Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 12:21, курсовая работа
Вся история денежных доктрин показывает, что и их появление и борьба определялись, как правило, конкретными практическими задачами, ответа на которые требовало развитие хозяйственных отношений. Своей практической ориентированностью, теснейшей связью с наиболее насущными текущими потребностями хозяйства денежная теория выделяется среди других политэкономических дисциплин.
Как подчеркивал английский экономист Дж. Хикс, «денежная теория менее абстрактна, чем большинство других экономических теорий; она не может избежать связи с реальностью, которая часто утрачивается в других теориях». Эту особенность денежной теории отмечают и другие авторы.
Введение 3
1 Теоретические основы денежной системы 5
1.1 Сущность, цели и методы денежной реформы 5
1.2 Денежные реформы в Эстонии и Туркменистане 11
2 Регулирование денежного обращения в Республике Казахстан 16
2.1 Денежная реформа в Республике Казахстан 17
2.2 Современное состояние денежной системы в Республике Казахстан 20
3 Проблемы и перспективы развития денежной системы Республики Казахстан 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Открытость денежно-финансовой системы Республики Казахстан относится к странам с наиболее высокой степенью открытости экономики, что отражается в соотношении объемов товарооборота и ВВП. Как и всякое большое явление, глобализация несет в себе как позитивные, так и негативность последствия, с одной стороны, глобализация предоставляет возможности для стремительного роста государствам, сумевшим приспособиться с процессом глобализации. С другой стороны, большинство стран, не сумевших полноценно участвовать в глобализации, подвержены маргинализации и разорению. Если на начальном этапе интеграция республики в мировую экономическую систему проходила на уровне товарных потоков и получения внешних займов, как правило, под гарантии Правительства, то сейчас, по нашему мнению, наблюдается этап включения Республики Казахстан в финансовую глобализацию.
Усиление конкуренции между финансовым и нефинансовым секторами за получение кредитных ресурсов на внутреннем финансовом рынке, что в значительной мере отвлекает их от потребностей реального сектора экономики - основы экономического развития. Степень саморегуляции и государственного регулирования существенна, различна в разных структурных элементах системы и не всегда адекватна природе финансовых рынков и институтов. Эта дифференция имеет объективную сторону, вместе с тем она обусловлена и субъективными причинами.
Саморегуляция характерна для кредитной системы, фондового и валютного рынков. Регулирование особенно присуще денежному обращению, налоговой и бюджетной подсистемам. Однако законодательно не определено, что в условиях кризисных ситуаций государственного регулирования резко усиливается. Это актуально, к примеру, для валютного рынка, для формирования эффективного курса национальной валюты. До последнего времени применявшийся режим свободного плавания официального курса национальной валюты не является чистым, а соединял в себе и элементы регулирования со стороны Национального Банка Республики Казахстан.
Согласно законодательству Республики Казахстан, под валютным регулированием понимается деятельность уполномоченных государственных органов по установлению порядка проведений валютных операций, правил владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании» является основополагающими актом по вопросам валютного регулирования. Для решения задач валютного регулирования Национальный Банк Казахстана использует следующие основные методы:
1 Установления порядка проведения валютных операций, предусматривающего определение субъектов и объектов валютных операций, прав и обязанностей субъектов валютных операций, классификацию валютных операций, установление правил обращения владения, пользования распоряжений валютными ценностями и др.;
2 Введение ограничений на совершение определенных валютных операций в зависимости от их характера, субъектов, объектов, объема операций и т.д.; В настоящее время к ним относится следующие ограничения: все платежи по операциям между резидентами должны производиться только в валюте Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан, а также налоговым и таможенным законодательством, покупка, продажа и объем иностранной валюты, минуя уполномоченные банки и уполномоченные организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, а так же их обменные пункты запрещены, иностранная валюта получаемая резидентами в качестве оплаты за товары и услуги, а так же в качестве кредита, подлежит обязательному зачислению на их счетах в уполномоченных банках;
3 Лицензирование деятельности, связанной с использованием иностранной валюты, которое относится к поведению банковских операций в иностранной валюте, деятельности, связанной с осуществлением розничной торговли и предоставлением услуг за наличную иностранную валюту; открытую резидентами счетов (включая счета в национальной валюте) в иностранных банках и финансовых институтах за границей; операциями, связанными с движением капитала;
4 Регистрация валютных операций, связанных с движением капитала, предусматривающих переход (перемещение) средств от нерезидентов в пользу резидентов в сумме, превышающей 100 тысяч долларов США или соответствующий эквивалент в другой валюте;
5 Сбор и анализ отчетности о валютных операциях;
6 Контроль за соблюдением валютного законодательства.
Президент Республики Казахстан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций вправе принять решение по ограничению или приостановлению любых валютных операций. Национальный Банк Республики Казахстан вправе ввести необходимые ограничения на проведение операций в иностранной валюте, в том числе на объемы таких операций и уровень ставок вознаграждения (интереса), согласно режиме обязательной продажи экспортной валютной выручки.
Как видно, валютное регулирование в стране включает целый ряд ограничений и механизмов. В условиях открытости финансового сектора и глобализации стоит проблема существенной либерализации валютных отношений и снятия избыточного регулирования. Для этого законодательства в страну расширения свободы перемещения капитала.
