Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы изучение целей, инструментов и механизма денежно-кредитной политики.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть понятие денежно-кредитной политики.
Рассмотреть цели денежно-кредитной политики.
Рассмотреть типы денежно-кредитной политики.
Рассмотреть инструменты денежно-кредитного регулирования.
Рассмотреть механизм денежно-кредитного регулирования.
Рассмотреть сценарий макроэкономического развития на 2012 год и прогноз платежного баланса.
Рассмотреть цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..3

1 Цели денежно-кредитной политики и ее типы………………………………………….5
Понятие денежно-кредитной политики……………………………………………..5
Цели денежно-кредитной политики…………………………………………………6
Типы денежно-кредитной политики………………………………………………...7
Инструменты и механизм денежно-кредитного регулирования………………………9
Инструменты денежно-кредитного регулирования………………………………...9
Механизм денежно-кредитного регулирования…………………………………...14
Основные направления денежно-кредитной политики в 2012 году
Сценарий макроэкономического развития на 2012 год и прогноз платежного баланса
Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика.docx

— 79.73 Кб (Скачать)

     Если  центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит  деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются  кредитные возможности банков. Они  начинают выдавать ссуды, которые в  форме безналичных реальных денег  входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный  банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских  счетов оплачивают такую покупку, тем  самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

     Операции  на открытом рынке проводятся центральным  банком обычно совместно с группой  крупных банков и других финансово-кредитных  учреждений.

     Непредсказуемость результатов денежно-кредитной политики в связи с тем, что открытый рынок - это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь, рост процентных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти погасит эффект снижения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и мультипликатора.

     Рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики используются центральным банком обычно в комплексе в соответствии с  целью денежно-кредитной политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли центрального банка в экономике страны.

     Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных  инструментов, в рамках денежно-кредитной  политики может использоваться и  установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.

     Управление  наличной денежной массой представляет собой регулирование обращения  наличных денег, эмиссию, организацию  их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые центральным банком.

     Валютное  регулирование в качестве инструмента  денежно-кредитной политики стало применяться центральным банком с 30-х годов ХХ века. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорт и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета, экономическая и политическая ситуация и т.д.

     Эффективной системой валютного регулирования  является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Валютная интервенция проводится для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности.

     В зависимости от выбора инструментов денежно-кредитное регулирование  может иметь циклический и  нециклический характер.

     Инструменты денежно-кредитного регулирования  должны обладать:

     - максимальной действительностью  (помогать достичь целей регулирования);

     - нейтральностью (одинаковым влиянием  на конкурентоспособность коммерческих  банков).

     - равномерностью воздействия на  конкурентоспособность отдельных  групп или всех кредитных институтов.

    1. Механизм денежно-кредитного регулирования

     Механизм  денежно-кредитного регулирования представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно-кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.

     К инструментам денежно-кредитной политики,  с помощью которой центральный банк осуществляет  свою политику по отношению  к коммерческим банкам относятся  в  первую  очередь  изменение  ставки рефинансирования,  изменение  норм  обязательных   резервов,   операции   на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а  также  некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер. 
 
 
 
 
 
 

     
  1. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ В 2012 ГОДУ
    1. Сценарий макроэкономического развития на 2012 год и прогноз платежного баланса

     Международные финансовые институты и экономические  организации прогнозируют продолжение  роста мировой экономики в 2012 году. Темпы роста производства товаров  и услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%. Тем не менее, неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах - торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран - торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала.

     Банк  России рассмотрел три варианта условий  проведения денежно-кредитной политики в 2012 году, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть (рис. 1).

     В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой  цены на российскую нефть сорта "Юралс" на мировом рынке до 75 долларов США  за баррель.

     В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые  денежные доходы населения могут  увеличиться на 3,9%, инвестиции в  основной капитал - на 4,2%. Прирост ВВП  ожидается на уровне 3,3%.

     В основе второго варианта рассматривается  прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу для  разработки параметров федерального бюджета  на 2012 - 2014 годы. Предполагается, что  в 2012 году цена на российскую нефть  может составить 100 долларов США  за баррель.

     Данный  вариант отражает развитие экономики  в условиях реализации активной государственной  политики, направленной на улучшение  инвестиционного климата, повышение  конкурентоспособности, стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности  расходов бюджета. Согласно этому варианту в 2012 году увеличение реальных располагаемых  денежных доходов населения прогнозируется на уровне 5,0%. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,8%. В этих условиях объем ВВП  может возрасти на 3,7%.

     В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 году цены на нефть сорта "Юралс" до 125 долларов США за баррель.

     Рис. 1 Цена на нефть сорта «Юралс» (долларов США за баррель)

     В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров в 2012 году ожидается  повышение инвестиционной активности. Прирост инвестиций в основной капитал  может составить 8,7%, прирост реальных располагаемых денежных доходов  населения - 5,2%. Увеличение объема ВВП  предполагается на уровне 4,7%.

     Прогноз платежного баланса Российской Федерации  на 2012 год приведен в Приложении 1.

     Согласно  первому варианту прогноза при уменьшении средней цены на российскую нефть  до 75 долларов США за баррель в 2012 году ожидается существенное снижение профицита счета текущих операций платежного баланса - до 11,3 млрд. долларов США. Вследствие опережающего сокращения экспорта по сравнению с импортом положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами уменьшится до 69,7 млрд. долларов США. В соответствии со вторым вариантом прогноза умеренное  ухудшение ценовой конъюнктуры  топливно-энергетического рынка  обусловит менее масштабное сокращение профицита счета текущих операций и активного сальдо баланса товаров  и услуг - до 36,5 и 101,9 млрд. долларов США  соответственно. В условиях благоприятной  ценовой конъюнктуры внешней  торговли, соответствующей третьему варианту, положительные сальдо счета текущих операций (72,5 млрд. долларов США) и баланса товаров и услуг (141,8 млрд. долларов США), тем не менее, не превысят значений 2011 года.

     Дефицит баланса доходов и текущих  трансфертов, согласно первому варианту, незначительно уменьшится - до 58,4 млрд. долларов США. Во втором и третьем  вариантах его отрицательное  сальдо ожидается в размере 65,4 и 69,3 млрд. долларов США соответственно.

     Сальдо  счета операций с капиталом и  финансовыми инструментами в  первом и втором вариантах прогнозируется с сокращением дефицита до 26,3 и 10,5 млрд. долларов США соответственно, в третьем - до сбалансированного  уровня. В 2012 году в первом и втором вариантах интенсивность прироста внешних обязательств экономики  позволит в большей степени, чем  в 2011 году, компенсировать инвестиции за рубеж, что будет способствовать уменьшению нетто-оттока частного капитала до 25,0 и 10,0 млрд. долларов США соответственно, третий вариант предусматривает  уравновешенные трансграничные потоки частного капитала. Сальдо операций сектора  государственного управления и органов  денежно-кредитного регулирования  будет незначительным. Замедлению вывоза частного капитала будут способствовать рост интереса иностранных инвесторов к российским активам, а также  частичная переориентация резидентов на вложения во внутреннюю экономику.

     Профицит  текущего счета в первом варианте лишь частично компенсирует отрицательное  сальдо по финансовому счету, во втором - полностью, а в третьем - компенсации  не потребуется. В результате в первом варианте валютные резервы уменьшатся на 14,9 млрд. долларов США, а во втором и третьем - увеличатся на 26,0 и 72,5 млрд. долларов США соответственно.

    1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году
  1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа в 2012 году.

     В соответствии со сценарными условиями  функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год Правительство  Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5 - 6% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5 - 5,5% в 2012 году.

     Расчеты по денежной программе на 2012 год осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции и прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта федерального бюджета.

     Ожидается, что в 2012 году экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних факторов, включая увеличение кредитования банками реального сектора российской экономики.

     В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 году может составить 12 - 20%.

     Банк  России разработал денежную программу, соответствующую основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 году (Приложение 2). Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2012 году 9 - 16%.

     С учетом прогнозируемой в течение  рассматриваемого периода динамики показателей платежного баланса  ожидается, что в условиях первого  варианта формирование денежного предложения  будет происходить в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при сокращении объема чистых международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов - в  большей степени за счет увеличения ЧМР. При этом большое значение для  реализации денежно-кредитной политики будут иметь параметры исполнения федерального бюджета, оказывающие  влияние на изменение чистого  кредита банкам со стороны Банка  России.

     В соответствии с бюджетными проектировками в 2012 году ожидается формирование дефицита федерального бюджета. Планируется, что финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет расширения объема внутренних заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2012 году. Однако, учитывая сохранение относительно высокой доли нефтегазовых доходов в общем объеме государственных доходов и объективные пределы осуществления государственных заимствований в рассматриваемый период, изменение ситуации на глобальных товарных и финансовых рынках по сравнению с исходными условиями для формирования проекта федерального бюджета может привести к соответствующей корректировке объемов монетарного финансирования дефицита федерального бюджета.

     В рамках денежной программы предполагается снижение чистого кредита федеральному правительству, обусловленное в  основном накоплением средств на счетах суверенных фондов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика