Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 09:33, курсовая работа
Целью курсовой работы изучение целей, инструментов и механизма денежно-кредитной политики.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть понятие денежно-кредитной политики.
Рассмотреть цели денежно-кредитной политики.
Рассмотреть типы денежно-кредитной политики.
Рассмотреть инструменты денежно-кредитного регулирования.
Рассмотреть механизм денежно-кредитного регулирования.
Рассмотреть сценарий макроэкономического развития на 2012 год и прогноз платежного баланса.
Рассмотреть цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году.
Введение……………………………………………………………………………………..3
1 Цели денежно-кредитной политики и ее типы………………………………………….5
Понятие денежно-кредитной политики……………………………………………..5
Цели денежно-кредитной политики…………………………………………………6
Типы денежно-кредитной политики………………………………………………...7
Инструменты и механизм денежно-кредитного регулирования………………………9
Инструменты денежно-кредитного регулирования………………………………...9
Механизм денежно-кредитного регулирования…………………………………...14
Основные направления денежно-кредитной политики в 2012 году
Сценарий макроэкономического развития на 2012 год и прогноз платежного баланса
Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения в 2012 году.
В рамках денежной программы, предусматривающего значительное снижение мировых цен на нефть, в 2012 году прогнозируется абсолютное уменьшение чистых мировых резервов в 2012 году - на 0,5 трлн. рублей.
Для дальнейшего обеспечения роста денежной базы необходимо увеличение чистых внутренних активов на 1,1 трлн. рублей в 2012 году.
Формирование цен на нефть ниже уровня, заложенного в проекте бюджета на 2012 год, повышает уязвимость бюджета к различным шокам. При условии сохранения расходов федерального бюджета в объеме, предусмотренном в бюджетных проектировках, дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2012 году может составить около 4% ВВП. Необходимость его финансирования может привести к существенному расходованию средств суверенных фондов, а также масштабному наращиванию объема государственных заимствований, что будет сопровождаться ростом цены последних и увеличением расходов на обслуживание государственного долга. При этом значительный рост заимствований на внутреннем рынке может привести к вытеснению кредита реальному сектору экономики, а увеличение внешних заимствований - к притоку краткосрочного капитала.
В денежной программе предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей в 2012 году. Согласно расчетам, при реализации данного сценария в 2012 году прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 - 1,3 трлн. рублей в год при активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору.
Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост чистых международных резервов составит в 2012 году 0,8 трлн. рублей.
Согласно расчетам, в 2012 году указанный прирост чистых международных резервов необходимо будет дополнить увеличением чистых внутренних активов, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период должно составить 0,2 - 0,5 трлн. рублей в год.
Исходя
из предусматриваемого в соответствии
с основными параметрами
При указанной динамике кредита расширенному правительству основным каналом увеличения чистых внутренних активов в 2012 году будет прирост чистого кредита банкам (на 0,3 - 1,0 трлн. рублей), который будет обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита банкам.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, предполагающим высокие цены на нефть, увеличение чистых международных резервов в 2012 году составит 2,2 трлн. рублей. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что в 2012 году снижение чистых внутренних активов по данному варианту должно составить 1,0 трлн. рублей.
С
учетом предполагаемой благоприятной
внешнеэкономической
В рамках данного сценария предполагается, что в 2012 году чистый кредит банкам увеличится на 0,2 трлн. рублей.
Основные
параметры денежно-кредитной
2. Политика валютного курса
Основной задачей курсовой политики на 2012 год является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит политику, направленную на повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.
В
течение переходного периода
курсовая политика будет направлена
на сглаживание колебаний курса
рубля к основным мировым валютам,
а также на компенсацию устойчивых
дисбалансов спроса и предложения
на внутреннем валютном рынке. Параметры
механизма курсовой политики будут
определяться с учетом основных факторов
формирования платежного баланса, показателей
бюджетной системы и
В настоящее время сохраняющийся значительный профицит счета текущих операций создает фундаментальные предпосылки для укрепления рубля. Однако прогнозируемое сокращение профицита торгового баланса вследствие быстрого роста импорта приведет к снижению роли данного фактора и, соответственно, усилению влияния на курс состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами. Трансграничные потоки капитала могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков. Следствием этого, а также результатом сокращения участия Банка России в операциях на валютном рынке станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе.
3. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
Одной из ключевых задач Банка России на 2012 год является формирование необходимых условий для повышения эффективности проводимой процентной политики. Для этого Банк России продолжит осуществление мер, направленных на повышение гибкости курсообразования, совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сглаживание влияния автономных факторов на динамику банковской ликвидности. Это будет способствовать постепенному усилению воздействия канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на достижение конечной цели по инфляции. В частности, для повышения действенности влияния процентной политики Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка предстоит принятие решений по оптимизации системы инструментов денежно-кредитного регулирования, совершенствованию механизмов проведения операций Банка России на основе прогнозов показателей ликвидности банковского сектора.
По мере перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит движение в сторону дальнейшего сокращения вмешательства в процессы курсообразования, постепенно отказываясь от управления валютным курсом. При этом в зависимости от развития ситуации под воздействием внешних и внутренних факторов Банк России может проводить операции на внутреннем валютном рынке, приводящие как к предоставлению, так и к изъятию ликвидности.
В
зависимости от реализации различных
сценариев макроэкономического
развития, оказывающих влияние на
динамику денежно-кредитных показателей,
Банк России готов к активному
применению инструментов предоставления
денежных средств банковскому сектору
или абсорбирования свободной ликвидности
кредитных организаций для
В рамках всех вариантов прогноза, рассмотренных выше, ожидается рост чистого кредита банкам со стороны Банка России. При формировании дефицита банковской ликвидности Банк России обеспечит применение необходимого набора инструментов рефинансирования на основе сочетания операций по предоставлению средств на аукционной основе и операций постоянного действия.
В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям. Вместе с тем будет продолжена работа по созданию единого механизма рефинансирования банков под обеспечение активов, входящих в "единый пул обеспечения". Предполагается, что в его состав будут входить такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также включенные в котировальные списки российских фондовых бирж, золото и иные виды активов.
При
развитии ситуации в банковском секторе,
при которой формируется
Банк России предполагает использовать возможности, предоставляемые системой банковских электронных срочных платежей (БЭСП), для проведения расчетов по операциям предоставления и изъятия ликвидности.
Банк
России продолжит использование
обязательных резервных требований
в качестве инструмента денежно-кредитного
регулирования и сдерживания
инфляционных процессов. В зависимости
от изменения состояния
В 2012 году Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России по вопросам, касающимся непосредственно реализации денежно-кредитной политики и функционирования финансового рынка. В частности, будет продолжено использование и развитие реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения свободных бюджетных средств в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние ликвидности банковского сектора. Кроме того, Банк России совместно с Минфином России будет участвовать в разработке и реализации мер по развитию рынка государственных ценных бумаг. Повышение ликвидности и увеличение емкости рынка государственных ценных бумаг расширит возможности Банка России по регулированию денежного предложения и будет способствовать повышению эффективности трансмиссии процентной политики.
Также в 2012 году Банк России осуществит ряд важнейших мероприятий по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы России (Приложение 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы были решены следующие задачи: