стоимости бумаг, а также посредством проведения выигрышных займов.

    Используя ценные бумаги как инструмент фискальной политики, государство призвано обеспечивать их выпуск в определенных пределах безопасности, нарушение которых приводит к дестабилизирующему влиянию задолженности по государственным бумагам на систему государственных финансов и финансовую систему в целом.

    Рассмотрим  период 2004—2006 годов на рынке государственных ценных бумаг (рисунок 2.1).

    По  состоянию на 01.01.2004 г. структура рынка государственных облигаций выглядела следующим образом. В обращении находилось 152 выпуска государственных облигаций (73 выпуска государственных краткосрочных облигаций (далее - ГКО), 31 - государственных долгосрочных облигаций (далее -  ГДО), 48 - валютных государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте (далее - ВГДО). ГКО - дисконтные облигации - выпускались, как правило, со сроком обращения до одного года. ГДО выпускались, как правило, со сроком обращения свыше одного года и выплатой купонного дохода. ВГДО не обращались на рынке и могли быть как долгосрочными, так и краткосрочными с купонным или процентным доходом 

    Рисунок 2.1. Сравнительная структура рынка государственных ценных

    бумаг в 2003 и 2006 гг. 

    Примечание. Источник [4, с.7] 

    1. Министерство финансов с марта  2004 года перенесло размещение государственных ценных бумаг на биржу. К первичному размещению были допущены практически все члены секции фондового рынка. Обязательств по минимальной обязательной покупке ценных бумаг к ним не предъявлялось.

  1. Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществлялось за счет продажи их на аукционе, проводимом ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», и прямой продажи ценных бумаг юридическим лицам.
  2. Основным покупателем государственных ценных бумаг при первичном размещении остались банки, которые приобретали до 90 процентов всех облигаций. Однако покупка облигаций ими осуществлялась достаточно осторожно, поскольку в случае недостатка ликвидности банкам стало сложнее реализовать облигации другим категориям инвесторов на вторичном рынке, так как все допущены к первичному рынку.
  3. Основным владельцем государственных ценных бумаг остается банковская система, которой принадлежит от 70 до 75 процентов всех выпущенных государственных ценных бумаг.

    По  состоянию на 01.01.2007 структура рынка  государственных облигаций выглядела следующим образом

    В обращении находилось 137 выпусков государственных  облигаций (40 выпусков ГКО, 80 — ГДО, 17 — ВГДО). Средний срок заимствования составил: по ГКО — 133 дня, по ГДО — 1729 дней, по ГКО и ГДО — 1090 дней. Эмитент формально удлинил сроки заимствования за счет того, что в нормативную базу были внесены изменения, позволяющие выпускать как краткосрочные, так и долгосрочные облигации с дисконтным или процентным доходом. Несмотря на то, что доля ГДО выросла, примерно половина выпусков этих ценных бумаг как по количеству (38 выпусков), так и по объему (около одного триллиона рублей) являлись нерыночными по следующим причинам: либо не могли обращаться на вторичном рынке, либо доходность по ним отсутствовала или находилась на минимальном уровне. Это косвенно свидетельствует о том, что рынок не может в полной мере дать эмитенту необходимый объем денежных средств, и эмитент вынужден прибегать к административным ресурсам.

    6. Если рассматривать рынок государственных  ценных бумаг, делая акцент на ликвидность облигаций, то ситуация по сравнению с периодом 2001—2003 годов даже ухудшилась [4, с.8].

    Объем вторичных торгов практически на протяжении всего рассматриваемого периода снижается, несмотря на ежегодные высокие темпы прироста государственных ценных бумаг, находящихся в обращении (рисунок 2.1).

    Еще одним фактором, подтверждающим снижение интереса к государственным ценным бумагам, является количество участников торгов. По состоянию на 01.01.2005 в качестве участников было зарегистрировано 709 юридических лиц, в том числе резидентов — 699, нерезидентов — 10. Однако на 01.01.2007 соответствующие показатели были следующими: общее количество участников — 351, в том числе резидентов — 346, нерезидентов — 5.

    Осторожные  попытки эмитента по снижению количества выпусков, находящихся в обращении, и увеличению их объема, а также некоторое снижение комиссионного вознаграждения биржи за организацию торговли государственными бумагами оказали слабое влияние на повышение ликвидности ценных бумаг. У инвесторов остались те же предпочтения: в секторе «до погашения» с дисконтными облигациями заключалось основное ко количество сделок, ГДО практически не обращались на рынке. При этом доля сделок «до погашения» увеличилась до 80 процентов всего объема сделок, доля сделок РЕПО сократились до 20 процентов. В таблице 2.2 приведены данные, характеризующие вторичный рынок государственных государственных ценных бумаг 2003-го и 2006 годов.

    Для того чтобы не останавливаться на деталях, характеризующих 2006 год, отметим лишь наиболее показательные моменты, оказавшие положительное и отрицательное влияние на рынок ГЦБ:

  • уменьшилось общее количество выпусков, находящихся в обращении (положительно);
  • произошла консолидация выпусков, с которыми заключался основной объем сделок (положительно);
  • объем заключенных сделок практически остался на уровне 2003 года (отрицательно);
  • увеличилось количество выпусков, с которыми не было совершено ни одной сделки на рынке (отрицательно).
  • участникам вторичного рынка облигаций не предоставлена возможность заключать новые виды сделок, например, от своего имени в интересах клиента (отрицательно).
 

        Таблица 2.2. Показатели, характеризующие состояние вторичного рынка государственных ценных бумаг в 2003-м и 2006 гг.

  2003 г. 2006 г.
Объем ГКО и ГДО, находящихся в обращении, по номинальной стоимости, млрд. рублей 668,2' 3 272,5s
Объем сделок «до погашения» и РЕПО, заключенных в течение года с ГКО и ГДО, млрд. рублей 5 097,1 5 202,7
Количество  выпусков, находящихся в обращении на протяжении года, шт. 173 120
Количество  выпусков, с которыми заключались сделки «до погашения» на протяжении года, шт. 165 84
Количество  выпусков, с которыми не заключалось  сделок «до погашения», шт. 8 36
доля  в общем количестве выпусков, % 4,6 38
Количество  выпусков, наиболее торгуемых в секторе «до погашения»    
по  объему сделок, шт. 35 15
доля  в общем объеме сделок, % 50 50
по  количеству сделок, шт. 34 14
доля  в общем количестве сделок, % 50 51

Информация о работе Формирование рынка ценных бумаг