Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы изучение целей, инструментов и механизма денежно-кредитной политики.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть понятие денежно-кредитной политики.
Рассмотреть цели денежно-кредитной политики.
Рассмотреть типы денежно-кредитной политики.
Рассмотреть инструменты денежно-кредитного регулирования.
Рассмотреть механизм денежно-кредитного регулирования.
Рассмотреть сценарий макроэкономического развития на 2012 год и прогноз платежного баланса.
Рассмотреть цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..3

1 Цели денежно-кредитной политики и ее типы………………………………………….5
Понятие денежно-кредитной политики……………………………………………..5
Цели денежно-кредитной политики…………………………………………………6
Типы денежно-кредитной политики………………………………………………...7
Инструменты и механизм денежно-кредитного регулирования………………………9
Инструменты денежно-кредитного регулирования………………………………...9
Механизм денежно-кредитного регулирования…………………………………...14
Основные направления денежно-кредитной политики в 2012 году
Сценарий макроэкономического развития на 2012 год и прогноз платежного баланса
Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика.docx

— 79.73 Кб (Скачать)

     Экспансионистская денежно-кредитная  политика характеризуется, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.

     Денежно-кредитная  политика обоих типов может иметь либо тотальный, либо селективный характер. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной - на отдельные кредитные институты или их группы либо на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в заданном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или разнообразных их сочетаний: установление лимитов учетных и переучетных операций; лимитирование отдельных видов операций банков; установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т.д.

       К селективной политике прибегают  при слабом развитии финансовых  рынков, когда те не способны  обеспечить достаточно эффективное  перераспределение денежных средств  и инвестиций в нужных направлениях. С одной стороны, такая политика  способствует существенному изменению  кредитных потоков в приоритетные сферы экономики, с другой - препятствует нормальному функционированию кредитно-финансовой системы в связи с созданием льготных условий кредитования отдельным регионам, отраслям, сферам деятельности. Устанавливая количественные ограничения на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли, а также льготные процентные ставки по ним, селективная политика вызывает необходимость субсидировать приоритетные сферы экономики за счет кредитов международных кредитно-финансовых организаций и бюджетных средств, что неизбежно порождает новые проблемы в кредитно-финансовой сфере.

       Выбор типа проводимой денежно-кредитной  политики, а соответственно и  набора инструментов регулирования  деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет  исходя из состояния хозяйственной  конъюнктуры в каждом конкретном  случае. Разработанные на основе  такого выбора основные направления  денежно-кредитной политики утверждаются  законодательным органом. При  этом необходимо учитывать временной  лаг между проведением того  или иного мероприятия денежно-кредитного  регулирования и проявлением  эффекта от его реализации. Эффективность  применения различных типов денежно-кредитной  политики определяется тем, в  какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

  1. ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
    1. Инструменты денежно-кредитного регулирования

     Методы  денежно-кредитного регулирования  представляют собой набор инструментов, объединяемых единым признаком.

     Методы  проведения повседневной денежно-кредитной  политики называют тактическими целями денежно-кредитной политики. Это  воздействие осуществляется с помощью  соответствующих инструментов.

     В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные  методы.

     Прямые  методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

     Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

     Помимо  прямых и косвенных различают  общие и селективные методы осуществления  денежно-кредитной политики ЦБ.

     Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

     Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

     Под инструментами понимаются переменные, находящиеся в сфере прямого  воздействия центрального банка, величина которых может быть быстро скорректирована  и с которыми тесно связаны  целевые ориентиры.

     К инструментам денежно-кредитной политики,  с помощью которой центральный банк осуществляет  свою политику по отношению  к коммерческим банкам относятся  в  первую  очередь  изменение  ставки рефинансирования,  изменение  норм  обязательных   резервов,   операции   на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а  также  некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.

     Тремя основными  наиболее  эффективными  средствами  осуществления  денежно-кредитной политики являются:

     - изменение норматива обязательных резервов;

     - процентная политика центрального банка;

     - операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских ценных бумаг.

     Рассмотрим  данные инструменты подробнее.

     1. Изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований. Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический институт, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, позволяющих предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

     - если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для поведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величин депозитного мультипликатора;

     - при уменьшении нормы обязательных  резервов происходит мультипликационное  расширение объема предложения  денег.

     Этот  инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы  обязательных резервов способно вызвать  существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к  модификации кредитной политики коммерческих банков.

     Изменение норматива обязательных резервов влияет на денежное предложение посредством  мультипликатора. Все остальные  инструменты денежно-кредитной политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы.

     Увеличение  денежной базы приводит частично к  росту количества денег на руках  населения, частично к увеличению вкладов  в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расширение объема денежной массы на величину большую, чем денежная база.

     2. Процентную политику центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирование средств коммерческих банков в центральном банке. Процентная политика центрального банка производится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

     Ставка  рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

     Учетная ставка - процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

     Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

     Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной  ставки выступает показателем изменений  в области кредитно-денежного  регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в тоже время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

     Вместе  с тем именно использование этого  инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политики слабо  предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования рассматривается  как мера, приводящая к расширению денежного предложения. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увеличивает спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается – мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные периода. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном – сдерживающей.

     Наряду  с пересмотром ставки рефинансирования изменяются и проценты за пользование  ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», операциями РЕПО и средствам банков, привлеченным в депозиты в Банк России.

     Депозитные  операции центрального банка позволяют  коммерческим банкам получать доход  от так называемых свободных, или  избыточных резервов, а центральному банку дают возможность влиять на размер денежного предложения.

     Банк  России с помощью указанных операций регулирует не только краткосрочную  ликвидность банков, но и ликвидность  в среднесрочном периоде. Банк России будет и в дальнейшее использовать депозитные операции как инструмент оперативного изъятия излишней ликвидности  банковской системы для повышения  сбалансированности спроса и предложения  в различных секторах финансового  рынка.

     3. Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке. Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

     Операции  центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсом, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов со ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым, увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.

Информация о работе Денежно-кредитная политика