Финансовая система Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую системы Германии.
Для достижения основной цели курсовой работы нам необходимо рассмотреть следующие задачи:
 рассмотреть основы экономической модели Германии;
 рассмотреть государственную финансовую систему Германии;
 бюджеты земель и общин Германии;

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 61.94 Кб (Скачать)

1) обязательных отчислений  от заработной платы рабочих  и служащих;

2) взносов предпринимателей;

3) государственных субсидий  из федерального бюджета.

Особенностью распределения  социальной нагрузки между работниками  и работодателями в Германии является равный уровень их отчисления в социальные фонды. Исключение составляет страхование  от несчастных случаев, взносы для которых  уплачиваются только работодателем.

В финансовую систему включены также внебюджетные фонды, находящиеся  в распоряжении центрального правительства, состав которых меняется в зависимости  от стоящих перед государством задач. Так, с 1990 г. действует фонд немецкого  единства, образованный с целью оказания помощи восточным землям, вошедшим в состав объединенной Германии.

Финансы государственных  предприятий — составная часть  финансовой системы страны. В отличие  от ряда других стран Европы ФРГ  не проводила национализации, а расширение государственной собственности  шло главным образом за счет нового строительства. В собственности  федерального правительства находятся  федеральные железные дороги, федеральная  почта, концерны в горнодобывающей, металлургической и электротехнической промышленности и др.

Бюджетный процесс определяется Конституцией Германии, и включает четыре стадии:

1) составление проекта  федерального бюджета;

2) рассмотрение и утверждение  бюджета парламентом;

3) исполнение бюджета;

4) составление отчета  об исполнении бюджета, контроль за его исполнением.

Бундестаг играет главную  роль в рассмотрении и утверждении  бюджета (в трех чтениях). Принятый парламентом  закон о федеральном бюджете  подписывается федеральным канцлером  и министром финансов, после чего передается на подпись президенту, который принимает решение об официальной публикации закона.

Организация исполнения федерального бюджета возложена, прежде всего, на федеральное правительство, министерство финансов, министерство экономики Германии, другие ведомства, а также на правительства  земель, которые получают часть средств  федерального бюджета. Отчет об исполнении бюджета составляется Министерством  финансов и направляется в Бундестаг  и Счетную палату, которая осуществляет контроль на всех стадиях бюджетного процесса.

 

 

1.3 Бюджеты земель  и общин Германии

 

Согласно Основному закону земли (субъекты федерации) обладают особым правовым статусом (они имеют свои конституции, законодательство, представительный орган земли - парламент, исполнительную власть земли - правительство и так  далее), однако они не суверенны; суверенитетом  обладает только федерация в целом. Область их компетенции распространяется на образование, местное хозяйство, деятельность полиции, здравоохранение, социальное обеспечение. Земли в  административном отношении делятся на округа, округа – на уезды, уезды состоят из общин.

Финансы земель и общин  занимают важное место в финансовой системе страны. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе ФРГ составляет свыше 20%. Земли и общины несут почти 100% общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования или здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное или жилищное хозяйство, почти 3/4 расходов на содержание государственного аппарата и свыше 40% расходов по управлению государственным долгом. Рост расходов бюджетов земель и общин не сопровождается расширением их доходной базы. В связи с этим удельный вес собственных источников доходов снижается и увеличивается доля дотаций из вышестоящего звена бюджетной системы. Растет объем займовых операций местных органов власти, что в конечном итоге приводит к усилению дефицитности этих бюджетов.

Налоговая система земель насчитывает около 25 налогов. Земли  получают налоги на имущество, наследство, налог, взимаемый при приобретении земельного участка, налог на автомобили, на пиво, на проведение лотерей, скачек и содержание игровых домов, налог  на пожарную охрану. Эти налоги дают свыше 85% всех налоговых поступлений  земель. Большой удельный вес занимают платежи по социальному страхованию, включающие взносы на медицинское и  пенсионное страхование и страхование  по безработице.

Общины получают промысловый, поземельный налог и местные  налоги (на собак, на охрану и рыбалку, на второе жилище). Поземельным налогом  облагаются сельскохозяйственные и  лесные предприятия, а также земельные  участки. Налог затрагивает широкие  слои населения и взимается с  приносимого дохода в размере 1-2%.

В доход бюджетов общин  поступают различные административные сборы и доходы от выдачи местных  лицензий. К доходам от местного хозяйства относятся доходы от муниципальных домов, водоснабжения, газовых заводов, электростанций, мостов.

Однако расходы земель и общин ни в коей мере не обеспечиваются поступлениями налогов. Для финансирования расходов местных бюджетов земель и  общин получают от федерального правительства  дотации - целевые и общие.

