Денежная система в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Вся история денежных доктрин показывает, что и их появление и борьба определялись, как правило, конкретными практическими задачами, ответа на которые требовало развитие хозяйственных отношений. Своей практической ориентированностью, теснейшей связью с наиболее насущными текущими потребностями хозяйства денежная теория выделяется среди других политэкономических дисциплин.
Как подчеркивал английский экономист Дж. Хикс, «денежная теория менее абстрактна, чем большинство других экономических теорий; она не может избежать связи с реальностью, которая часто утрачивается в других теориях». Эту особенность денежной теории отмечают и другие авторы.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы денежной системы 5
1.1 Сущность, цели и методы денежной реформы 5
1.2 Денежные реформы в Эстонии и Туркменистане 11
2 Регулирование денежного обращения в Республике Казахстан 16
2.1 Денежная реформа в Республике Казахстан 17
2.2 Современное состояние денежной системы в Республике Казахстан 20
3 Проблемы и перспективы развития денежной системы Республики Казахстан 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

Развитие денежной системы РК происходило на фоне тяжелейшего экономического кризиса, отличительными чертами которого в первую очередь являются инфляция и т. н. «кризис неплатежей».

Специфическая острота кризиса состоит в том, что, во-первых, он оказывает   сдерживающее   воздействие   на  покупательное   развитие национальной экономики; во-вторых, тесно переплетается с бюджетным кризисом, поражая финансовую систему страны; в-третьих, вызывая социальную напряженность в обществе, представляет собой фактор социально-политической дестабилизации. Поэтому на всех уровнях управления необходимо пристальное внимание к изучению и поиску путей решения проблемы неплатежей в республике.

Кризис неплатежей, начавшийся в 1996 г., проходит в условиях макроэкономической стабилизации, прекращения спада производства и роста ВВП. Этот кризис связан с острым дефицитом оборотных средств, со все возрастающим разрывом между сокращающимися доходами предприятий и увеличившимися расходами на производство, снижением ликвидности, удорожанием оборотного капитала и стремлением предприятий перенести на покупателей растущие издержки пользования вынужденным коммерческим кредитом.

Если в начале 90-х гг. преобладающей была задолженность предприятий друг другу, то в настоящий момент просроченные платежи все больше связаны с задолженностью предприятий бюджету. В конце 1997 г. и в 1998 г. в связи с увеличением дисбаланса между доходами и расходами предприятий, а также ограничением использования банковского кредита из-за высоких процентных ставок неплатежи по налогам превращаются не в источник средств, направляемых на покрытие текущих расходов, а в своеобразный инвестиционный и социальный кредит, функционирующий в условиях неразвитого рынка капиталов, избыточной социальной инфраструктуры, налоговой перегрузки экономики- с 1 января 1997 г. по 1 января 1999 г. задолженность по платежам в бюджет выросла с 87,4 млрд. тенге до 165,7 млрд. тенге, или на 89,7 %, в то время как задолженность по поставкам за товары и услуги за этот же период - на 53,9 %. Быстрый рост задолженности предприятий по платежам в бюджет обусловлен не только обострением кризиса ликвидности, но и несбалансированностью отношений между предприятиями и государством в виде чрезмерной налоговой нагрузки на производителей.

Негативная динамика характерна и для показателя, отражающего удельный вес просроченной кредиторской задолженности в ее общей сумме. Так, если на 1 января 1995 г. ее доля составила 35,0  %, то на 1 января 1998 г. она увеличилась до 52,0 %, в том числе:

- в промышленности - с 27,6 % до 43.5 %;

- в сельском хозяйстве - с 44,0 % до 86,9 %;

- строительстве - с 45,9 % до 78,2 %;

- на транспорте наблюдается незначительное уменьшение - с 71,6 % до 71,1 %.

В 1997-1998 гг. неравновесие доходов и расходов достигло такого уровня, что механизм платежей перестал справляться с его балансированием. Это нашло свое выражение в начавшемся снижении в промышленности нормы доходности (рентабельности): с 15,7 % в 1996 г. до 11,3 % в 1998 г.

В 1995-1998 гг. цены выросли примерно в 30 раз, а количество наличных и безналичных денег в обращении (М2) увеличилось в три раза. Рост денежной массы отставал от роста ВВП. В 1995 г. отношение М2 к ВВП составляло 13 %, а в 1998 г. -9,5 %, в. 1997 г. - 9,6 %. В странах со средним уровнем доходов, к числу которых относится Казахстан, этот показатель составляет в среднем 40 процентов, а в странах с высоким уровнем дохода - свыше 60 процентов.

