Денежные реформы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение денежных реформ проведенных в России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
Изучить понятие денежной реформы, основные виды и методы её проведения;
Изучить эволюцию денежных реформ, понять их причины и результаты;
Рассмотреть основные направления развития денежной системы России на 2011-2013 года.

Оглавление

Введение 3
1. Экономическая сущность денежных реформ 5
1.1 Сущность и основные виды денежных реформ 5
1.2 Методы осуществления денежных реформ 7
2. Денежные реформы России и их социально-экономические последствия 12
2.1 Денежные реформы XVI-XVIII веков 12
2.2 Денежные реформы XIX века. 15
3. Основные направления развития денежной системы России на 2012-2014 года. 27
3.1 Реформы XXI века 27
3.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов. 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

курсовая_работа-1.docx

— 78.48 Кб (Скачать)

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5%, в 2014 году - до 4 - 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5 - 5,5% в 2012 году, 4 - 5% в 2013 году и 3,5 - 4,5% в 2014 году.

Расчеты по денежной программе на 2012 - 2014 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции и прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта федерального бюджета.

Ожидается, что в рассматриваемый период экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних факторов, включая увеличение кредитования банками реального сектора российской экономики.

Реализация денежно-кредитной политики будет проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.

Последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в процессы курсообразования означает уменьшение влияния операций по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке на формирование ликвидности банковского сектора. В связи с этим политика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования.

Одной из ключевых задач Банка России на 2012 - 2014 годы является формирование необходимых условий для повышения эффективности проводимой процентной политики. Для этого Банк России продолжит осуществление мер, направленных на повышение гибкости курсообразования, совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сглаживание влияния автономных факторов на динамику банковской ликвидности. Это будет способствовать постепенному усилению воздействия канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на достижение конечной цели по инфляции. В частности, для повышения действенности влияния процентной политики Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка предстоит принятие решений по оптимизации системы инструментов денежно-кредитного регулирования, совершенствованию механизмов проведения операций Банка России на основе прогнозов показателей ликвидности банковского сектора.

По мере перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит движение в сторону дальнейшего сокращения вмешательства в процессы курсообразования, постепенно отказываясь от управления валютным курсом. При этом в зависимости от развития ситуации под воздействием внешних и внутренних факторов Банк России может проводить операции на внутреннем валютном рынке, приводящие как к предоставлению, так и к изъятию ликвидности.

В зависимости от реализации различных сценариев макроэкономического развития, оказывающих влияние на динамику денежно-кредитных показателей, Банк России готов к активному применению инструментов предоставления денежных средств банковскому сектору или абсорбирования свободной ликвидности кредитных организаций для достижения целевых ориентиров денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе.

В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям. Одним из основных направлений бюджетной политики в 2012-2014 годах является поддержка инновационного развития экономики России. Поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций, в том числе в рамках развития авиастроения, приборостроения, нанотехнологий, электронной компонентной базы, космического и ядерного комплексов, будет продолжена в рамках реализации федеральных целевых программ. В 2012-2014 годах продолжится реализация проекта создания Инновационного центра «Сколково». Для реализации этого проекта Фонду развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий планируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году – 27,1 млрд. рублей, в 2013 году – 17,1 млрд. рублей, в 2014 году – 17,1 млрд. рублей. В качестве дополнительных источников финансирования  инновационных проектов предполагается привлечь частные инвестиции в объеме 62,5 млрд. рублей.                                                                                                                                                               Финансирование технопарков в сфере высоких технологий  в Российской Федерации осуществляется в рамках комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» в форме субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.20                                                                                                                                                                                                                                                                    В 2012-2014 году планируется оказывать финансовую поддержку созданию технопарков в 7 субъектах Российской Федерации.                                  Финансирование особых экономических зон на территории Российской Федерации осуществляется в форме взноса в уставный капитал открытого акционерного общества «Особые экономические зоны». В 2012-2014 годах продолжится оказание финансовой поддержки создания ОЭЗ на территории 7 субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

                                                                                Заключение

 

Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные  стороны, так и много отрицательных  моментов.

Сложившаяся к настоящему времени социально-экономическая  система России характеризуется  высокими административными барьерами, засильем и произволом чиновничества. Не случайно для правительства Российской Федерации стала насущной разработка системы мероприятий по дебюрократизации экономики.

Особо важную роль в обеспечении  сбалансированного роста играет промышленная политика. Ее целью является структурная перестройка экономики, создание системы высокотехнологичных  и конкурентоспособных производств  и переход к устойчивому росту. Для этого прежде всего необходимо восстановить банковскую систему. Промышленную политику надо сочетать с продолжением реформ налогово-бюджетной, банковской систем, использованием валютных и  других рычагов.

Если развитие в указанных  направлениях будет успешным, то можно  ожидать перехода к устойчивому  росту в ближайшем будущем. Именно экономический рост является основой  для повышения благосостояния населения.

Исторический обзор сущности и особенностей проведения денежных реформ показывает, что денежная реформа, безусловно, является завершающим этапом оздоровления денежного обращения (на базе широкого круга финансово-экономических мер), хотя также бесспорно, что устойчивая и надёжная денежная система является базой для оздоровления всей финансовой системы государства.

