Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую системы Германии.
Для достижения основной цели курсовой работы нам необходимо рассмотреть следующие задачи:
рассмотреть основы экономической модели Германии;
рассмотреть государственную финансовую систему Германии;
бюджеты земель и общин Германии;
1) обязательных отчислений от заработной платы рабочих и служащих;
2) взносов предпринимателей;
3) государственных субсидий из федерального бюджета.
Особенностью распределения социальной нагрузки между работниками и работодателями в Германии является равный уровень их отчисления в социальные фонды. Исключение составляет страхование от несчастных случаев, взносы для которых уплачиваются только работодателем.
В финансовую систему включены также внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства, состав которых меняется в зависимости от стоящих перед государством задач. Так, с 1990 г. действует фонд немецкого единства, образованный с целью оказания помощи восточным землям, вошедшим в состав объединенной Германии.
Финансы государственных предприятий — составная часть финансовой системы страны. В отличие от ряда других стран Европы ФРГ не проводила национализации, а расширение государственной собственности шло главным образом за счет нового строительства. В собственности федерального правительства находятся федеральные железные дороги, федеральная почта, концерны в горнодобывающей, металлургической и электротехнической промышленности и др.
Бюджетный процесс определяется Конституцией Германии, и включает четыре стадии:
1) составление проекта федерального бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета парламентом;
3) исполнение бюджета;
4) составление отчета
об исполнении бюджета,
Бундестаг играет главную
роль в рассмотрении и утверждении
бюджета (в трех чтениях). Принятый парламентом
закон о федеральном бюджете
подписывается федеральным
Организация исполнения федерального бюджета возложена, прежде всего, на федеральное правительство, министерство финансов, министерство экономики Германии, другие ведомства, а также на правительства земель, которые получают часть средств федерального бюджета. Отчет об исполнении бюджета составляется Министерством финансов и направляется в Бундестаг и Счетную палату, которая осуществляет контроль на всех стадиях бюджетного процесса.
1.3 Бюджеты земель и общин Германии
Согласно Основному закону земли (субъекты федерации) обладают особым правовым статусом (они имеют свои конституции, законодательство, представительный орган земли - парламент, исполнительную власть земли - правительство и так далее), однако они не суверенны; суверенитетом обладает только федерация в целом. Область их компетенции распространяется на образование, местное хозяйство, деятельность полиции, здравоохранение, социальное обеспечение. Земли в административном отношении делятся на округа, округа – на уезды, уезды состоят из общин.
Финансы земель и общин занимают важное место в финансовой системе страны. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе ФРГ составляет свыше 20%. Земли и общины несут почти 100% общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования или здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное или жилищное хозяйство, почти 3/4 расходов на содержание государственного аппарата и свыше 40% расходов по управлению государственным долгом. Рост расходов бюджетов земель и общин не сопровождается расширением их доходной базы. В связи с этим удельный вес собственных источников доходов снижается и увеличивается доля дотаций из вышестоящего звена бюджетной системы. Растет объем займовых операций местных органов власти, что в конечном итоге приводит к усилению дефицитности этих бюджетов.
Налоговая система земель насчитывает около 25 налогов. Земли получают налоги на имущество, наследство, налог, взимаемый при приобретении земельного участка, налог на автомобили, на пиво, на проведение лотерей, скачек и содержание игровых домов, налог на пожарную охрану. Эти налоги дают свыше 85% всех налоговых поступлений земель. Большой удельный вес занимают платежи по социальному страхованию, включающие взносы на медицинское и пенсионное страхование и страхование по безработице.
Общины получают промысловый, поземельный налог и местные налоги (на собак, на охрану и рыбалку, на второе жилище). Поземельным налогом облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Налог затрагивает широкие слои населения и взимается с приносимого дохода в размере 1-2%.
В доход бюджетов общин
поступают различные
Однако расходы земель и общин ни в коей мере не обеспечиваются поступлениями налогов. Для финансирования расходов местных бюджетов земель и общин получают от федерального правительства дотации - целевые и общие.
Местные бюджеты, как уже отмечалось, хронически дефицитны. Они обременены долгами. Особо высока доля долгов у общин. Постоянное использование займов на покрытие бюджетных дефицитов и финансирование капиталовложений усиливает рост местной задолженности, и являются одной из причин ухудшения финансового состояния местных бюджетов
Глава 2. Анализ доходов и расходов бюджетной системы, и страхового рынка Германии
2.1 Доходы бюджетной системы ФРГ
В формировании доходов бюджета
ФРГ особую роль играет налоговая
политика. В соответствии с объектом
налогообложения налоговое
1) налоги на собственность;
2) налоги на обращение;
3) налоги на потребление.
