Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование законов и методов государственного регулирования денежного обращения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы государственного регулирования денежного обращения.
2. Выявить механизм денежного регулирования как часть денежно-кредитной политики государства;
3. Определить стратегию и тактику денежно-кредитного регулирования в современной России.
Кредитные “потолки” представляют собой верхние пределы общей суммы кредитов или их прироста, устанавливаемые для банков (иногда в индивидуальном порядке), либо лимит суммы или количества кредитов, выдаваемых одному клиенту. Это применяется тогда, когда в отдельных случаях нормы обязательных резервов не приводят к стабилизации денежной массы и сокращению кредитных вложений. Тогда центральные банки вводят прямое лимитирование кредитов, суть которого сводится к установлению кредитного потолка соответственно предусматриваемому темпу роста денежной массы. Для определения максимального роста денежной массы центральный банк основывается на прогнозах роста объема валового внутреннего продукта и индекса изменения цен. Норма роста денежной массы принимается несколько ниже ожидаемого коэффициента роста ВВП по стоимости для обеспечения постепенного уменьшения коэффициента ликвидности экономики и замедления роста цен. Поэтому лимитирование кредитов предполагает сдерживание роста денежной массы и одновременно предоставляет возможность для финансирования приоритетных секторов (производств) экономики по процентным ставкам, искусственно заниженным относительно равновесной рыночной ставки процента. Основная проблема, с которой сталкивается на практике политика лимитирования кредитов, состоит в предоставлении кредитов тем субъектам, которые не всегда подпадают под лимитирование. Система лимитирования кредитов обнаружила тенденцию к трансформации банковской деятельности, поскольку она начинает превращаться в простое распределение ресурсов, а не в поиск наиболее эффективных сфер приложения банковского капитала. Выборочный, или селективный, характер кредитных ограничений часто подкрепляется системой субсидий и льгот определенным секторам экономики, например, сельскому хозяйству, энергетике и экспортоориентированным производствам.
Инвестиционные требования и кредитные “потолки” представляют собой административное вмешательство в регулирование денежного обращения. Такое вмешательство вызывает бурную ответную реакцию учреждений кредитной системы, направленную на обход регулирующих мер. Это обусловливает снижение значимости инвестиционных требований и кредитных ограничений в общей системе методов регулирования центральным банком денежного обращения.
Таким образом, центральный банк имеет в своем распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Эти методы могут различаться по форме воздействия (прямые и косвенные), по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по параметрам регулирования (количественные и качественные). Характерной особенностью этих методов является то, что используются и действуют они в единой системе денежно-кредитного регулирования.
Однако в зависимости от конкретных целей денежно-кредитное регулирование центрального банка может быть направлено либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры, а при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить “перегрев” конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов.
По форме инструменты денежно-кредитного регулирования подразделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка, и направленные на ограничение сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах. Одним из методов прямого официального вмешательства в деятельность банковской системы является использование в ряде стран политики переучетного контингентирования, т.е. лимитирования объемов переучета векселей кредитных учреждений центральным банком в целях регулирования состояния ликвидности и кредитного потенциала банков. Регулироваться может также общий размер кредита.
Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее, в настоящее время отмечается отход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным методам денежно-кредитного регулирования.
По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, т.е. стоимости банковских кредитов.
По срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитного регулирования подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитного регулирования[8, С. 65].
Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного регулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и другим. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит, прежде всего, от задач, которые решает Центральный банк на той или иной стадии экономического развития страны.
2.2. Особенности денежного обращения в РФ
Быстрое развитие рыночных отношений в 90-е годы вызвало резкое расширение денежного обращения, преимущественно в наличной форме.
Налично-денежное обращение связано главным образом с доходами, расходами населения, в том числе:
1) с оплатой труда предпринимателями своим работникам и с выплатой других денежных доходов (пенсий, пособий и др.);
2) с расчетами населения с предприятиями торговли и общественного питания;
3) с помещением денег населения на вклады в кредитные учреждения и получения по ним процентов и возврата вкладов;
4) с платежами населения за жилье, коммунальные услуги, а также обязательными платежами в бюджет и внебюджетные фонды.
Порядок расчетов в наличной денежной форме зависит от субъекта. Граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, осуществляют расчеты в наличной форме без ограничения, в то время как для физических лиц-предпринимателей установлены определенные нормы использования наличных денег по одному платежу. При платежах свыше установленной нормы расчеты должны осуществляться в безналичной форме.
В соответствии с Положением Банка России от 5 января 1998 г. «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» предусматривается, что:
1) предприятия хранят свободные денежные средства в учреждениях банка на соответствующих счетах;
2) наличные деньги, поступающие в оборотную кассу предприятия, подлежат зачислению на соответствующий счет в кредитном учреждении;
3) предприятие должно иметь в своей кассе наличность в пределах лимита, ежегодно устанавливаемого банками по согласованию с руководством предприятия;
4) сверх лимита денежная наличность может храниться на предприятиях для выдачи оплаты труда, выплаты социального характера не более трех дней[3].