Местные бюджеты, как уже  отмечалось, хронически дефицитны. Они  обременены долгами. Особо высока доля долгов у общин. Постоянное использование  займов на покрытие бюджетных дефицитов  и финансирование капиталовложений усиливает рост местной задолженности, и являются одной из причин ухудшения  финансового состояния местных  бюджетов

 

 

 

Глава 2. Анализ доходов  и расходов бюджетной системы, и  страхового рынка Германии

2.1 Доходы бюджетной  системы ФРГ

В формировании доходов бюджета  ФРГ особую роль играет налоговая  политика. В соответствии с объектом налогообложения налоговое законодательство Германии выделяет три вида налогов:

1) налоги на собственность;

2) налоги на обращение;

3) налоги на потребление.

К налогам на собственность  относятся:

  • налоги на доходы (подоходный налог, налог на прибыль корпораций);
  • налоги на имущество (налог на наследство, земельный участок, транспортные средства и др.).

К налогам на обращение  относятся косвенные налоги:

  • налог на добавленную стоимость,
  • налог на страховые операции.

К налогам на потребление  относятся акцизы.

Конституция Германии определяет виды налогов и полномочия органов  власти по их установлению и введению. Налоговые поступления составляют около 80% всех доходов консолидированного бюджета, причем на 2/3 они формируются  за счет прямых налогов (подоходного, промыслового и налога на прибыль), а также за счет НДС. Названные четыре налога относятся  к общим налогам, поступления  от которых формируют бюджеты  всех уровней. Но их доля в бюджетах разных уровней различна: в бюджетных  доходах федерации, земель и общин  она составляет соответственно около 9/10, 7/10 и 1/3.

Налоги Германии делятся  на общие, федеральные, земельные и  местные (общинные или коммунальные), а также пошлины. В настоящее  время налоговые доходы федерального бюджета формируются главным  образом за счет доли федерации в  общих налогах, к которым относятся:

  • подоходный налог с заработной платы и с заявленного дохода, исчисляемого на основе поданных предпринимателями и лицами свободных профессий деклараций;
  • налог на прибыль корпораций;
  • НДС, часть которого перечисляется в бюджет ЕС и в фонд «Немецкое единство»;
  • промысловый налог (Таблица 1 ).

 

Таблица 1. Налоговые доходы федерального бюджета Германии в 2004—2008 гг.

Налоги

Доходы федерального бюджета, млрд евро

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Подоходный налог

55,8

55,2

59,5

64,6

69,4

Налог на прибыль

14,2

16,4

17,6

17,7

17,7

Налог на добавленную стоимость

67,4

72

74,1

76

78,3

Промысловый налог

1,3

1,3

1,1

1,2

2,2

Налог на табак

14,5

15,8

16,4

16,3

16,2

Налог на водку

2,2

2,2

2,2

2,1

2,1

Налог на сырую нефть

42,3

42,4

42,6

42,9

43,2

Отчисления землям от налога на сырую нефть

-6,8

-7,1

-7,2

-7,3

-7,4

Налог на электроэнергию

6,6

6,6

6,7

6,9

7

Прочие федеральные налоги

20,4

20,7

21,4

22

22,6

Отчисления в ЕС

-13,8

-16,8

-18,1

-18,5

-19,5

Дополнительные доходы

-15,1

-14,6

-14,7

-14,8

-14,7

Налоговые доходы

189,9

194,5

202,6

210,3

216,8


 

К неналоговым доходам  федерального бюджета относятся  рентные платежи, доходы от приватизации земельных участков и иного имущества. В качестве доходов в федеральный  бюджет регулярно включается многомиллиардная прибыль Бундесбанка.

К налогам земель относятся  налоги на наследство, приобретение земельного участка, автомобили, пиво, проведение лотерей, скачек и содержание игорных домов, пожарную охрану. Однако значительно большая доля доходов в земельные бюджеты поступает в процессе распределения подоходного налога.

К налогам общин относятся  местные налоги на потребление и  расходы, важнейшими из которых являются поземельный и промысловый (60% в  совокупных доходах общин). Местные  налоги на потребление и расходы  включают налог на напитки (продажу  напитков в разлив), развлечения, собак, охоту и рыбную ловлю. В местные  бюджеты поступает налог на открытие питейных заведений, небольших гостиниц, а также налог с лиц, владеющими двумя квартирами. Согласно законодательству не допускается параллельное взимание одинаковых налогов на уровне земель и общин.

Задачи налоговой реформы  в Германии (1999—2005 гг.) включали:

  • постепенное снижение налогового бремени на корпорации до 25%;
  • снижение налогов на заработную плату, в том числе за счет снижения ставок взносов на социальное страхование;
  • повышение акцизов на бензин с фискальной и экологической целями;
  • расширение социальной помощи семьям, увеличение пособий на детей.

При определении налога на заработную плату наемные работники  делятся на шесть классов в  зависимости от состава семьи, числа  работающих (максимальная ставка была снижена с 51% в 2001 г. до 42% в 2005 г.). В  ходе реформы была существенно снижена  ставка налога на прибыль до 25% с 2005 г. для распределенной и нераспределенной прибыли.