Критерием неравновесия и недостаточного предложения денег служит и падение ликвидности предприятий. Вытеснение денежных средств из активов предприятий (их доля в оборотных активах предприятий В 1998 г. составила 2,5 процента, а на 1 октября 1999 г. – 3,8 %) привело к сокращению их платежеспособности.

Увеличение неплатежей расширяет потенциальный спрос на денежные ресурсы, необходимые для восстановления ликвидности предприятий. Проблема дополнительного денежного спроса обостряется в связи с необходимостью погашения задолженности по оплате труда и недоимкам в бюджет. Размер этой задолженности превысил объем денежных ресурсов промышленных предприятий в 1996 г. соответственно в 1,2 и пять раз.

В результате денежного дефицита в сфере обращения значительных размеров достигли различные «заменители» денег (векселя, налоговые освобождения, товарные кредиты и т. д.) и бартерные операции между предприятиями. При помощи бартера осуществляется взаимный зачет части дебиторской и кредиторской задолженности, поэтому рост неплатежей расширяет сферу бартера, натурального обмена (оплаты приобретаемых товаров встречными поставками продукции).

За годы реформ произошло стремительное разрушение производственного потенциала в большинстве отраслей экономики, прекращение во многих случаях не только их расширенного воспроизводства, но и простого. Общий объем инвестиций в основной капитал за 1991-1996 гг. сократился в десять раз, результатом этого стало резкое падение объемов производства в отдельных отраслях экономики. Следствием кризиса неплатежей стало расстройство финансовой системы.

Произошло резкое сокращение денежной массы в экономике и увеличение неденежных форм расчетов: бартерного обмена, различных денежных суррогатов, необеспеченных векселей, всякого рода талонов и натуральных выплат заработной платы и т. п. Натурализация хозяйства под влиянием жесткой финансово-бюджетной политики сама по себе становится фактором финансового кризиса, так как сокращает объем финансовых ресурсов. Кроме того, в цепочках взаимозачетов исчезают доходы, сокращаются налоговые поступления.

 

 

2.2 Современное состояние денежной системы РК

 

Характеризуя денежную систему Республики Казахстан в целом, можно отметить следующие признаки:

1 Денежная система не основана на деньгах, выступает в качестве денежного товара, могут выпускаться памятные монеты, изготовленные из серебряных, золотых и платиновых сплавов.

2 Единственным эмитентом денег является государство, в лице Национального Банка, который является единственным эмиссионным центром.

3 Денежная единица - казахстанский тенге - не содержит масштаба цен.

4 Казахстанский тенге является единственным законным платежным средством на территории РК.

Термин «денежное обращение» не имеет устоявшегося значения и иногда им обозначают лишь налично-денежный оборот, дополняя его понятием «безналичные расчеты». Однако в текстах нормативных актов РК категория «денежное обращение» включает в себя движение как наличных, так и безналичных денег.

Основными видами денежного обращения являются:

а) оплата товаров (работ, услуг)

б) платежи в нетоварных операциях

в) выполнение финансовых обязательств Основные формы денежного обращения:

   1) движение наличных денег

   2) движение безналичных денег

Основные методы регулирования денежного обращения:

- установление нормативных актов порядка и правил производства денежных операций

- регулирование посредством издания индивидуальною правового акта конкретной денежной операции

- определение порядка совершения денежной операции соглашением (договором субъектов денежного обязательства)

При бумажно-кредитной денежной системе всеобщим платежным средством являются:

- банкноты - разновидность кредитных денег, выпускаемых в обращение в порядке ссудных операций и эмиссии (выпуск денег в обращение), другими словами, это вексель на банкира. Основой устойчивости банкноты является золотой запас государства. Те деньги, которые находятся в обращении - это банкноты. Находящиеся в обращении банковые билеты (тенге) отличаются от классических банкнот тем, что они не размены на золото.

- депозитные деньги - создаются на основе банковских вкладов в системе безналичных расчетов. Их обращение связано с чеком.

- чеки - письменный приказ владельца счета банку выплатить наличными или перевести на счет подателя чека определенную сумму. Чеки бывают денежные и расчетные.

- кредитные карточки (пластиковые деньги).

Основным платежным инструментом является платежное поручение - предписание обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Расчеты могут осуществляться и электронными платежными поручениями.

