Денежная система в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Вся история денежных доктрин показывает, что и их появление и борьба определялись, как правило, конкретными практическими задачами, ответа на которые требовало развитие хозяйственных отношений. Своей практической ориентированностью, теснейшей связью с наиболее насущными текущими потребностями хозяйства денежная теория выделяется среди других политэкономических дисциплин.
Как подчеркивал английский экономист Дж. Хикс, «денежная теория менее абстрактна, чем большинство других экономических теорий; она не может избежать связи с реальностью, которая часто утрачивается в других теориях». Эту особенность денежной теории отмечают и другие авторы.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы денежной системы 5
1.1 Сущность, цели и методы денежной реформы 5
1.2 Денежные реформы в Эстонии и Туркменистане 11
2 Регулирование денежного обращения в Республике Казахстан 16
2.1 Денежная реформа в Республике Казахстан 17
2.2 Современное состояние денежной системы в Республике Казахстан 20
3 Проблемы и перспективы развития денежной системы Республики Казахстан 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

В зависимости от того, в какой форме функционируют деньги: как  товар - всеобщий эквивалент или как мера стоимости,  различают  два  типа  денежных систем:

-  системы  металлического  обращения,  при   которых   денежный   товар (благородные  металлы)  непосредственно  обращается  и  выполняет  все функции денег, а кредитные деньги размены на металл;

- системы обращения денежных  знаков, когда золото и серебро вытеснены из  обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.

При металлическом обращении в зависимости от металла, который  в  данной стране принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного  обращения различают биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм — это денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя благородными металлами  (обычно  за  золотом  и  серебром),  предусматривая свободную чеканку монет из обоих металлов и их неограниченное обращение.

Известны три разновидности биметаллизма.

1 Система параллельной валюты, при которой соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно.

2  Система  двойной  валюты,  при  которой  государство  фиксировало соотношение между металлами, а чеканка золотых и серебряных  монет  и  прием их населением производились по этому соотношению. 

3 Система «хромающей» валюты, при  которой золотые и серебряные  монеты являлись  законным  платежным  средством,  но  не  на   равных   основаниях.

Например, если чеканка монет из серебра производилась  в  закрытом  порядке, то они практически выступали знаками золота.

Денежная реформа – это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Осуществляется она различными методами, в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путём принятия единовременного законодательного акта. В мировой практике различаются два основных вида денежных реформ:

- полная денежная реформа проводится в целях образования новой денежной системы в связи с изменением государственного строя, созданием нового государства; формированием интеграционного экономического и политического союза и выпуска их единой валюты (например, евро в Евросоюзе);

- частичная денежная реформа осуществляется в целях изменения отдельных элементов денежной системы, например порядка эмиссии денег, обеспечения банкнот, масштаба цен, наименования денег, органов денежно-кредитного регулирования и др.

Методы осуществления денежных реформ изменялись по мере эволюции денежных систем от золотого (серебряного) стандарта к современным неразменным кредитным деньгам. Методы осуществления денежных реформ – нуллификация, реставрация, девальвация, деноминация.

Нуллификация – это аннулирование государством старых обесцененных денег и введение новых. Мера применяется при гиперинфляции(стоимость денег падает так быстро, что они уже не в состоянии выполнять свои главные функции). До начала 20 века она сопровождалась возвратом к полноценным металлическим деньгам и разменным банкнотам. Примером может служить Франция 18 века, где после длительной инфляции правительство выпустило взамен ассигнатов другие бумажные знаки – «земельные мандаты», дававшие право их держателям получить по требованию землю из фонда государственных земель, причем 30 ливров ассигнатами приравнивались к одному ливру в «мандатах». Но и «земельные мандаты» были неразменны на металл, выпускались в избыточном количестве и за год обесценились в семь раз. В конечном счете в 1797 г. и ассигнаты, и «земельные мандаты» были признаны недействительными и были выпущены золотые металлические и разменные на золото деньги. После отмены золотого стандарта нуллификация не сопровождается выпуском металлических денежных знаков, часто проводится с незначительным выкупом аннулированных денег по крайне низкому курсу.

Нуллификация была проведена после первой Мировой войны в Германии в связи с гиперинфляцией и обесценением марки в 1,6 трлн. раз. В ходе денежной реформы 1924 г. обмен денег производился в соотношении одна новая за один трлн. старых рейхсмарок. В Греции в ноябре 1944 г. 50 млрд. старых драхм обменивались на одну новую драхму. В Венгрии в 1946 г. за один новый форинт нужно было отдать 400000000000000000000 (четыреста квинтиллионов) старых пенге. В Китае перед реформой 1948 г. кроме старых обесценившихся денег в обращении были денежные знаки различных провинций и множество иностранных валют. В ходе реформы 1948-1951 гг. были введены банкноты Народного банка КНР. Курсы и правила обмена старых денег в разных провинциях страны были разными. После второй Мировой войны в ряде стран Латинской Америки (Чили, Боливия и др.) была проведена фактическая нуллификация денег.