С 1 января 1993 г. в связи  с «гармонизацией вступления» в  ЕС ставка НДС была повышена с 14 до 15%, а в 1999 г. — до 16%. На некоторые  товары (например, книги, основные продукты питания) установлена льготная ставка НДС в размере 8%. Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8% и делятся, как и в США, в равной пропорции между нанимателем и работником. Составной частью налоговой реформы явилось сокращение налоговых льгот.

Основные проблемы системы  государственных финансов Германии сводятся к трем блокам:

1) общее оздоровление  госфинансов и повышение устойчивости  финансовой системы, означающее  среднесрочную сбалансированность  госбюджета, при оптимизации государственных  расходов, прежде всего, путем  уменьшения субсидий экономике  и государственных взносов в  фонды социального страхования;

2) необходимость радикальной  налоговой реформы (упрощение  налоговой системы и снижение  налоговых ставок на доходы);

3) реформирование межбюджетных  отношений и модернизация бюджетного  федерализма (механизмов вертикального  и горизонтального финансового  выравнивания).

 

2.3 Расходы федерального  бюджета ФРГ

Для Германии во все времена  была характерна высокая роль государства  в экономике. Модель социального  рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим  ростом и равномерным распределением богатства.

За счет бюджета обеспечивается в первую очередь финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин. На центральное правительство  возлагаются все военные расходы, расходы на внешние отношения, основная часть социальных расходов, а также  расходов на субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование отдельных отраслей, регионов, науки. В структуре расходов на социальные цели они с учетом социальных фондов достигают 46—48%(Табл 2.)

Таблица 2- Анализ расходов федерального бюджета за 2003-2008г.

Вид расходов

Расходы федерального бюджета, млн евро

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Социальное обеспечение

           

Услуги пенсионного страхования

77257

77855

78210

78849

79675

80970

Рынок рабочей силы

23054

27568

29600

21780

20936

20696

Услуги для семьи

3617

3560

3428

3386

3362

3354

Дотация на аренду жилья

2791

1859

850

770

750

730

Премия за строительство  жилья

612

500

521

525

436

442

Услуги жертвам войны

3650

3395

3032

2783

2559

2352

Возмещение, компенсация  ущерба

533

571

296

278

263

249

Сельскохозяйственная социальная политика

4022

3778

3677

3794

3848

3901

Оборона

           

Военные расходы

24472

24061

23900

24000

24700

24700

Дальнейшие оборонные  расходы

122

126

118

114

110

109

Защита потребителей,питание и сельское хозяйство

           

Программа «Улучшение аграрной структуры и охрана окружающей среды  побережья»

734

729

685

680

680

680

Прочие мероприятия в  области сельского хозяйства

485

459

466

457

476

481

Стимулирование экономики

           

Энергия

2803

2473

2051

1987

2336

2311

Прочее секторальное стимулирование экономики

491

534

498

460

410

396

Мелкий и средний бизнес, исследования и стимулирование технологии

867

808

675

627

677

675

Региональное экономическое  стимулирование

4678

1008

873

818

738

698

Гарантии и другие мероприятия

1386

2180

1880

1860

1950

1851

Транспорт

           

Федеральные железные дороги

10780

10218

9520

9497

9241

8437

Федеральные автострады

5572

5787

5522

5117

5279

5335

Федеральные водные пути

1565

1505

1549

1476

1501

1507

Улучшение транспортного  сообщения в общинах

1721

1677

1667

1667

1667

1667

Строительное дело

           

Жилье и городское строительство

1758

1975

1747

1593

1358

1094

Перенос местонахождения  парламента

496

351

171

149

90

57

Исследования, образование  и наука, культура

           

Наука, исследования и развитие (кроме вузов)

6429

6622

6694

6785

6893

6991

Высшие учебные заведения

1392

1115

1097

1230

1295

1275

Стимулирование образования, молодых научных кадров

1268

1307

1333

1330

1334

1338

Профессиональное образование  и иные сферы образования

457

1497

1165

1416

1128

661

Охрана окружающей среды, спорт

655

602

625

614

590

581

Внутренняя безопасность, иммиграция

3262

3390

3442

3452

3429

3433

Экономическое сотрудничество и развитие

3675

3721

3726

3808

3885

3954

Общее финансовое хозяйство

           

Процентные расходы

36911

37708

39728

39845

42661

45606

Услуги снабжения

13751

13725

14271

14324

14496

14702

Государственное имущество

2268

2255

-

-

193

680

Правопреемство дел учреждения опеки

441

424

386

361

314

273

Прочие расходы

7394

8182

8164

8195

8182

8275

Итого

256699

260109

249838

253639

257137

260014

Информация о работе Финансовая система Германии