Но использованию чековых книжек (как юридическими, так и физическими лицами) при расчетах за товары и услуги ведется работа с момента утверждения Положения «О расчетах чеками в РК» и «О клиринговой палате Нацбанка РK» для проведения клиринга чеков (от 15 ноября 1994 года). (Однако сам данный платежный инструмент у многих наших граждан не вызывает доверия из-за множества махинаций и просчетов, происходивших с чеками).

В настоящее время тенге не является конвертируемой валютой, он относится к частично конвертируемой валюте, т.е. имеются валютные ограничения при обмене тенге на инвалюты.

В связи с последними введениями в Казахстане фиксируется резкое падение тенге после введения плавающего курса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы и перспективы развития денежной системы Республики Казахстан

 

 

За годы независимости в Республики Казахстан в сфере экономики осуществлены радикальные трансформационные преобразования. В 2002 году США и Европейский Союз присвоили Казахстану статус страны с рыночной экономикой. В настоящее время формируется казахстанская модель денежно-финансовой системы. Основные ее особенности заключаются в следующих положениях:

1 Складывающаяся модель денежно финансовой системы в Республики Казахстан основываются на адаптации мирового опыта к специфики страны. Очевидно, принимаются во внимание разработки и предложения отечественных ученых и специалистов.

С германской моделью Республику Казахстан сближает преобладающее значение корпоративных интересов, ведущая роль банковского сектора среди прочих финансовых институтов. Это обстоятельство в нашей стране стало общепризнанным.

Государственная денежная система во многом ориентирована на использовании западноевропейского опыта, прежде всего, германского. Однако, на наш взгляд недостаточно придается значение более полному использованию норвежской практики построения финансовых отношений. Казахстанская модель занимает промежуточное положение и характеризуется определенной незавершенностью формирование системы и отставания системы отставание от развитых стран, усилением роли государства в регулировании денежно-финансовых отношений.

Республика Казахстан обладает своими качествами особенностями. В их числе такие факторы, как незавершенность денежно финансовой системы, отставание страны по уровню экономического развития от западных государств, различая в материальном благосостоянии граждан, в показателях человеческого развития, состоянии экологии и охраны окружающей среды и др.

2 В результате проведенных реформ начинающегося перехода к международным странам, в частности, Европейского Союза, финансовый сектор в своем развитии опережает нефинансовый сектор экономики, на микроэкономическом уровне финансовые услуги растут быстрее внутреннего валового продукта страны. Эти тенденции являются весьма примечательными. Опережающий рост финансового сектора создает мультипликативный эффект в экономике по следующим линиям:

- возрастание финансовых ресурсов и, как следствие, снижение их стоимости, в результате чего открывается для реального сектора доступ к дешевым деньгам, к инвестициям, в конечном счете, ускоряется экономический рост;

- снижение транзакционных издержек;

- расширение сектора предоставляемых финансовых услуг и использование современных информационных услуг и использовании современных информационных технологий способствуют ускорению производственных процессов в реальном секторе;

- рост профессионального уровня менеджеров в финансовом секторе, что закономерно в условиях жесткой конкуренции и высокой оплаты их труда, можно сказать, «по цепочке» вызывает повышение качества кадров в реальном секторе через предъявление высоких требований к инвестиционным проектом, бизнес-планом, а так же к самому инвестору, выполнение требований обеспечивает получения кредитных ресурсов, а игнорирования их, очевидно, закрывает путь к инвестициям.

3 Как указывалось выше, сложилась преимущественно корпоративная модель инвестирования в ДФС, что соответствует социально-экономическим особенностям страны и господствующему менталитету народа. У населения еще пока недостаточно развито рыночное мышление, отсутствуют навыки инвестирования в ценные бумаги с реальной оценкой риска, имеется преобладающий процесс вкладывать денежные средства в банки. В результате того, что коммерческие банки бурно развивались в период высокой инфляции, создалось в стране лидирующее положение банковской системы среди финансовых посредников. На их долю падает до 78 % всех активов.

4 Неполная структурная завершенность процесса формирования денежно-финансовой системы и наличие крупных проблем в развитии ресурсной базы и ее использовании. Это влечет за собой маломощность и довольно «зыбкую» устойчивость системы. За 12 лет независимости в Казахстане удалось создать ряд ее структурных элементов, основные подсистемы.

Информация о работе Денежная система в Республике Казахстан