Финансовая система Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую системы Германии.
Для достижения основной цели курсовой работы нам необходимо рассмотреть следующие задачи:
 рассмотреть основы экономической модели Германии;
 рассмотреть государственную финансовую систему Германии;
 бюджеты земель и общин Германии;

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 61.94 Кб (Скачать)

 

Из данных таблицы 2 видно, что наибольший удельный вес имеют расходы на социальное обеспечение, процентные расходы, на оборону, транспорт.

К расходам федеральных властей  Германии относятся оборона, социальная сфера, почта, телекоммуникации, транспорт, а также определенная доля расходов на образование (5%) и здравоохранение. Основная доля расходов на образование (95%) приходится на бюджеты земель.

Значительное влияние  на модель бюджетного федерализма оказывают  декларируемые центральной властью  цели социально-экономической политики. В Конституции ФРГ закреплен  принцип единства жизненного уровня на всей территории страны. Реализация этого принципа предполагает оказание финансовой помощи экономически менее  развитым землям. Для обеспечения  такого перераспределения ресурсов необходимы относительно высокие федеральные  налоги. Соответственно, снижаются  возможности для использования  местных налогов. Иначе резко  возросло бы общее налоговое бремя. Тем не менее, после объединения  западных и восточных немецких земель и введения специального налога для  выравнивания уровней экономического развития тенденция к централизованной модели стала заметной в Германии.

Проблема бюджетного дефицита в Германии существует с 1980-х гг. (от 3,3% до 4,9%). В связи с объединением Германии в 1990 г. бюджетный дефицит  значительно увеличился. Хотя в 2000 г. бюджет был профицитным (+1,3%), что связано с огромными доходами от продажи лицензий на мобильную связь третьего поколения и значительными поступлениями от приватизации.

В течение последних лет  не удается снизить государственный  долг до уровня, не превышающего 60% ВВП, как предусмотрено Маастрихстскими соглашениями. Государственный долг бюджетов всех уровней в 2003 г. достиг 1331,5 млрд евро (в том числе федеральный долг — 760,5 млрд евро, то есть 57% совокупного долга). На каждого жителя приходится более 15 тысяч евро государственного долга. Среди федеральных земель выделяется Северный Рейн-Вестфалия, чей долг приблизился к 117 млрд евро.

 

 

 

 

2.3 Анализ страхового  рынка Германии

 

В 2002 г. общий объем страховых  премий немецких страховых компаний от операций во всех странах мира составил $136 млрд, в том числе доля по страхованию убытков и от несчастных случаев составила 45,2%; по страхованию кредитов, авиационному страхованию и ядерному страхованию - 1,0%; по добровольному медицинскому страхованию – 12%; по страхованию жизни - 37%.

Страховые компании Германии, по общему мнению, принадлежат к наиболее надежным в мире. Интересно, что первая в мире система обязательного социального страхования была создана более ста лет назад именно в Германии. Система социального страхования в Германии более столетия покоилась на трех опорах: медицинском страховании, пенсионном страховании и страховании от безработицы. В 1995 г. к ним добавилась четвертая опора - страхование на случай необходимости ухода при болезни или по старости. Социальное страхование является обязательным и регулируется законом. Оно финансируется за счет страховых взносов, которые делают работающие по найму работники.

Взносы по социальному  страхованию платят все работающие по найму, однако они не взимаются  с заработков до 325 евро в неделю, если продолжительность рабочей  недели меньше 15 ч. Максимальная заработная плата, при которой необходимо производить отчисления в кассы страхования от безработицы и пенсионного страхования, составляет 54 000 евро в год (те, кто зарабатывает больше, не подлежат обязательному страхованию и могут делать это на добровольной основе). В целом процентная ставка взносов зависит от общего числа плательщиков. Чем больше страхователей перечисляют взносы в кассы социального страхования, тем ниже отчисления каждого из них. В 1999 г. социальные расходы Германии в расчете на душу населения составили 6600 евро.

Обязательное пенсионное страхование включает меры по страхованию, улучшению и восстановлению трудоспособности. К ним относятся лечение, меры по повышению квалификации, освоению новой специальности и поиску подходящей работы и выплату пенсий по профессиональной и общей нетрудоспособности, а также по достижении пенсионного возраста - не менее 60 лет женщинами и 65 лет мужчинами, выплату пенсий по случаю потери кормильца - вдовцам, вдовам и сиротам.

Размер пенсии зависит  от уровня трудовых доходов всех застрахованных лиц к наступлению пенсионного возраста, уровня трудовых доходов застрахованного лица на протяжении его трудового стажа, продолжительности рабочего стажа. Пенсия тем выше, чем больше зарабатывал страхователь и чем дольше он работал.

Система обязательного пенсионного  страхования (ОПС) имеет законодательную  основу. Она охватывает 90% населения  Германии. Вне ее рамок находятся, например, государственные чиновники  и самостоятельные предприниматели. С 2001 г. обычная средняя пенсия в западных федеральных землях Германии составляет 1120 евро, в новых федеральных землях - 1010 евро в месяц.

Пенсионное страхование  базируется на принципе так называемого «негласного договора поколений», который обязывает ныне зарабатывающее поколение платить страховые взносы в пенсионные кассы в расчете на то, что грядущее поколение будет проявлять такое же попечение о нем самом. Работодатели и работающие по найму работники платят страховые взносы пополам, бизнесмены, имеющие собственное дело, и другие добровольно застрахованные лица платят взносы в полном объеме.

Медицинское страхование  в Германии не является обязательным для всех и распространяется на малообеспеченных с годовой заработной платой менее 40 тыс. евро. Взнос в систему ОМС – это фиксированный процент от заработка, составляющий от 11,2% до 14,9%. Половину этого взноса платит работодатель. Важная особенность ОМС заключается в том, что эти полисы являются семейными. Это означает, что неработающая супруга (супруг), а также дети застрахованы вместе со страхователем. Если же она (он) начинает работать, то должна быть самостоятельно застрахована и платить взносы.

Цель страхования по безработице  заключается в том, чтобы обеспечить безработным необходимые средства к жизни, а также свести к минимуму экономические и социальные последствия  безработицы. Страхование от безработицы финансируется за счет страховых взносов, которые делают работающие по найму работники.

Страховые взносы по обязательному  пенсионному, медицинскому страхованию и страхованию от безработицы собирают больничные кассы. В 2002 г. каждый наемный работник перечислял в качестве страхового взноса для страхования от безработицы 3,25% от своей номинальной заработной платы, еще 3,25% платил работодатель. Максимальная заработная плата, при которой необходимо платить страховые взносы по страхованию от безработицы и пенсионного страхования, составляет 54 000 евро в год (те, кто зарабатывает больше, не подлежат обязательному страхованию и могут делать это на добровольной основе).

Безработные получают пособие. Его размеры зависят от общего трудового стажа до наступления безработицы, размеров получаемой до потери работы, заработной платы, возраста, а также от наличия детей.

Условиями получения пособия  служат способность и желание  трудиться. Поэтому если работник добровольно  отказывается от своей работы, или  если безработный в предписанные сроки регулярно не является на биржу труда, или если он не соглашается с предоставленным ему реальным трудоустройством, выплата пособия прекращается. Не получают пособия бастующие или уволенные в результате локаута работники, ибо, во-первых, безработица, дающая право на получение пособия, обусловлена нехваткой рабочих мест, и, во-вторых, страхование от безработицы не может вторгаться в конфликты, связанные с политикой в области заработной платы. Безработные, срок страхования которых истек, получают социальную помощь по безработице.

В целях финансирования расходов на больничный уход при болезни или по старости в середине 1990-х гг. была введена отдельная отрасль социального страхования. По закону под защитой этого страхования находятся все застрахованные в рамках обязательного медицинского страхования. Застрахованные в частных страховых компаниях должны оформлять частную страховку на этот случай. Функции социального страхования на случай необходимости ухода при болезни или по старости берут на себя больничные кассы. Страховые расходы осуществляются за счет взносов членов касс и работодателей. Размер страховых взносов зависит от доходов страхователей.

Обязательное страхование  от несчастных случаев должно способствовать предотвращению несчастных случаев и снижению рисков их последствий. Для этого разрабатываются правила предупреждения несчастных случаев, оказывается содействие восстановлению трудоспособности наемных работников, с которыми произошел несчастный случай на производстве, и возмещаются расходы на лечение застрахованных потерпевших. Право на получение выплаты дает также признанное в установленном порядке профессиональное заболевание.

В целом страхование распространяется на всех работающих по найму (кроме  государственных служащих), включая  надомных рабочих, представителей шоу-бизнеса, артистов цирка, эстрады и варьете, а также художников. Кроме того, правом на страхование обладают кустари, производители сельскохозяйственной продукции и предприниматели малых промыслов и морского рыболовства. Услугами страхования пользуются также спасатеди, доноры и лица, которые оказывают помощь при авариях, опасностях и катастрофах, рискуют своей жизнью.

