Финансовые услуги коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы проанализировать финансовые услуги коммерческих банков
В настоящей работе, посвященной состоянию и развитию спектра услуг, предоставляемых банками, мною рассматриваются, прежде всего, основы организации и деятельности современного коммерческого банка, операции и сделки современного коммерческого банка, межбанковская конкуренция и связанные с ней, естественно, нововведения в сфере предоставления услуг.

Оглавление

Введение. 3
1 Понятие финансовых услуг и их роль в деятельности коммерческих банков 5
2 Механизм осуществления финансовых услуг коммерческими банками 9
2.1 Механизм осуществления лизинговых операций. 9
2.2 Факторинговые и фрфейтинговые операции 15
2.3. Трастовые операции 21
2.4 Консалтинговые операции в деятельности банков 25
3 Зарубежный опыт осуществления финансовых услуг коммерческими банками 26
4 Характеристика развития финансовых услуг в Российской Федерации и оценка их влияния на деятельность коммерческих банков и экономику 37
4.1 Лизинговая деятельность 37
4.2 Факторинг и форфейтинг 41
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

фин ресурсы.doc

— 423.50 Кб (Скачать)

Лизинг не является однородным финансовым продуктом. В каждой стране имеются свои особенности в области торгового права, финансов, бухгалтерского учета, от которых во многом зависит конечный лизинговый продукт. Тем не менее, общее у них, конечно же, имеется. Это сдача во временное владение и пользование имущества на условиях платности.

Со времени выхода указа Президента Российской Федерации  от 17 сентября 1994 г. №1929 "О развитии финансового лизинга и инвестиционной деятельности", который легализовал  лизинг и определил его одним  из основных направлений активизации  инвестиционной деятельности, прошло более семи лет. Накоплен определенный опыт деятельности лизинговых компаний, критически осмыслена природа и сущность лизинга, его законодательная и нормативная базы, выявлены узкие места, которые требуют своего скорейшего решения.

Мировой опыт показывает, что на долю лизинга в новых  инвестициях в оборудование приходится 15-20%, а в некоторых странах, как  США, Великобритания, Ирландия, более 30%.

Начиная с 1 января 2002 г. начинается новейшая история российского лизинга, как одного из наиболее прогрессивных методов обновления основных фондов предприятий. В первую очередь это связано с относительной стабилизацией российской экономики, началом роста промышленного производства и изменениями в законодательных актах регулирующих лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.

В настоящее время  лизинг получил максимально возможные  льготы для развития в России в  связи с тем, что:

Вступившая в силу 2-я часть НК РФ подтверждает возможность ускоренной амортизации лизингового имущества, также лишает предприятия возможности относить инвестиционные затраты на себестоимость своей продукции, оставляя данную возможность только за платежами по лизинговым договорам.

Принят Федеральный  закон от 29 января 2002 г. №10-ФЗ "О  внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге". Поправки к закону носят конструктивный характер и значительно либерализуют закон.

Развитие лизинговых отношений в России происходит в условиях медленного и неравномерного роста деловой активности, отсутствия реальных и относительно "дешевых и длинных" инвестиционных ресурсов, необходимых для инвестирования в основные фонды. Кроме того, ситуация усугубляется в общем неустойчивым финансовым положением большинства российских предприятий, а также некоторой неупорядоченностью законодательной базы, наличие огромного количества подзаконных актов, постановлений и специальных распоряжений, которые нередко противоречат друг другу и лоббируют интересы не только отдельных отраслей, но и отдельных компаний), отсутствием реальных таможенных и налоговых льгот для лизинга. Поэтому очевидно, что урегулирование правовых вопросов и установление экономически выгодных условий для осуществления лизинговых операций, несомненно, будут способствовать активному развитию лизинга в России, особенно принимая во внимание общее старение основных фондов и острую необходимость в их замене.

Основываясь на международном  опыте, накопленном, прежде всего индустриально развитыми странами и Российском опыте, накопленном за минувшие девять лет, необходимо отметить следующие отличительные особенности, которые имеет лизинг и которые дают ему преимущества по сравнению с другими формами инвестиций, и в частности кредитованием:

  • лизинг позволяет лизингополучателям быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка, быстро обновлять основной капитал, не прибегая к крупномасштабным разовым инвестициям;  
    лизинг дает возможность компаниям производить модернизацию и организовывать новое производство без мобилизации крупных финансовых ресурсов;  
    для мелких и средних фирм лизинг часто бывает единственным средством финансирования их производственной деятельности из-за дорогих кредитов, долгой оценки кредитоспособности, необходимости предоставления залога, поручительства или иного обеспечения;
  • лизинг освобождает лизингополучателя от расходов и необходимых процедур, связанных с владением имуществом;
  • лизинг удобен для бухгалтерского учета, так как арендуемое оборудование не ставится, как правило, на баланс компании - лизингополучателя, а лизинговые платежи рассматриваются как ее текущие расходы, (что обеспечивает сохранение допустимого соотношения собственных и заемных средств, используемых компанией, и делает ее привлекательной для кредиторов);
  • международный лизинг в ряде случаев позволяет лизингополучателю пользоваться налоговыми льготами страны - лизингодателя;
  • некоторые формы лизинга обеспечивают лизингополучателям дополнительные услуги лизингодателя или его агентам (техническое обслуживание, ремонт и консультации, передача "ноу-хау", поставки ЗИП и т. д.);
  • в ряде случаев лизинг может оказаться более привлекательным с точки зрения расходов лизингополучателя и, несмотря на то что спрэд в договорах лизинга относительно велик, затраты на организацию обеспечения, ведение дополнительной документации и более длительные сроки при выдаче банковского кредита могут стать превалирующими, особенно для мелких и средних фирм;
  • лизинг гарантирует целевое использование средств вследствие того, что лизингодатель приобретает оборудование целенаправленно и непосредственно у поставщика для заранее определенного лизингополучателя и для осуществления определенных целей;
  • лизинг сводит к минимуму риск невозврата инвестированных средств;
  • как правило, регулирование лизинга является менее строгим с точки зрения применяемого законодательства, вследствие того, что лизинговые компании не являются учреждениями, которые работают с частными вкладами, депозитами и пр., и, в общем случае, к ним применяется более "либеральное" законодательство, чем, например, к банковским институтам.

Один из основных вопросов, вокруг которого продолжаются жаркие дебаты, - чем считать лизинг: одной  из разновидностей аренды или формой инвестиционной деятельности. Проблема эта отнюдь не теоретическая, как может показаться на первый взгляд. Речь идет о принципах формирования налогооблагаемой базы. Другими словами, если лизинг признать инвестиционной деятельностью, то на него должны распространяться все соответствующие льготы, включая налоговые. Однако, с другой стороны, в Гражданском кодексе лизинг используется как синоним понятия "финансовая аренда", что позволяет трактовать его как один из видов аренды. Понятно, что большинство представителей лизингового бизнеса склонны считать лизинг именно инвестиционной деятельностью. Это действительно так, если за ворохом формальных предлогов не замечать экономической сути лизинга.

В настоящее время  в Налоговый кодекс внесены изменения, учитывающие интересы лизинга. Тем  не менее, по моему мнению, необходимо будет решать еще одну сложную проблему - совершенствовать таможенное законодательство в отношении оборудования, поставляемого по лизингу. Уже сейчас понятно, что легко эта проблема не решится. Таможенники сегодня просто отказываются выполнять положения Закона о лизинге, указывая на их противоречие другим нормативным актам. Сейчас идет работа над новым Таможенным кодексом. Там принципиально важно определить статус ввоза оборудования по лизингу, ввести особый режим уплаты НДС и таможенных пошлин, который будет способствовать ввозу оборудования. На сегодняшний день на границе задержано и простаивает оборудования более чем на миллиард долларов, поскольку компании не могут заплатить пошлины и НДС. Было предложение рассрочить уплату таможенных пошлин на срок договора лизинга и использовать это оборудование, которое сегодня лежит на складах под арестом. Однако оно не прошло, поскольку большинство депутатов Госдумы защищает интересы наших промышленных гигантов, а не малые и средние предприятия.

Необходимо еще вносить изменения и в Закон о лизинге, и в Гражданский кодекс. В частности, сейчас и в ГК, и в законе говорится о возможности использования предмета лизинга только для предпринимательских целей. Это исключает предоставление лизинговых услуг физическим лицам и препятствует развитию лизинга в России. Кроме того, законом предусмотрено, что для осуществления лизинговой деятельности лизинговые компании имеют право привлекать денежные средства только юридических лиц, - это означает, что физические лица не могут кредитовать лизинговые сделки. Снятие данных ограничений позволило бы ежегодно привлекать значительные средства населения, например, в лизинг автомобилей. Таким образом, объем инвестиций в реальный сектор экономики мог бы увеличиться.

Сейчас в лизинговом сообществе существует две точки зрения на пути совершенствования лизингового законодательства. Ассоциация "Рослизинг", которая разработала крайне неудачный первый вариант Закона о лизинге, добивается, чтобы в соответствие с этим законом были приведены Налоговый, Таможенный, Гражданский кодексы и все другие законы, имеющие отношение к лизингу. Более здравомыслящие представители лизингового бизнеса выступают за приведение закона в соответствие с другими нормативными актами. Однако, на мой взгляд, наиболее разумным был бы третий путь. И Закон о лизинге, и Гражданский кодекс нужно приводить в соответствие с международной Конвенцией о лизинге. Она регламентирует все вопросы лизинговой деятельности. Тем более что Россия присоединилась к этой конвенции, а у нас международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством. Есть и еще один аргумент в пользу того, чтобы взять за основу всего лизингового законодательства конвенцию. Почти все крупные лизинговые компании работают на иностранном оборудовании, и им чрезвычайно важно, чтобы отечественное законодательство соответствовало международным стандартам и правилам.