В современных условиях нуллификация применяется при высоком темпе инфляции в основном в развивающихся, а не в развитых странах. Исключение представляет объявление недействительными национальных денежных единиц развитых стран Евросоюза в связи с их переходом к единой европейской валюте в 1999-2002 гг. При этом обмен денег производился по дифференциальным соотношениям.

От нуллификации страдают те, кто имел денежные сбережения и вклады в банки страны, внешние инвесторы, зато государство выигрывает от заниженного и ограниченного обмена аннулированных денег.

Реставрация – это восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. При этом происходит ревальвация – официальное увеличение золотого содержания денежной единицы или повышение ее курса, цены в иностранной валюте. В пример можно привести Англию, где после окончания войны с Францией в 1815 г., приведшей к обесценению банкнот на 40 %, и улучшения финансового положения страны (снижение обесценения денег до трех процентов), стало возможно в 1821 г. восстановить размен банкнот на золото по курсу один к одному. Аналогично в США после снижения темпа инфляции, усилившейся в 1861-1865 гг., в 1879 г. был возобновлен размен долларов на золото по курсу один к одному.

Деноминация – это уменьшение номинала денежной массы в обращении путем обмена старых денежных знаков на новые в пропорциях их обесценения. Проще говоря, зачеркиваются нули на денежных знаках. При этом на протяжении определенного периода времени происходит обмен старых денег на новые, в таком же соотношении пересчитываются цены товаров и услуг, зарплата, тарифы. Иногда деноминацией называют также замену одних денежных знаков на другие без изменения их нарицательной стоимости. Деноминации бывают полные – обмениваются все денежные знаки всех существующих номиналов, и частичные – обмениваются банкноты одного или нескольких номиналов.

Только после Второй Мировой войны в мире было проведено более 600 деноминаций. Денежные реформы были проведены в Бельгии (1944 г.); Франции, Голландии, Дании, Норвегии, Австрии, Чехословакии - в 1945 г.; в Финляндии, Японии – в 1946 г., в Болгарии, Корее – в 1947 году. В ходе денежных реформ одновременно проводилась девальвация, за исключением Дании и Норвегии, где курс национальных валют был повышен.

Часто реформы носят конфискационный характер. По установленному соотношению обменивается ограниченное количество денежных знаков. Конфискационный обмен денег в большинстве случаев сочетается с дифференцированной переоценкой сберегательных вкладов. В послевоенной Польше и Чехии меняли по 500 денежных единиц на человека, не более. В Румынии в те же годы за 20 000 старых лей давали одну новую лею. Рабочие и крестьяне могли поменять не более 3 млн. старых лей на семью, все остальные – не более одного млн. В Болгарии лимит обмена был установлен в 2000 левов на человека, а для предприятий в пределах 50 % месячного фонда заработной платы (но не более 35 тыс. левов).

Очень интересно подошли к деноминации в Югославии. Жителям Сербии, активно помогавшей в годы войны союзникам, старые деньги меняли по курсу 20:1. А жителям Хорватии, помогавшей Гитлеру, установили курс 40:1.

Девальвация национальной валюты издавна использовалась для регулирования ее курса. Девальвация – процесс, противоположный ревальвации, т. е. уменьшение официального золотого содержания денежной единицы или снижения ее курса по отношению к валютам других стран. Не все авторы относят девальвацию к методам проведения денежных реформ, мотивируя это тем, что при девальвации, равно как и при ревальвации, никаких изменений в денежной системе страны не происходит – денежная единица, виды денег, порядок эмиссии, масштаб цен, государственный аппарат, регулирующий денежное обращение, остаются прежними. Действительно, в современных условиях снижение и повышение курса валюты более относятся к сфере международных валютных отношений, но оказывают влияние на внешние факторы инфляции.

Девальвация стимулирует обесценение денег через механизм импортируемой инфляции, а ревальвация используется для ее сдерживания благодаря удешевлению ввозимых товаров.

Если платежный баланс страны длительное время сводится с положительным сальдо, то центральный банк может принять решение о ревальвации национальной валюты. Но ревальвация не слишком выгодна государству. Так, Китай, несмотря на активное торговое сальдо и призывы США, не спешит ревальвировать юань, потому что это лишит китайские товары экспортного преимущества, а значит, уменьшит доходы предприятий и государства, замедлит темпы роста экономики, что отрицательно скажется на банковском секторе страны и потребует новых реформ. Ревальвация национальной валюты также увеличивает безработицу, потому что закрываются предприятия в отраслях экономики, не выдерживающих конкуренции с подешевевшими импортными товарами.

