Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:51, курсовая работа
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность денежного оборота в целом, а также его видов: наличного и безналичного обращения;
проанализировать наличное и безналичное обращение в России в настоящее время;
дать обзор состояния этих видов обращения в отдельности в общем денежном обороте;
определить круг проблем и сформулировать пути совершенствования денежно – кредитной политики государства.
Введение
Глава 1. Денежное обращение: сущность, наличное и безналичное обращение.
1.1. Понятие денежного обращения.
1.2. Сущность наличного и безналичного денежного обращения.
1.3. Денежная масса и денежные агрегаты.
Глава 2. Денежное обращение Российской Федерации.
2.1. Особенности организации налично – денежного обращения в РФ.
2.1.1. Организация налично – денежного обращения в России.
2.1.2. Структура наличного денежного оборота.
2.1.3. Прогнозирование налично – денежного обращения.
2.2. Особенности организации безналичного денежного обращения в России.
2.2.1. Основы организации безналичного денежного обращения.
2.2.2. Принципы организации безналичных расчетов в РФ.
2.2.3. Формы безналичных расчетов.
Глава 3. Денежно – кредитная политика, разработанная Центральным Банком на период 2011-2013 годы.
3.1. Программа денежно – кредитной политики.
3.2. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование.
Заключение
Список использованной литературы
Как сообщил начальник отдела мониторинга платежей Банка России Максим Карлик, темпы внедрения карт по регионам России не одинаковы. По его сведениям, менее остальных охвачены картами жители Приволжского и Северо-Кавказского федеральных округов. М. Карлик также отметил, что лишь 19% держателей карт осуществляют безналичные операции. С 2001 года доля расчётов по картам в магазинах уменьшилась на 4,3%. В настоящее время расчёт наличными составляет 94,7% денежных поступлений в розничную торговую сеть.
Несмотря на то, что масштабы использования пластиковых карт в России все еще заметно уступают среднестатистическим показателям по странам Европы, ситуация меняется в лучшую сторону. Так как в динамичном развитии российского рынка пластиковых карт заинтересованы многие: международные платежные системы, которые не смирились с потерей капиталов в России, международные страховые системы, торговые точки и др.
Электронные деньги.
Электронные деньги — термин, часто применяемый к широкому спектру платежных инструментов, основанных на инновационных технических решениях. Единого определения электронных денег, которое бы однозначно характеризовало их экономическую и правовую сущность, пока не существует. В России рынок электронных денег функционирует с 1997 года.
Электронные деньги могут обозначать:
В России выделяют три основные группы электронных денег:
В 2009 году электронными кошельками воспользовались около 20 млн россиян, а оборот отрасли электронных денег составил порядка 40 млрд руб. По итогам 2010 года эта сумма увеличилась вдвое. Лидерами отрасли являются электронные кошельки Яндекс.Деньги и WebMoney — вместе они занимают 90 % рынка, а их обороты по сравнению с 2008 годом выросли к 2010 году на 40 %.
К 2009 году каждый 15-й житель России
открыл интернет-кошелёк хотя бы в
одной системе электронных
Спектр применения электронных денег принципиально не изменился, хотя значительно расширился и продолжает расширяться. К 2009 году сектор электронной коммерции охватил 26 % рынка электронных денег, 74 % его объёма приходится на платежи между физическими лицами, а также на денежные переводы фрилансерам (удалённым работникам).
Вывод: наличное денежное обращение остается важнейшей составной частью экономики страны и основой социальной стабильности. Увеличение наличного денежного оборота носит объективный характер и зависит от динамики основных макроэкономических показателей: ВВП, денежных доходов населения, оборота розничной торговли, индекса потребительских цен, обменного курса; а также связано с изменением Банком России методов регулирования количества наличных денег в обращении. В условиях развития информационных технологий возможности для расширения безналичных расчетов в сфере личного потребления имеются. Однако внедрение электронных средств платежа для оплаты товаров и услуг происходит постепенно, исходя из потребностей хозяйствующих субъектов. Таким образом, как свидетельствует анализ, наличные деньги в обозримом будущем сохранят свое доминирующее положение при расчетах населения за товары и услуги.
Глава
3. Денежно – кредитная политика,
разработанная Центральным
3.1. Программа денежно – кредитной политики.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики, проявляющейся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства.
Банк России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011-2013 годов. При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8-19%, в 2012 году – 11-16%, в 2013 году – 9-13%.
При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012-2013 годах – за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.
Планируемое в 2011-2013 годах сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе монетарных источников его финансирования, будет способствовать ограничению воздействия бюджетного канала на рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соответствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения.
В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть – до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.
Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах – 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.
Как предусмотрено «Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов», в случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования бюджетного дефицита возможно использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального бюджета. Данный сценарий может быть реализован в рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей – в 2013 году. Согласно расчетам по программе, в 2011 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году – также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.
Во втором варианте денежной программы, предполагающем умеренный рост цен на нефть в рамках прогнозного периода, соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году – 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому.
В 2011 и 2012 годах указанный прирост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей.
В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.
При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству в 2011 году сокращение ЧВА будет обеспечено за счет изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах – на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году – 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.
С учетом предполагаемой благоприятной
внешнеэкономической
Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.
3.2. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование.
В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.
Действие автономных факторов формирования ликвидности со стороны бюджетных потоков (с учетом предполагаемого дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной внешней конъюнктуре допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности.
В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.
Банк России продолжит совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности – депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия – депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций.
С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.
Информация о работе Денежное обращение: сущность, наличное и безналичное обращение