Финансовая система Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую системы Германии.
Для достижения основной цели курсовой работы нам необходимо рассмотреть следующие задачи:
 рассмотреть основы экономической модели Германии;
 рассмотреть государственную финансовую систему Германии;
 бюджеты земель и общин Германии;

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 61.94 Кб (Скачать)

Введение

Экономика Германии является крупнейшей экономикой Европы. В 2009 году в рейтинге стран по общему объёму ВВП Германия занимала четвёртое место и пятое место в рейтинге по объёму ВВП по паритету покупательной способности. До 2007 года Германия занимала соответственно третье и четвёртое место. Германия является достаточно развитой страной с ярко выраженной постиндустриальной экономикой, которая характеризуется хорошо развитой инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой. Но несмотря на это, Германия, как и любая другая страна имеет определенные проблемы, в данном случае – это проблемы относительной устойчивости финансовой системы и проблема её оздоровления.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую системы  Германии.

Для  достижения основной цели курсовой работы нам необходимо рассмотреть следующие задачи:

  • рассмотреть основы экономической модели Германии;
  • рассмотреть государственную финансовую систему Германии;
  • бюджеты земель и общин Германии;
  • провести анализ доходов бюджетной системы Германии;
  • проанализировать расходы федерального бюджета Германии;
  • анализ страхового рынка Германии;
  • рассмотреть специализированные правительственные фонды;
  • рассмотреть государственные предприятия.

Информационной базой  исследования являются экономическая  литература Финансы: Учебник для вузов, интернет-ресурсы, сайты www.rbc.ru, www.minfin.ru.

 

 

1.1 Основы экономической модели Германии

Официальное название страны - Федеративная Республика Германии (ФРГ). Она включает в себя 16 земель, из которых 5- восточногерманские, вошедшие в 1990г. в объединенную германию. Численность населения 82,5 млн. человек. Денежная единица - евро (до 2000г.-немецкая марка).

В мировой экономике Германия является лидером, занимая четвертое место в мире по объему производимого ею ВВП.

Для современной экономики  Германии характерны:

  • ярко выраженная постиндустриальная экономика с удельным весом услуг в ВВП — 64,4%, при 34,5% промышленности и 1,1% сельского хозяйства;
  • это мощное государство, удельный вес бюджета которого в ВВП превышает 50%;
  • четкая социальная ориентация экономики при значительных отчислениях в социальные фонды, немецкая рабочая сила — самая дорогая в мире (стоит в среднем 12 долларов за час);
  • низкий уровень иностранных инвестиций, составляющий только 7,5% общих вложений;
  • сильная интеграция немецкой экономики в мировую. Германия находится на втором месте по экспорту мирового капитала (10%), ее экспорт составляет 23,6% ВВП;
  • субсидирование государством убыточных отраслей (угольной, сталелитейной, судостроительной отраслей и сельского хозяйства);
  • высокий уровень безработицы, составлявший в начале ХХI в. более 10% трудоспособного населения;
  • большие затраты на выравнивание уровня жизни восточных земель, присоединенных 3 октября 1990 г., и западных земель

Германии присущи общие  проблемы, как и другим странам-участницам ЕС, которые перераспределяют через  государственный бюджет и социальные фонды в среднем в процентах к ВВП — 40—50%. Основными проблемами системы государственных финансов страны являются общее оздоровление финансов при оптимизации государственных расходов, совершенствование налоговой системы, реформирование межбюджетных отношений.

Особенностью фондового  рынка Германии по сравнению с  англосаксонскими странами остается низкий удельный вес акций по сравнению  с рынком облигаций. Капитализация  составляла по отношению к ВВП  всего 20—25%, что меньше, чем во Франции. Другой специфической чертой фондового  рынка ФРГ является малая часть  акций населения в акционерном  капитале. В Германии существуют очень  жесткие ограничения на приобретение контрольных пакетов акций. В  отличие от англосаксонских стран  здесь практически невозможны «враждебные» поглощения компаний. Рынок облигаций  ФРГ по объему облигационной задолженности  занимает третье место после США  и Японии. Централизация фондовых бирж не достигла еще такого уровня, как в Великобритании и Франции.

В ФРГ функционирует восемь фондовых бирж: во Франкфурте, Дюссельдорфе, Мюнхене, Гамбурге, Берлине, Штутгарте, Ганновере и Бремене. Основными  игроками на бирже являются банки, при  этом абсолютно доминируют три крупнейших банка: «Deutsche Bank», на который приходится треть всего оборота Франкфуртской фондовой биржи, «Dresdner Bank» и «Commerzbank».