Центральный банк страны объявляет девальвацию при длительном дефиците платежного баланса страны из-за ее неконкурентоспособности на мировом рынке, вызвавшем снижение резервных активов до критической точки. Девальвация может быть открытой и скрытой. При открытой девальвации из обращения изымаются обесцененные бумажные деньги или происходит обмен таких денег на новые, устойчивые кредитные деньги (но по курсу, соответствующему обесценению старых денег). При скрытой девальвации государство снижает реальную стоимость денежной единицы по отношению к иностранным валютам, не изымая обесценившиеся деньги из обращения.

 

 

1.2 Денежные реформы в Эстонии и Туркменистане

 

Для непосредственного руководства подготовкой и проведением денежной реформы в марте 1991 года был образован комитет по денежной реформе, в состав которого входили премьер-министр, президент Банка Эстонии и независимый эксперт. Это с одной стороны обеспечивало достаточную компетентность и связь реформы с общей экономической политикой государства, а с другой - давало возможность сохранить независимость комитета. Распоряжения комитета по силе были равнозначны постановлениям Парламента, что позволяло достаточно свободно и оперативно принимать необходимые решения. В обязанности комитета входила и разработка принципов национальной денежной системы и денежной политики.

Именно комитет по денежной реформе определил срок обмена денег и правила, по которым этот обмен происходил. На первый взгляд правила эти могут показаться достаточно жесткими: так, обменять деньги могли только те, кто предварительно проверил наличие своей фамилии в списках, а подлежащая обмену сумма наличных была ограничена 150 кронами на человека (однако, банковские вклады населения и все средства предприятий при этом обменивались полностью). Своя логика в этом, безусловно, была: поскольку количество выпущенных в обращение крон не должно было превышать золото-валютных резервов республики, необходимо было четко ограничить сумму обмениваемых денег - без этого реформа не имела бы смысла. Кроме того, было необходимо предотвратить появление «мертвых душ», чтобы «лишние» рубли не были обменяны через подставных лиц.

С этой же целью, начиная с 1 мая, были резко ограничены рублевые перечисления в Эстонию, а с 16 июня все почтовые переводы возвращались отправителям. К сожалению, эта мера тоже была вынужденной: если бы теневая экономика решила воспользоваться обменом денег в Эстонии, все расчеты экономистов были бы опрокинуты валом инфляционных рублей. Ту же цель преследовал БЭ и тогда, когда начал устанавливать официальный курс кроны только к свободно конвертируемым валютам. И цель была достигнута: количество крон, выпущенных в обращение 20-22 июня, было сведено к минимуму без ущемления интересов подавляющего большинства жителей республики. Однако, обмен денег - это не конец реформы, а только завершение первого ее этапа.

Основные направления денежной политики после реформы.

Если сформулировать основную цель денежной политики Эстонии в 1993-95 году, то она будет выглядеть так: повышение открытости и саморегуляции денежной системы наряду с обеспечением ее стабильности.

Если закон о валюте, принятый в 1992 году, устанавливал весьма жесткие правила обращения иностранной валюты, то по мере выхода из кризиса эти правила все больше и больше смягчались. Начиная с 1993 года предприятиям, имеющим значительный оборот внешней торговли, разрешено открывать валютные счета, а с декабря 1993 года порядок открытия этих счетов был упрощен. Теперь, когда эстонская крона на деле доказала свою жизнеспособность, подобное послабление только поднимало доверие к денежной политике государства, препятствовало оттоку валюты из страны, уменьшило роль наличного обращения валюты в пользу безналичного и расширяло возможности коммерческих банков по привлечению средств.

Начиная с марта 1994 года и юридические, и физические лица получили право неограниченного вывоза ввалюты за пределы страны (единственнм условием было заполнение таможенной декларации в случае, если сумма превышала 80 000 ЕЕК по курсу БЭ на день вывоза и представление документов, подтверждающих законное происхождение валюты, если эта сумма превышала 200 000 ЕЕК). И хотя данная норма противоречила цели формирования покрытия кроны (не исключено, что ее появление было вызвано борьбой импортеров за свои групповые интересы), нельзя, однако, не признать: если мы идем в Европу, где одними из главных экономических принципов являются открытость и свободное движение капитала, то рано или поздно наши правовые нормы необходимо было привести в соответствие этим требованиям. Кроме того, как я уже упоминал, политика жесткой экономии уже дала свои плоды, и стабильности кроны этот шаг не угрожал.

В апреле 1994 года было отменено требование о регистрации в БЭ внешних займов, что позитивно сказалось на «гибкости» капитала облегчило приток в Эстонию денежных средств.

Информация о работе Денежная система в Республике Казахстан