К налогам на собственность относятся:
К налогам на обращение относятся косвенные налоги:
К налогам на потребление относятся акцизы.
Конституция Германии определяет
виды налогов и полномочия органов
власти по их установлению и введению.
Налоговые поступления
Налоги Германии делятся на общие, федеральные, земельные и местные (общинные или коммунальные), а также пошлины. В настоящее время налоговые доходы федерального бюджета формируются главным образом за счет доли федерации в общих налогах, к которым относятся:
Таблица 1. Налоговые доходы федерального бюджета Германии в 2004—2008 гг.
Налоги |
Доходы федерального бюджета, млрд евро | ||||
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. | |
Подоходный налог |
55,8 |
55,2 |
59,5 |
64,6 |
69,4 |
Налог на прибыль |
14,2 |
16,4 |
17,6 |
17,7 |
17,7 |
Налог на добавленную стоимость |
67,4 |
72 |
74,1 |
76 |
78,3 |
Промысловый налог |
1,3 |
1,3 |
1,1 |
1,2 |
2,2 |
Налог на табак |
14,5 |
15,8 |
16,4 |
16,3 |
16,2 |
Налог на водку |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
2,1 |
2,1 |
Налог на сырую нефть |
42,3 |
42,4 |
42,6 |
42,9 |
43,2 |
Отчисления землям от налога на сырую нефть |
-6,8 |
-7,1 |
-7,2 |
-7,3 |
-7,4 |
Налог на электроэнергию |
6,6 |
6,6 |
6,7 |
6,9 |
7 |
Прочие федеральные налоги |
20,4 |
20,7 |
21,4 |
22 |
22,6 |
Отчисления в ЕС |
-13,8 |
-16,8 |
-18,1 |
-18,5 |
-19,5 |
Дополнительные доходы |
-15,1 |
-14,6 |
-14,7 |
-14,8 |
-14,7 |
Налоговые доходы |
189,9 |
194,5 |
202,6 |
210,3 |
216,8 |
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся рентные платежи, доходы от приватизации земельных участков и иного имущества. В качестве доходов в федеральный бюджет регулярно включается многомиллиардная прибыль Бундесбанка.
К налогам земель относятся налоги на наследство, приобретение земельного участка, автомобили, пиво, проведение лотерей, скачек и содержание игорных домов, пожарную охрану. Однако значительно большая доля доходов в земельные бюджеты поступает в процессе распределения подоходного налога.
К налогам общин относятся местные налоги на потребление и расходы, важнейшими из которых являются поземельный и промысловый (60% в совокупных доходах общин). Местные налоги на потребление и расходы включают налог на напитки (продажу напитков в разлив), развлечения, собак, охоту и рыбную ловлю. В местные бюджеты поступает налог на открытие питейных заведений, небольших гостиниц, а также налог с лиц, владеющими двумя квартирами. Согласно законодательству не допускается параллельное взимание одинаковых налогов на уровне земель и общин.
Задачи налоговой реформы в Германии (1999—2005 гг.) включали:
При определении налога на заработную плату наемные работники делятся на шесть классов в зависимости от состава семьи, числа работающих (максимальная ставка была снижена с 51% в 2001 г. до 42% в 2005 г.). В ходе реформы была существенно снижена ставка налога на прибыль до 25% с 2005 г. для распределенной и нераспределенной прибыли.
С 1 января 1993 г. в связи с «гармонизацией вступления» в ЕС ставка НДС была повышена с 14 до 15%, а в 1999 г. — до 16%. На некоторые товары (например, книги, основные продукты питания) установлена льготная ставка НДС в размере 8%. Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8% и делятся, как и в США, в равной пропорции между нанимателем и работником. Составной частью налоговой реформы явилось сокращение налоговых льгот.
Основные проблемы системы государственных финансов Германии сводятся к трем блокам:
1) общее оздоровление
госфинансов и повышение
2) необходимость радикальной налоговой реформы (упрощение налоговой системы и снижение налоговых ставок на доходы);
3) реформирование межбюджетных
отношений и модернизация
2.3 Расходы федерального бюджета ФРГ
Для Германии во все времена
была характерна высокая роль государства
в экономике. Модель социального
рыночного хозяйства
За счет бюджета обеспечивается
в первую очередь финансирование
традиционных сфер деятельности федерации,
земель и общин. На центральное правительство
возлагаются все военные
Таблица 2- Анализ расходов федерального бюджета за 2003-2008г.