Для рынка добровольного  страхования жизни характерна ценовая конкуренция. Здесь она проявляется в неоправданно завышенных ожиданиях доходности договоров страхования жизни последнее время компании по страхованию жизни стали сокращать размер участия своих клиентов в прибыли от капиталовложений. Для подобного развития ситуации решающими стали две причины: слабая деловая активность на рынке ссудных капиталов и фондовом рынке. В 1994-2000 гг. доходность по договорам страхования жизни достигала 8%, в 2001 г. она составляла не более 6-7%, а в 2002 г. доходность уже была значительно ниже: 4% - по старым договорам и 3,25% - по новым договорам. Более того, к 2000 г. сократились резервы практически всех компаний по страхованию жизни.

Государственный контроль над  всеми действующими в Германии национальными и иностранными страховыми компаниями осуществляет Федеральное ведомство надзора за деятельностью страховых компаний. Оно осуществляет мониторинг уровня платежеспособности и финансовой устойчивости страховых компаний, проводит анализ управленческий структур компаний, согласовывает кандидатуры на высшие посты и внутренних аудиторов компаний, рассматривает жалобы акционеров и страхователей.

Государство также следит за тем, чтобы сведения о клиентах, накопленные в банках данных страховой  компании, не передавались третьим лицам. В Германии действует закон о защите личных данных. Застрахованный может быть уверен, что у его дверей не будет непрерывного потока коммивояжеров, предлагающих услуги своих компаний, как не будет и потока почтовых отправлений с рекламой.

Многие страховые компании в Германии являются членами немецкой ассоциации по страхованию (GDV) - добровольного союза немецких страховых компаний. Как и другие национальные страховые союзы Европы, немецкая ассоциация защищает интересы национальных страховщиков в правительстве, парламенте, перед политическими партиями и социальными группами, а также организациями ЕС и другими международными организациями. Ассоциация поддерживает широкие контакты со страховыми рынками Центральной и Восточной Европы, оказывая поддержку развитию современной страховой индустрии, предоставляя информацию, консультационные услуги, помощь в базовой и специализированной подготовке по страхованию, помогая организации и развитию страховых союзов и органов страхового надзора в этих странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ специализированных правительственных фондов, государственных  предприятий, бюджетов земель и общин Германии

3.1 Специализированные  правительственные фонды

Специальные фонды - важное звено финансовой системы ФРГ. По объему эти фонды стоят на втором месте после государственного бюджета  страны. Главное место среди них  занимает Фонд социального страхования, который состоит из большого числа  автономных фондов, охватывающих отдельные  виды страхования, - это фонды страхования  по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от  несчастных случаев.

Общей для всех фондов социального  страхования является система мобилизации  доходов. Средства фондов образуются за счет трех источников: обязательных отчислений, взносов предпринимателей и государственных  субсидий из федерального бюджета. Наибольшую долю составляют отчисления предпринимателей.

Фонды социального страхования  включают страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни, пенсионное страхование рабочих  и служащих, пенсионное страхование  лиц, не работающих по найму.

Самыми значительными, кроме  налогов являются взносы на социальное страхование. Эти взносы представляют собой финансово-экономическую основу коллективной поддержки на случай старости, болезни и кризиса. Согласно основного закона Федерация имеет конкурирующую законодательную компетенцию в области социального страхования, включая страхование по безработице. Это право регулирования специального денежного фонда для покрытия социальных нужд используется также для финансирования социального страхования, то есть для введения налогов по социальному страхованию. Социальная помощь и другие виды социальных услуг, оказываемых государством, финансируются за счет налогов, то есть всего общества, и в масштабе всего общества, за счет государственного бюджета.

Система пенсионного обеспечения  Германии содержит сочетание двух систем финансирования  обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется "системой трех уровней".

Первый - (около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется  перераспределительным способом)- охватывает, прежде всего, обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсий пожилым используются поступления в фонд пенсионного страхования (ведомства пенсионного страхования).  В Германии этими поступлениями являются страховые взносы застрахованных лиц и работодателей, а также дотации государства. Этой пенсии достаточно для обеспечения нормального уровня жизни пожилого человека.       Второй и третий уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом.

Информация о работе Финансовая система Германии