В то же время либерализация должна сопровождать усиление ответственности за нарушения установленного режима проведения операций, предоставления сведений и отчетности. Рациональное сочетание экономической свободы и государственного регулирования, возможно на основе не линейного подхода. Индикатором рациональности такого управления денежно-финансовой системой может служить, в частности, уровень возврата капитала в страну. В связи с проведение легализации капитала и имущества предпринимателей увеличивается приток капитала в страну. Косвенным свидетельством продолжения этого процесса служит резкий рост спроса на недвижимость в городах особенно Астане, Алматы, Атырау и др. и объясняемый им скачек цен на жилье. Приток капитала занимает, конечно, определенную долю в динамике спроса наряду с другими факторами.
Устойчивость денежно-финансовой системы в целом подвержена значительным колебаниям (от кризисного состояния до устойчивого развития). Об этом можно судить по показателю общей платежеспособностью всех экономических субъектов. Если страна сумеет быстро адаптироваться к реалиям финансовой глобализации, сумеет основательно подготовиться к вступлению в ВТО, то денежно-финансовая система получит дальнейшее развитие, становясь более крупной, современной и конкурентоспособной. Важнейшее значение для финансовой стабильности имеет диверсификация структуры экономики, форсирование реализации Программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, внедрение мониторинга индикаторов финансовой ситуации в стране, своевременное принятие упреждающих антикризисных мер, снижение системных рисков.
Самое главное, в денежно-финансовой системе инвестиционные, кредитные, иные решения и действия должны предприниматься на основе преимущественно нелинейного подхода, линейного стиля мышления, предполагающего необходимость экономической свободы субъектов, самоорганизации сложной системы при минимальном, самом необходимом государственном регулировании, постоянного приспособления к изменяющимся условиям и факторам.
Заключение
В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы. Под денежной системой понимаются сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране.
Денежная система включает в себя следующие элементы: денежная единица, виды денежных знаков, порядок эмиссии денег, режим валюты, порядок денежного обращения. Кроме того, в зависимости от специфики страны и уровня используемого в ней государственного регулирования денежных отношений денежная система может содержать еще два элемента: официальный валютный курс (валютный паритет) и масштаб цен.
Термин «денежное обращение» не имеет устоявшегося значения, и иногда им обозначают лишь наличноденежный оборот, дополняя его понятием «безналичные расчеты». Однако в текстах нормативных актов Республики Казахстан категория «денежное обращение» включает в себя движение как наличных, так и безналичных денег.
Денежные реформы - это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежные реформы осуществляются различными методами, в зависимости от экономического положения страны, от степени обесценения дензнаков, от политики государства. Виды денежных реформ: переход от одного типа денежной системы к другому или от одного денежного товара к другому, замена ставшей неполноценной и обесцененной монеты полноценной монетой или неразменных дензнаков разменными. Изменение в системе эмиссии денег. Стабилизация валюты или частичные меры по упорядочению денежного обращения образование денежной системы. Цель любой денежной реформы - стабилизация денежной системы страны.
Основные методы регулирования денежного обращения:
1 Установление нормативных актов порядка и правил производства денежных операций
2 Регулирование посредством издания индивидуальною правового акта конкретной денежной операции
3 Определение порядка совершения денежной операции соглашением (договором субъектов денежного обязательства)
Появился слух, что нас ожидает деноминация, в Казахстане ожидается денежная реформа. Но денежная реформа даже не обсуждается в Правительстве, это во-первых. Во-вторых, монетизация, наличие денежных купюр, средств в экономике сегодня адекватно её потребностям. Год назад заменили дизайн наших денежных купюр, отдали большие деньги и мировая практика такова - коль это было сделано, то ещё (как минимум) десятки лет будет продолжаться использование этих денег в экономике.
В настоящее время тенге не является конвертируемой валютой, он относится к ЧКВ (частично конвертируемая валюта), то есть имеются валютные ограничения при обмене тенге на инвалюты.
В связи с последними введениями в Казахстане фиксируется резкое падение тенге после введения плавающего курса.
Факторы, способствующие понижению курса тенге:
- низкий спрос на тенге;
- отрицательное сальдо
- дефицит госбюджета, который составил за январь – июнь 2010 года 1,2 процента;
- отсутствие доверия к
Однако Нацбанк проводит следующую политику, которая способствует повышению курса тенге:
1 Валютная интервенция. Однако
валютная интервенция имеет
2 Дефляционная политика, направленная на сжатие денежной массы.
Список использованной литературы
1 Дардик В.Б., Кондакова Н.В. Банковское дело. – М.: Колос С, 2007. – 247с.: ил. – (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений) с.152-163
2 Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческих банков: учебник. – М.: Высшее образование, 2008.-422 с. (с.273-280)
3 Сейткасимов Г.С. Банковская система Казахстана. – Алматы, 2008
4 Сейткасимов Г. С Банковское дело.- Алматы, 2007
5 Колесников В.И. Банковское дело.- М: Финансы и статистика, 2007
6 Бекболатулы Ж.К. Коммерческие банки Казахстана: проблемы и приоритеты // Экономика Казахстана, 2006
7 Сейткасимов Г.С: Деньги, кредит, банки. – Алматы, 2009
8 Лаврушин О.Н. Банковское дело.- М: Финансы и статистика, 2007
9 «Деньги Кредит Банки» /под ред. Конакбаева А.Г.: Учебное пособие.- Караганда,2007.-223с
10 Хамитов Н.Н. Банковское дело. – Алматы: Экономика, 2009. – 216 с.
11 Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года № 2155 «О Национальном Банке Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.03.2010 г.)
12 Закон «О введении национальной валюты Республики Казахстан: Указ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 года».
13 Сайт Национального Банка Республики Казахстан www.nationalbank.kz
14 Сайт Комитета Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций www.kfn.kz
15 Казахстанский информационный портал www.zakon.kz