Главный вывод, который делают германские специалисты, заключается  в том, что каждая страна должна, прежде всего, сама выстроить надежную финансовую систему и проводить  взвешенную макроэкономическую политику, чтобы свести к минимуму собственное  «окно уязвимости», снизить информационные риски, часто провоцирующие неадекватную реакцию субъектов финансового  рынка. Введение евро снизило одни риски, но многократно увеличило другие. Так, вырос уровень секьюритизации, отражавший переориентацию предприятий с банковского кредита на эмиссию ценных бумаг.

Наиболее быстрыми темпами  этот процесс развивался в странах  с англосанксонской системой права, заметно медленнее — в европейских континентальных странах. Тем не менее, и там, и здесь заметно увеличилась доля капиталовложений, профинансированных за счет эмиссии акций и облигаций. Не осталась в стороне и Германия. Число компаний, акции которых котируются на бирже, выросло с 678 в 1995 г. до тысячи с лишним в 2000 г. Каждый пятый немец вкладывает сегодня деньги в акции либо сертификаты инвестиционных фондов. Франкфурт превратился в пятую по величине финансовую столицу мира, хотя по отношению к ВВП капитализация «Deutche Borse» по-прежнему не идет ни в какое сравнение ни с Нью-Йоркской, ни с Лондонской биржей.

Высокая положительная динамика была характерна и для развития еще  одного сегмента финансового рынка  Германии — облигационных эмиссий  корпораций. При том, что и сегодня корпоративные ссуды во всех странах континентальной Европы в основном обеспечиваются за счет банковского кредита, европейский рынок корпоративных облигаций во второй половине 1990-х гг. имел устойчивую тенденцию к росту.

Низкий уровень капитализации  фондового рынка является главной  причиной того, что фондовый рынок  в Германии выполняет сугубо вспомогательную  функцию в финансировании предприятий. Если проанализировать динамику объемов  банковского кредитования, то можно  сказать, что макроэкономическая роль банковского кредита в Германии выросла со 100% к ВВП в 1990 г. до 164% в 2000 г. В результате Германия по структуре  финансирования предприятий существенно  отличается от наиболее развитых стран  Европы и США. Суммарное количество акций немецких компаний, находящихся  в собственности иностранных  инвесторов, выросло весьма незначительно — с 1% в 1991 г. до 16% в 2000г.

Если раньше инвестиции осуществлялись главным образом с целью создания новых предприятий, то теперь половина средств уходит на слияния и поглощения (от половины до двух третей не достигают  поставленных целей и кончаются  неудачей). Главной болевой точкой в спорах вокруг глобализации стала  «великая финансовая революция». Именно либерализация и стремительный  рост финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных) превратились в главный  символ глобализации. Финансовые инновации  в 1980-е и 1990-е гг. породили много  изощренных, «экзотических» финансовых инструментов, получивших название производных  ценных бумаг, или деривативов (опционы и фьючерсы на товары, ценные бумаги, валюту, процентные ставки и фондовые индексы; свопы на процентные ставки и валюту; форвардные контракты и др.). Задуманные как средство хеджирования, то есть страхования от ценовых рисков, деривативы очень скоро превратились в инструмент для совершения чисто спекулятивных операций. Финансовая сфера стала приобретать самодостаточный характер.

Недостаточная прозрачность международных финансовых рынков (так, например, открытые дилерами позиции  в торговле деривативами вообще не фигурируют в балансовых отчетах), хроническая нехватка информации провоцируют «стадное поведение» инвесторов, что может положить начало разрушительной цепной реакции. Вскоре после «азиатского кризиса» по поручению «Группы 7» Бундесбанк представил свои предложения по реформированию международной финансовой системы:

  • усиление регулирования и надзора в финансовом секторе;
  • тесная координация деятельности МВФ, Всемирного Банка, Базельского комитета по банковскому надзору и Международной организации органов надзора за финансовыми рынками;
  • более полное задействование международных стандартов и правил раскрытия информации;
  • повышение эффективности управления внешним долгом.
  • Особенно остро встал вопрос о четком разграничении функций между МВФ и ВБ.

Была реанимирована идея введения налога Тобина (введение налога на краткосрочные финансовые трансакции и, прежде всего, валютные сделки «спот», что позволило бы усилить значение долгосрочных, основополагающих экономических факторов по сравнению с сиюминутными спекулятивными мотивами). Однако введение подобного налога — дело сложное, так как потребует учреждения специальных организаций, осуществляющих контроль за финансовыми потоками по всему миру.