Вид расходов |
Расходы федерального бюджета, млн евро | |||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Социальное обеспечение |
||||||
Услуги пенсионного страхования |
77257 |
77855 |
78210 |
78849 |
79675 |
80970 |
Рынок рабочей силы |
23054 |
27568 |
29600 |
21780 |
20936 |
20696 |
Услуги для семьи |
3617 |
3560 |
3428 |
3386 |
3362 |
3354 |
Дотация на аренду жилья |
2791 |
1859 |
850 |
770 |
750 |
730 |
Премия за строительство жилья |
612 |
500 |
521 |
525 |
436 |
442 |
Услуги жертвам войны |
3650 |
3395 |
3032 |
2783 |
2559 |
2352 |
Возмещение, компенсация ущерба |
533 |
571 |
296 |
278 |
263 |
249 |
Сельскохозяйственная |
4022 |
3778 |
3677 |
3794 |
3848 |
3901 |
Оборона |
||||||
Военные расходы |
24472 |
24061 |
23900 |
24000 |
24700 |
24700 |
Дальнейшие оборонные расходы |
122 |
126 |
118 |
114 |
110 |
109 |
Защита потребителей,питание и сельское хозяйство |
||||||
Программа «Улучшение аграрной структуры и охрана окружающей среды побережья» |
734 |
729 |
685 |
680 |
680 |
680 |
Прочие мероприятия в области сельского хозяйства |
485 |
459 |
466 |
457 |
476 |
481 |
Стимулирование экономики |
||||||
Энергия |
2803 |
2473 |
2051 |
1987 |
2336 |
2311 |
Прочее секторальное стимулирование экономики |
491 |
534 |
498 |
460 |
410 |
396 |
Мелкий и средний бизнес, исследования и стимулирование технологии |
867 |
808 |
675 |
627 |
677 |
675 |
Региональное экономическое стимулирование |
4678 |
1008 |
873 |
818 |
738 |
698 |
Гарантии и другие мероприятия |
1386 |
2180 |
1880 |
1860 |
1950 |
1851 |
Транспорт |
||||||
Федеральные железные дороги |
10780 |
10218 |
9520 |
9497 |
9241 |
8437 |
Федеральные автострады |
5572 |
5787 |
5522 |
5117 |
5279 |
5335 |
Федеральные водные пути |
1565 |
1505 |
1549 |
1476 |
1501 |
1507 |
Улучшение транспортного сообщения в общинах |
1721 |
1677 |
1667 |
1667 |
1667 |
1667 |
Строительное дело |
||||||
Жилье и городское строительство |
1758 |
1975 |
1747 |
1593 |
1358 |
1094 |
Перенос местонахождения парламента |
496 |
351 |
171 |
149 |
90 |
57 |
Исследования, образование и наука, культура |
||||||
Наука, исследования и развитие (кроме вузов) |
6429 |
6622 |
6694 |
6785 |
6893 |
6991 |
Высшие учебные заведения |
1392 |
1115 |
1097 |
1230 |
1295 |
1275 |
Стимулирование образования, молодых научных кадров |
1268 |
1307 |
1333 |
1330 |
1334 |
1338 |
Профессиональное образование и иные сферы образования |
457 |
1497 |
1165 |
1416 |
1128 |
661 |
Охрана окружающей среды, спорт |
655 |
602 |
625 |
614 |
590 |
581 |
Внутренняя безопасность, иммиграция |
3262 |
3390 |
3442 |
3452 |
3429 |
3433 |
Экономическое сотрудничество и развитие |
3675 |
3721 |
3726 |
3808 |
3885 |
3954 |
Общее финансовое хозяйство |
||||||
Процентные расходы |
36911 |
37708 |
39728 |
39845 |
42661 |
45606 |
Услуги снабжения |
13751 |
13725 |
14271 |
14324 |
14496 |
14702 |
Государственное имущество |
2268 |
2255 |
- |
- |
193 |
680 |
Правопреемство дел учреждения опеки |
441 |
424 |
386 |
361 |
314 |
273 |
Прочие расходы |
7394 |
8182 |
8164 |
8195 |
8182 |
8275 |
Итого |
256699 |
260109 |
249838 |
253639 |
257137 |
260014 |