Знание исторического опыта проведения денежных реформ в России, имеет большое значение для современников и даёт ключ для поиска путей выхода из финансового положения в России. Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств. Это, помимо прочего, означает, что история финансов не закончилась: они будут и далее совершенствоваться и развиваться.                     Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. На современном этапе острейшей проблемой является устойчивость денежной системы России. Необходимость стабилизации рубля приобретает еще большее значение, в силу того, что эта задача на протяжении последних лет ставилась неоднократно, но решить ее пока не удалось.

                                  Список использованных источников

 

1. Азрилиян  А.Н. Большой  экономический словарь. «Норма»  М., 2002г

2. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. «ЮНИТИ» М., 2000г                                   4. Зуев, М.Н. История России с древности до наших дней: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. – 928с.                                                                                                                      5.  Информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы. // Интернет газета «Столетие» // Статья: Хрущевские «фантики». Эл. Адрес; www.stoletie.ru//                                                                                                                             6. Левичева, И.Н. Реформа Канкрина / И. Н. Левичева // Деньги и кредит. – 1993. – № 4. – С. 71-77.                                                                                                7. Малинина, Н.А. Денежные реформы в России: исторический аспект / Н.А. Малинина // Финансовый менеджмент. – 2003. - № 3. Эл. адрес: www.diplom.krsk.info/                                                                                                               8. Мельникова, А.С. Деньги в России. История русского Мельникова, В.В. Уздеников, И.С. Шиканова. – М.: ООО «Издательство Стрелец», 2000. – 224с. денежного хозяйства с древнейших времён до 1917 г. / А.С.                                 9. Михаэлис, А.Е. Бумажные деньги России / А.Э. Михаэлис, Л.А. Харламов. – Пермь: Пермская печатная фабрика Гознака, 1993 – 170с.                                                       10. Муравьёва, Л.А. Социально-экономические реформы в России (1761-1796 гг.) / Л.А. Муравьёва // Финансы и кредит. – 2008. - № 43. – С. 81-89.                                 11. «Независимая газета», К. Фрумкин, 2003 г.                                                                 12. Нешитой, А.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кє», 2008. – 576с.                                                                                                                        13. Носова, Г.В. Завершение министром финансов Ф. П. Вронченко денежной реформы Е. Ф. Канкрина / Г. В. Носова // Финансы. – 2007. - № 5. – С. 56-58. 14. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для Вузов. «ЮНИТИ» М., 2-е изд., 2002г.                                                                                         15. Правовая система «Референт» // Законодательство Российской федерации // Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011год и период 2012 и 2013 годов. Эл. адрес: www.referent.ru/                                   16. Ратников К.Ю. “Новые деньги” / Деньги и кредит № 7, 2000 г., с. 91.                                  17. Семенов С.К. Деньги: эмиссия, ее сущность и процедуры // Финансы и кредит. 2007. № 9. С. 36-42.                                                                                       18. Сайт Центрального Банка России, WWW.CBR.ru                                                           19. Сайт Министерства финансов РФ, www.minfin.ru                                                     20. Тренев Н.Н. “Денежная система на рубеже XXI века” / Деньги и кредит № 10, 2000 г., с. 52.                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Семенов С.К. Деньги: эмиссия, ее сущность и процедуры // Финансы и кредит. 2007. № 9. С. 36-42.

2 Левичева, И.Н. Реформа Канкрина / И. Н. Левичева // Деньги и кредит. – 1993. – № 4. – С. 71-77.

3 Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. «ЮНИТИ» М., 2000г

4 Зуев, М.Н. История России с древности до наших дней: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. – 928с.

5 Азрилиян  А.Н. Большой экономический словарь. «Норма» М., 2002г

6 Азрилиян  А.Н. Большой экономический словарь. «Норма» М., 2002г

7 Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для Вузов. «ЮНИТИ» М., 2-е изд., 2002г.

8 Азрилиян  А.Н. Большой экономический словарь. «Норма» М., 2002г

9 Азрилиян  А.Н. Большой экономический словарь. «Норма» М., 2002г

10 Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп./Под ред. д-ра. Экон.наук проф. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2001.

11 Лунден, И. Л. Государственные финансы при Екатерине II / И. Л. Лунден // Финансы. – 2008. - № 5. – С. 69-73.

12 Носова, Г.В. Завершение министром финансов Ф. П. Вронченко денежной реформы Е. Ф. Канкрина / Г. В. Носова // Финансы. – 2007. - № 5. – С. 56-58.

13 Биметаллизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907

14 «Независимая газета», К. Фрумкин, 2003 г.

15 Ратников К.Ю. “Новые деньги” / Деньги и кредит № 7, 2000 г., с. 91.

16 Михаэлис, А.Е. Бумажные деньги России / А.Э. Михаэлис, Л.А. Харламов. – Пермь: Пермская печатная фабрика Гознака, 1993 – 170с.

17 Муравьёва, Л.А. Социально-экономические реформы в России (1761-1796 гг.) / Л.А. Муравьёва // Финансы и кредит. – 2008. - № 43. – С. 81-89.

18 Тренев Н.Н. “Денежная система на рубеже XXI века” / Деньги и кредит № 10, 2000 г., с. 52.

19 Сайт Центрального Банка России, WWW.CBR.ru

20 Официальный сайт Министерства Финансов РФ,  minfin.ru.


Информация о работе Денежные реформы в России