Банки по-прежнему сохраняют  свою особую роль в немецкой модели корпоративного управления. После принятия Бундестагом закона о федеральном  банке 30 июля 1957 г. была образована единая структура — Немецкий федеральный  банк (Deutshe Bundesbank), который объединил центральные банки земель и Банк немецких земель. Штаб-квартира Немецкого федерального банка размещается во Франкфурте-на-Майне. Помимо Бундесбанка контроль за функционированием денежно-кредитной системы осуществляет Федеральная банковская служба надзора, подчиненная Министерству финансов.

Поскольку в Германии отсутствует  деление банков на инвестиционные и  коммерческие, и закон предоставляет  право владеть акциями нефинансовых корпораций в любом объеме, то немецкие банки одновременно выступают как  бы в нескольких лицах.

Во-первых, они сами владеют  крупными пакетами акций всех сколько-нибудь значительных корпораций, и в этом качестве представлены в их наблюдательных советах. Сегодня 40% рыночной капитализации 400 крупнейших компаний Германии сосредоточено  в банковских кросс-холдингах, образовавшихся в 1950-е гг. Только Deutshe Bank принадлежат акции компаний на общую сумму более 12,5 млрд долларов.

Во-вторых, реальные возможности  влияния банков на деятельность компаний еще шире, поскольку число принадлежащих  им голосов умножаются благодаря  системе доверенностей от мелких держателей акций — клиентов банков.

В-третьих, банки, представители  которых сидят в наблюдательных советах компаний и голосуют на собраниях  акционеров, являются, как правило, главными кредиторами этих компаний, ведут их счета и вообще обеспечивают весь спектр финансовых услуг. Таким  образом, банки имеют возможность  собирать о своих клиентах информацию в несопоставимо большем объеме, чем это доступно рядовому акционеру.

Среди негативных последствий  слишком тесных связей банков с промышленными  предприятиями называются такие, как:

  • предоставление кредитов, которое в этих условиях диктуется не только экономической целесообразностью, но и необходимостью помочь «своей» компании выйти из затруднительного положения;
  • снижение прозрачности и устойчивости банковской системы, при котором страдает качество кредитов, растут кредитные риски, по уровню рентабельности банковская система Германии в целом имеет среди стран ОЭСР показатели существенно ниже средних.

В германской модели акционеры  — это только одна из заинтересованных групп. Банки, даже если они не являются акционерами, а только предоставляют  корпорации заемный капитал, имеют  право на участие в стратегическом управлении. Такое право могут  иметь и главные партнерские  компании-поставщики, оптовые покупатели. По закону 1976 г. за лицами наемного труда  официально тоже закреплена роль в  структурах корпоративного управления. На предприятиях с числом занятых  более 2 тысяч человек в наблюдательных советах 50% мест резервируется за акционерами, а 50% — за наемными работниками. В  организациях, имеющих от 500 до 2 тысяч человек, наблюдательные советы могут лишь на треть состоять из рабочих, избранных на собраниях трудового коллектива.

 

 

1.2 Государственная  финансовая система Германии

Государственная финансовая система ФРГ включает:

  • бюджетную систему;
  • специальные фонды;
  • внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства;
  • финансы государственных предприятий.

Бюджетная система Германии, в свою очередь, включает:

  • бюджет федерации;
  • специальные правительственные фонды;
  • бюджеты 16 земель, в том числе 5 восточногерманских;
  • более 10 тысяч общин.

В Конституции Германии закреплено существование двух уровней государственной  власти:

1) «федеративной республики»,  называемой федерацией;

2) «земель», являющихся членами  федерации.

Земли сами являются государствами, объединенными в реальную федерацию, а не регионами фактически унитарного государства. Общины не образуют третьего государственного уровня. Они являются частью земель, которые несут главную  ответственность за наделение общин  соответствующими финансовыми ресурсами. Эта ответственность распространяется также на федерацию, так как в  соответствии со ст. 106 Конституции  Германии в бюджеты общин перечисляется  часть совокупных налоговых поступлений, в связи с чем самоуправление общин носит ограниченный характер.

Специальные фонды — важное звено финансовой системы Германии. По объему эти фонды стоят на втором месте после федерального бюджета  страны. Главное место среди них  занимает фонд социального страхования, который состоит из большого числа  автономных фондов, охватывающих отдельные  виды страхования — фондов страхования  по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, если она наступила  в связи с реорганизацией предприятия  или отрасли, от несчастных случаев  и пр. Фонд социального страхования  включен в федеральный бюджет с 1974 г. Общей для всех фондов социального  страхования является система мобилизации  доходов. Средства фондов образуются за счет трех источников:

Информация о работе Финансовая система Германии