Однако эти правила на практике не выполняются предприятиями.
Прием и выдачу наличных денег осуществляют расчетно-кассовые центры (РКЦ) при территориальных главных управлениях Банка России (БР), которые формируют для этой цели оборотную кассу, а также резервные фонды.
Резервные фонды банкнот и монет представляют собой запас не выпущенных в обращение денежных знаков для регулирования кассовых ресурсов.
Наличные деньги выпускаются в обращение БР на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право БР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением БР в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.
Безналичное обращение в России регулируется Положением о безналичных расчетах РФ от 9 июля 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями. Главный регулирующий орган платежной системы — Банк России, деятельность которого определяется Федеральными законами от 26 апреля 1995 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)» и от 3 февраля 1992 г. «О банках и банковской деятельности».
Безналичные расчеты между субъектами хозяйствования предполагают наличие денежных средств в кредитных учреждениях. В России используется преимущественно расчетный счет. Операциями по расчетному счету предприятия показывают изменения их долговых требований и обязательств, отражая распределение и перераспределение стоимости ВВП и НД.
На счет предприятия поступает выручка от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг). Это означает, что продукт получил общественное признание, а затраты на его производство возмещены. Прибыль, сконцентрированная на счете в банке, может быть использована, а процесс производства продолжен.
Открытие банком счета клиенту и оказание ему различных услуг по расчетно-кассовому обслуживанию осуществляются в соответствии с договором о банковском счете между банком и клиентом. Этот договор предусматривает обязательства и права банка и клиента, а также формы расчета. В России в соответствии с законодательством применяются различные формы безналичных расчетов.
2.3. Направления регулирования денежного обращения в РФ
На сегодняшний момент главной задачей для себя Банк России считает поддержание стабильности денежной системы и укрепление покупательной способности национальной валюты - российского рубля. Особая роль в проведении антиинфляционной политики отводится Центральному Банку России. Одной из главных причин инфляции является финансирование дефицита государственного бюджета за счет денежной эмиссии. В соответствии с законодательством Банк России монопольно осуществляет денежную эмиссию.
Центральный банк использует три основных метода денежно-кредитного регулирования:
1. изменение учетной (дисконтной) ставки,
2. операции на открытом рынке,
3. изменение нормы обязательных резервов.
Все эти инструменты призваны воздействовать на денежную массу, то сжимая ее, то расширяя (т.е. то удорожая кредит, то удешевляя его). Центральный банк, таким образом, сможет регулировать поток инвестиций, уровень инфляции, курс национальной валюты, а, в конечном счете, рост валового внутреннего продукта и уровень занятости населения.
Учетная политика основана на регулировании рынка ссудных капиталов путем изменения учетной ставки Центрального банка. По этой ставке осуществляется переучет векселей коммерческих банков, может предоставляться им ломбардный кредит (под залог ценных бумаг). Повышая ставку по кредитам, Центральный банк побуждает другие кредитные учреждения сократить заимствования. Это затрудняет пополнение резервных счетов, ведет к росту процентных ставок по коммерческим кредитам и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций в стране. Если Центральный банк снижает учетную ставку, он облегчает для коммерческих банков пополнение ресурсов и тем самым поощряет кредитную экспансию.
Другой метод денежно-кредитной политики Центрального банка – операции на открытом рынке. Это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных вложений банков путем размещения государственного долга, он широко применяется в развитых странах. Центральный банк по поручению правительства на аукционах (первичный рынок) проводит размещение государственных или корпоративных (при государственной гарантии) ценных бумаг среди официальных дилеров. Правительство, получая денежные средства, использует их для покрытия дефицита государственного бюджета или для других целей. Центральный банк, то покупая, то продавая государственные ценные бумаги, регулирует их доходность, следовательно, стимулирует коммерческие банки и население покупать или продавать эти бумаги, а значит, уменьшать или увеличивать свои кредитные ресурсы, направляя потоки кредитов на те или иные рынки.
Третий инструмент Центрального банка – изменение резервной нормы. Эти резервы имеют двойное назначение: во-первых, они должны обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во-вторых, они являются инструментами для регулирования денежной массы и кредитоспособности банков. Центральный банк повышает или снижает норму обязательных резервов в зависимости от экономической ситуации в стране. При увеличении нормы у коммерческих банков уменьшаются суммы на выдачу кредитов. Предложение денег сокращается, заемные средства становятся дороже, что снижает деловую активность, вызывает сокращение производства, сокращение наличных денег в обращении, уменьшение инфляции. Напротив, снижение резервной нормы вызывает кредитную экспансию – предложение денег растет, процентная ставка снижается, кредит становится привлекательным, следовательно, прибыльными становятся новые инвестиции для предприятий. Это, в свою очередь, означает рост производства и снижение уровня безработицы.
Информация о работе Денежное обращение в государстве и методы управления денежной массой