Финансовый рынок: особенности и основные сегменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Экономической основой любого государства является движение денежных средств между экономическими субъектами. У каждого экономического субъекта свои права, цели, задачи и обязанности, но все они являются участниками экономических отношений. Взаимодействуя между собой, эти экономические отношения образуют рынок. Функционирование любого рынка опосредуется денежными потоками и связано, главным образом, с отношениями, возникающими в процессе движения денежных средств.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 75.88 Кб (Скачать)

1.3.1. Государственная бюджетная система Российской Федерации

В 1991 году бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования.

В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года и рядом других законов и постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная система России было коренным образом перестроена и в настоящее время включает три звена:

·     республиканский бюджет Российской Федерации или федеральный бюджет;

· бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, к которым относятся республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Это бюджеты субъектов Федерации;

·     местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в Федеральный республиканский бюджет.

Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

1.3.2. Внебюджетные специальные фонды

Второе звено финансовой системы – внебюджетные фонды. В 1993 году насчитывалось более 20 внебюджетных фондов, в том числе – 4 социальных и остальные фонды производственного назначения. Внебюджетные фонды имеют строго долевое назначение – расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Важнейший среди социальных фондов – Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших на Чернобыльской АЭС. Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 год утверждены в сумме 163,1 трлн. рублей. Из них 137,3 трлн. рублей приходятся на страховые взносы. Основная часть расходов Пенсионного фонда (88% от общей суммы расходов) направляется на выплату трудовых пенсий.

К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Указом Президента от 22 декабря 1993 года «О формировании республиканского бюджета в Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами Российской Федерации» №2268 в целях усиления контроля за расходование государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджете Российской Федерации должны быть консолидированы все государственные внебюджетные фонды, доходы которых формируются за счет обязательных платежей предприятий, учреждений и организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано консолидировать в бюджетах национально-государственных и административно-территориальных образований аналогичные региональные внебюджетные фонды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Особенности финансового рынка России

Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщику устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия.

Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями). Ведь от состояния фондового рынка в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики. В первую очередь такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жёсткого контроля. Этими вопросами в странах с рыночной экономии! занимаются такие специальные учреждения, как Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам в США или Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в России.

Вместе с тем международный финансовый кризис, начавшийся в 1997 г., наглядно продемонстрировал, что методы регулирования финансового рынка перестают соответствовать возрастающему уровню развития и интеграции финансовых рынков.

Финансовые рынки по своей природе нестабильны. Усиливающееся взаимодействие финансовых рынков и возрастающие объемы перелива капитала повышают риск нестабильности ними опальных рынков и опасность распространения ее на другие рынки. Поэтому роль органов государственного регулирования возросла с увеличением финансовых потоков, расширением финансовых инструментов рынка, появлением новых его участников.

Так называемые новые финансовые рынки в развивающихся странах и странах с переходной экономикой имеют некоторые особенности. Для них в настоящее время существует больше возможностей привлечения внешнего капитала и информации об опыте других стран, чем в период формирования финансовых рынков развитых стран в прошлом. Поэтому процессы на новых рынках характеризуются резкими колебаниями и более быстрым темпом развития.

В ходе финансового кризиса в России выявилась необходимость формирования такой структуры финансовых инструментов, которая обеспечивает переориентацию финансовых потоков на обслуживание потребностей конечных заемщиков, повышение эффективности притока свободных ресурсов и их вложение в проданные экономические проекты. В условиях, когда снижение конкурентоспособности государственных ценных бумаг создает реальные возможности для развития других финансовых инструментов, формируются предпосылки для выхода на российский Финансовый рынок корпоративных эмитентов.

Произошла также переоценка роли финансового рынка. Он не рассматривается в качестве локомотива дальнейшего развития экономики в целом. Более того, становится все очевиднее, что именно развитие реального сектора экономики, переход производителей к преимущественному использованию денежных форм расчетов должны стать прелюдией к эффективному расширению операций финансово-кредитных институтов с реальным сектором и последующему оживлению работы финансового рынка.

К особенностям российского финансового рынка относится значимость его социальной составляющей. Граждане России требуют разнообразия способов инвестирования своих сбережений и обеспечения личной финансовой безопасности, поэтому при формировании политики в отношении рынка ценных бумаг государство не только исходит из потребностей экономики и доступности инвестиций, но и ориентируется на учет потребностей населения в целом. Острота социальных вопросов в сфере развития рынка капиталов обусловливается также тем, что российские граждане потеряли значительную часть своих сбережений в результате инфляции, а также деятельности финансовых пирамид, обманувших вкладчиков. Для решения этих вопросов был разработан и в марте 1999 г. вступил в силу Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Инструменты финансового рынка и их классификация

Объектами финансового рынка являются разные инструменты рынка, с помощью которых совершаются операции на этом рынке.

Финансовые инструменты - это «разнообразные финансовые документы, активы, которые обращаются на финансовом рынке, имеют денежную стоимость, являются законными требованиями собственников этих активов на получение определенного дохода в будущем». Основными инструментами на финансовом рынке являются наличные деньги, банковские кредиты, ценные бумаги. Деньги - это все ликвидные активы, которые могут сравнительно быстро и без особых потерь быть переведенными в наличные. Ценные бумаги как инструменты финансового рынка представляют собой документы-свидетельства про долговое обязательство или право собственности.

С экономической точки зрения финансовые инструменты - это «особые товары финансового рынка, которые имеют финансовое происхождение и выступают объектом купли-продажи на соответствующих сегментах финансового рынка».

Финансовые инструменты, которые обращаются на отдельных сегментах финансового рынка, характеризуются значительным разнообразием, поэтому их можно классифицировать по различным признакам.

По видам финансовых рынков инструменты делятся на инструменты кредитного рынка, фондового, валютного, рынка финансовых услуг, рынка золота и недвижимости.

На кредитном рынке - это деньги и расчетные документы, которые обращаются на денежном рынке. На фондовом рынке - это ценные бумаги, а на валютном - иностранная валюта, расчетные валютные документа, а также отдельные виды ценных бумаг. На рынке финансовых услуг к инструментам относятся финансовые услуги, которые предоставляются финансовыми институциями, то есть банками и небанковскими организациями, факторинговыми и лизинговыми компаниями, фондовыми и валютными биржами, страховыми компаниями, субъектам финансовых отношений (предпринимательским структурам, государству, и гражданам). На рынке золота они представляют собой определенные виды ценных металлов и камней, которые покупаются с целью формирования финансовых резервов и тезаврации, а также это расчетные документы и ценные бумаги, которые обслуживают этот рынок. Ценные бумаги и документы, которые подтверждают право собственности на тот или другой вид недвижимости являются инструментами рынка недвижимости.

По сроку обращения выделяют такие виды финансовых инструментов, как краткосрочные финансовые инструменты с периодом обращения до одного года и долгосрочные финансовые инструменты с периодом обращения больше одного года. Краткосрочный вид финансовых инструментов является самым многочисленным и призван обслуживать операции на рынке денег. К долгосрочным инструментам принадлежат бессрочные финансовые инструменты, термин погашения которых не установлен. Такими могут являться акции. Они обслуживают операции на рынке капитала. По характеру финансовых обязательств финансовые инструменты делят на: инструменты, дополнительные финансовые обязательства по которым не возникают, на долговые финансовые инструменты, которые характеризуют кредитные отношения между покупателем и продавцом и обязывают должника погасить в определенные сроки их номинальную стоимость и заплатить премию в форме процента. К ним относится облигация, вексель, чек. А также на паевые финансовые инструменты, которые подтверждают право владельца на часть в уставном капитале эмитента и на получение соответствующего дохода (акции, облигации, инвестиционные сертификаты).

Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента.

Акция - ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Принципиальная разница между акциями и облигациями заключатся в следующем. Покупая акцию, инвестор становится одним из собственников компании-эмитента. Купив облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором. Кроме того, в отличие от акций облигации имеют ограниченный срок обращения, по истечении которого гасятся. Облигации имеют преимущество перед акциями при реализации имущественных прав их владельцев; в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям и лишь затем дивиденды; при делении имущества компании-эмитента в случае ее ликвидации акционеры могут рассчитывать лишь на ту часть имущества, которая останется после выплаты всех долгов, в том числе и по облигационным займам. Если акции, являясь титулом собственности, предоставляют их владельцам право на участие в управлении компанией-эмитентом, то облигации, будучи инструментом займа, такого права не дают. Облигации выступают главным инструментом мобилизации средств правительствами, различными государственными органами и муниципалитетами. К организации и размещению облигационных займов прибегают и компании, когда у них возникает потребность в дополнительных финансовых средствах.

По приоритетной значимости различают первичные и вторичные финансовые инструменты (деривативы). Первичные финансовые инструменты - это, как правило, ценные бумаги. Они характеризуются их выпуском в оборот первичным эмитентом и подтверждают прямые имущественные права или отношения кредита, то есть акции, облигации, чеки, векселя. Вторичные же финансовые инструменты характеризуют сугубо ценные бумаги, которые подтверждают право или обязанность их владельца купить или продать первичные ценные бумаги, которые оборачиваются, валюту, товары или нематериальные активы на определенных ранее условиях в будущем периоде. Обычно, целью покупки дериватива является не получение базового актива, а получение прибыли от изменения его цены. Отличительная особенность деривативов в том, что их количество не обязательно совпадает с количеством базового инструмента. Эмитенты базового актива обычно не имеют никакого отношения к выпуску деривативов. Они используются также для страхования ценового риска или хеджирования. В зависимости от состава первичных финансовых инструментов или активов, согласно которым они были выпущены в оборот, деривативы делятся на фондовые, валютные, страховые, товарные и другие. Основными видами деривативов являются опционы, фьючерсные и форвардные контракты. По гарантированности уровня доходности к финансовым инструментам относят финансовые инструменты с фиксированным доходом и неопределенным доходом. Финансовые инструменты с фиксированным доходом характеризуют такие инструменты с гарантированным уровнем доходности при их погашении или в течении периода их оборота, независимо от конъюнктурных колебаний ставки заёмного процента (нормы прибыли на капитал) на финансовом рынке. Финансовые инструменты с неопределенным доходом характеризуют инструменты, уровень доходности которых может меняться в зависимости от финансового положения эмитента, например, простые акции, инвестиционные сертификаты, или в связи со сменой конъюнктуры рынка, к примеру, долговые финансовые инструменты с меняющейся процентной ставкой.

Информация о работе Финансовый рынок: особенности и основные сегменты