Создание цивилизованной, непротиворечивой, стимулирующей развитие лизингового бизнеса нормативной  базы могло бы существенно оживить  отечественный инвестиционный климат. Поэтому очевидно, что урегулирование правовых вопросов и установление экономически выгодных условий для осуществления лизинговых операций, несомненно, будут способствовать активному развитию лизинга в России, особенно принимая во внимание общее старение основных фондов и острую необходимость в их замене. И урегулирование всех вопросов должно основываться на международном опыте, накопленном, прежде всего индустриально развитыми странами и Российском опыте, накопленном за минувшие десять лет

Надеюсь, что  на вершине государственного управления будут поддерживаться тенденции, стимулирования и упорядочения лизинговой деятельности, что поможет стратегическому  развитию российской экономики. Зеленый  свет для лизинга - это сигнал к  быстрому техническому перевооружению многих товаропроизводителей, созданию новых рабочих мест, а, значит, к ускоренному расширению базы налогообложения, пополнению доходной части бюджета, увеличению прибыли предприятий.

4.2 Факторинг и форфейтинг

В соответствии с анализом "Эксперт РА" рынок факторинга в России в 2007 году составит 22 млрд. долларов, то есть рост рынка по прогнозам экспертов составит около 100%. По мнению специалистов ФК "Еврокоммерц" к 2009 году объем рынка факторинга России увеличится до 70 млрд. долларов. И это весьма сдержанные прогнозы. По более смелым прогнозам, рынок будет сохранять и даже увеличивать существующий двукратный рост, таким образом, при должной активности со стороны участников рынка к 2009 году он может превысить цифру в 90 млрд. долл. [Аналитический обзор факторинговых операций на 2007 год http://www.factorings.ru/.]

Рост потребительского сектора, увеличение спроса на факторинговые  услуги со стороны компаний оптовой  торговли и сферы услуг повышает инвестиционную привлекательность  рынка факторинга. По мнению участников рынка, этот вид финансирования будет развиваться, в том числе отбирая долю рынка у товарного кредита.

Ведущий специалист Центра макроэкономического анализа  и краткосрочного прогнозирования  Олег Солнцев полагает, что в последующие годы факторинг будет занимать все большую долю рынка товарных кредитов и по итогам 2008 года может составить 17-20%.

Участники рынка  дают более оптимистичные прогнозы. По оценкам некоторых из них, объем  операций на рынке факторинга к концу  года может составить 10% от всего объема операций на рынке товарного кредита, таким образом, по итогам года объем рынка факторинга составит 24 млрд. долл. А председатель правления Национальной факторинговой компании Михаил Трейвиш считает, что по итогам 2010 года объем операций по факторингу может вырасти в 10-15 раз.

В 2006 году контрольный  пакет акций одного из крупнейших операторов факторинга, компании "Еврокоммерц", был приобретен ИК "Тройка Диалог" в лице Troika Capital Partners и фонда прямых инвестиций Russia New Growth Fund. Тот факт, что одна из наиболее успешных российских инвесткомпаний приняла решение вложиться в факторинговый бизнес, стал важным сигналом для рынка. Тем более что пакет был куплен именно фондом прямых инвестиций? такие фонды традиционно специализируются на вложениях в активы, стоимость которых в среднесрочной перспективе растет очень быстро.

Покупка "Еврокоммерца" пока единственная сделка на рынке, однако вероятность активизации процессов M&A в среднесрочной перспективе  довольно существенна. Хотя количество потенциальных сделок сдерживается ограниченным числом игроков (сегодня - порядка 30 компаний), другие инвесторы также начинают интересоваться покупкой факторинговых бизнесов.

Участники рынка

Участники рынка: компании и банки

По данным "Эксперт РА", общая численность игроков российского рынка факторинга на сегодняшний день составляет порядка 30 компаний и банков, в то время как в Европе в среднем в одной стране работает 13 компаний.

Основные Факторы (поставщики услуг):

 

  • Факторинговая Компания Eurokommerz
  • Акционерный Коммерческий банк "Промсвязьбанк"
  • Открытое акционерное общество Коммерческий банк "Петрокоммерц" (ОАО Банк "Петрокоммерц")
  • Национальная Факторинговая Компания
  • Номос- Банк
  • ОАО АКБ "Пробизнесбанк" является головной кредитной организацией Банковской группы LIFE
  • Межрегиональной факторинговой компании "ТРАСТ"
  • АКБ "СОЮЗ" - универсальный коммерческий Банк.
  • Акционерный коммерческий банк "ЦентроКредит"

Информация о работе Финансовые услуги коммерческих банков