Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 09:33, курсовая работа
Целью курсовой работы изучение целей, инструментов и механизма денежно-кредитной политики.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть понятие денежно-кредитной политики.
Рассмотреть цели денежно-кредитной политики.
Рассмотреть типы денежно-кредитной политики.
Рассмотреть инструменты денежно-кредитного регулирования.
Рассмотреть механизм денежно-кредитного регулирования.
Рассмотреть сценарий макроэкономического развития на 2012 год и прогноз платежного баланса.
Рассмотреть цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году.
Введение……………………………………………………………………………………..3
1 Цели денежно-кредитной политики и ее типы………………………………………….5
Понятие денежно-кредитной политики……………………………………………..5
Цели денежно-кредитной политики…………………………………………………6
Типы денежно-кредитной политики………………………………………………...7
Инструменты и механизм денежно-кредитного регулирования………………………9
Инструменты денежно-кредитного регулирования………………………………...9
Механизм денежно-кредитного регулирования…………………………………...14
Основные направления денежно-кредитной политики в 2012 году
Сценарий макроэкономического развития на 2012 год и прогноз платежного баланса
Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Если
центральный банк покупает ценные бумаги
у коммерческих банков, он переводит
деньги на их корреспондентские счета;
таким образом увеличиваются
кредитные возможности банков. Они
начинают выдавать ссуды, которые в
форме безналичных реальных денег
входят в сферу денежного обращения,
а при необходимости
Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.
Непредсказуемость результатов денежно-кредитной политики в связи с тем, что открытый рынок - это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь, рост процентных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти погасит эффект снижения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и мультипликатора.
Рассмотренные
инструменты денежно-кредитной
Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов, в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.
Управление наличной денежной массой представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые центральным банком.
Валютное регулирование в качестве инструмента денежно-кредитной политики стало применяться центральным банком с 30-х годов ХХ века. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорт и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета, экономическая и политическая ситуация и т.д.
Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Валютная интервенция проводится для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности.
В
зависимости от выбора инструментов
денежно-кредитное
Инструменты денежно-кредитного регулирования должны обладать:
-
максимальной
-
нейтральностью (одинаковым влиянием
на конкурентоспособность
-
равномерностью воздействия на
конкурентоспособность
Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно-кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.
К
инструментам денежно-кредитной политики,
с помощью которой центральный банк осуществляет
свою политику по отношению к коммерческим
банкам относятся в первую очередь
изменение ставки рефинансирования,
изменение норм обязательных
резервов, операции на открытом
рынке с ценными бумагами и иностранной
валютой, а также некоторые иные
меры, носящие жесткий административный
характер.
Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение роста мировой экономики в 2012 году. Темпы роста производства товаров и услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%. Тем не менее, неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах - торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран - торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала.
Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2012 году, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть (рис. 1).
В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта "Юралс" на мировом рынке до 75 долларов США за баррель.
В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал - на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%.
В
основе второго варианта рассматривается
прогноз Правительства
Данный
вариант отражает развитие экономики
в условиях реализации активной государственной
политики, направленной на улучшение
инвестиционного климата, повышение
конкурентоспособности, стимулирование
экономического роста и модернизации,
а также на повышение эффективности
расходов бюджета. Согласно этому варианту
в 2012 году увеличение реальных располагаемых
денежных доходов населения
В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 году цены на нефть сорта "Юралс" до 125 долларов США за баррель.
Рис. 1 Цена на нефть сорта «Юралс» (долларов США за баррель)
В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров в 2012 году ожидается повышение инвестиционной активности. Прирост инвестиций в основной капитал может составить 8,7%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения - 5,2%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4,7%.
Прогноз платежного баланса Российской Федерации на 2012 год приведен в Приложении 1.
Согласно
первому варианту прогноза при уменьшении
средней цены на российскую нефть
до 75 долларов США за баррель в 2012
году ожидается существенное снижение
профицита счета текущих
Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов, согласно первому варианту, незначительно уменьшится - до 58,4 млрд. долларов США. Во втором и третьем вариантах его отрицательное сальдо ожидается в размере 65,4 и 69,3 млрд. долларов США соответственно.
Сальдо
счета операций с капиталом и
финансовыми инструментами в
первом и втором вариантах прогнозируется
с сокращением дефицита до 26,3 и 10,5
млрд. долларов США соответственно,
в третьем - до сбалансированного
уровня. В 2012 году в первом и втором
вариантах интенсивность
Профицит текущего счета в первом варианте лишь частично компенсирует отрицательное сальдо по финансовому счету, во втором - полностью, а в третьем - компенсации не потребуется. В результате в первом варианте валютные резервы уменьшатся на 14,9 млрд. долларов США, а во втором и третьем - увеличатся на 26,0 и 72,5 млрд. долларов США соответственно.
В
соответствии со сценарными условиями
функционирования экономики Российской
Федерации и основными
Расчеты по денежной программе на 2012 год осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции и прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта федерального бюджета.
Ожидается, что в 2012 году экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних факторов, включая увеличение кредитования банками реального сектора российской экономики.
В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 году может составить 12 - 20%.
Банк России разработал денежную программу, соответствующую основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 году (Приложение 2). Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2012 году 9 - 16%.
С
учетом прогнозируемой в течение
рассматриваемого периода динамики
показателей платежного баланса
ожидается, что в условиях первого
варианта формирование денежного предложения
будет происходить в основном
за счет увеличения чистых внутренних
активов (ЧВА) органов денежно-кредитного
регулирования при сокращении объема
чистых международных резервов (ЧМР),
второго и третьего вариантов - в
большей степени за счет увеличения
ЧМР. При этом большое значение для
реализации денежно-кредитной политики
будут иметь параметры
В соответствии с бюджетными проектировками в 2012 году ожидается формирование дефицита федерального бюджета. Планируется, что финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет расширения объема внутренних заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2012 году. Однако, учитывая сохранение относительно высокой доли нефтегазовых доходов в общем объеме государственных доходов и объективные пределы осуществления государственных заимствований в рассматриваемый период, изменение ситуации на глобальных товарных и финансовых рынках по сравнению с исходными условиями для формирования проекта федерального бюджета может привести к соответствующей корректировке объемов монетарного финансирования дефицита федерального бюджета.
В рамках денежной программы предполагается снижение чистого кредита федеральному правительству, обусловленное в основном накоплением средств на счетах суверенных фондов.