Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:39, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть Центральный банк России, этапы становления и перспективы развития.
Задачи данной работы:
- изучить формирование и развитие Центрального банка России как экономической категории;
- проанализировать становление и развитие Банковской системы Российской Федерации ;
- рассмотреть состояние и структуру современной банковской системы в Российской Федерации ;
- проанализировать состояние банковского сектора Российской Федерации на современном этапе
- изучить предпосылки развития банковского сектора Российской Федерации до 2020 года.
Введение 4
1. Теория основных исследований Банка России 7
1.1 Формирование и развитие Центрального банка России как экономической категории 7
1.2 Роль Банка России в банковской системе Российской Федерации 11
2.1 Состояние и структура современной банковской системы в РФ 16
2.2 Анализ состояния банковского сектора Российской Федерации на современном этапе 22
3. Пути совершенствования и перспективы развития Банковской системы РФ 29
3.1 Ожидания и прогнозы участников банковской системы Российской Федерации до 2020 года 29
3.2 Сценарии развития банковского сектора Российской Федерации до 2020 года 34
Заключение 40
Список использованных источников 42
В ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выделены следующие его функции [1]:
Анализ данных показал, что основным источником размещения средств Банка России являются «Международные резервы, депозиты и ценные бумаги», которые занимают 88,5% от общего объема активных операций. Изучение структуры пассива ЦБ РФ (рис.2.2.) показало, что основными источниками привлечения средств являются средства на счетах Банка России кредитных организаций (59,4 %), и кредиты и депозиты, выданные коммерческим банкам (35,6 %).
В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования [17].
Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.
Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.
В соответствии с целями и типом проводимой Центральным Банком денежно-кредитной политики определяются конкретные методы и инструменты ее проведения.
Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России [21]:
Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции (известны: ставка рефинансирования, учетная, депозитная, ломбардная ставка). В практике Банка России ведущую роль играет ставка рефинансирования. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России других банков, включая учет и переучет векселей. Для проведения операций с векселями может быть установлена и самостоятельная ставка – учетная. Ломбардной ставкой является процентная ставка по краткосрочному кредиту банкам под залог государственных ценных бумаг.
Регулируя уровень ставок по рефинансированию, ЦБ влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса КБ на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для КБ возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять операции с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые КБ самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем ЦБ. В России в условиях роста инфляции в 2005-06 гг. ставка рефинансирования изменяется часто, к 2009 г. она составляла 55%. В настоящее время ставка рефинансирования составляет 14% [23].
Согласно 4 статье Закона «О Центральном Банке» Банк России является кредитором последней инстанции для банков и организует систему их рефинансирования. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Банк России самостоятельно устанавливает формы, порядок и условия рефинансирования, он же осуществляет операции рефинансирования. Банк России имеет право представлять кредиты на срок не более одного года. Кредиты выдаются под обеспечение государственными ценными бумагами, а также золота в слитках, иностранной валютой, векселями, поручительствами и банковскими гарантиями.
2. Анализ становления и развития банковской системы РФ
Современный этап банковской реформы, начался 2 декабря 1990 г. с принятием Законов «О Центральном банке Российской Федерации» [1] и «О банках и банковской деятельности» [2], а также принятию ряда нормативных документов по регулированию деятельности коммерческих банков.
В результате этих действий была создана двухуровневая банковская система в Российской Федерации, которая представлена на рис. 2.1.
Кредитная система, как и любая отрасль народного хозяйства, нуждается в соответствующей организации звеньев, иерархичности структуры. Как правило, выделяются центральный управленческий орган, а также низовые или функциональные органы.
В соответствии с функциональной специализацией, объемом и количеством предоставляемых отдельной хозяйственной единицей кредитно-финансовых услуг, ядро кредитной системы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом, координирующим деятельность кредитных институтов, является Центральный (эмиссионный) банк, выполняющий функции управления процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания хозяйства [20].
Однако, прямое и непосредственное воздействие и регулирование, контрольные и надзорные функции Центральный банк выполняет только по отношению к банковским учреждениям, а также иным институтам, специализирующимся на чисто банковских операциях и имеющим соответствующую лицензию Центрального банка. На остальные звенья кредитной системы Центральный банк и его учреждения могут оказывать только косвенное воздействие.
Рис. 2.1. Структура кредитной системы России на современном этапе
Кроме того, для специализированных кредитно-финансовых институтов характерна двойная подчиненность: с одной стороны, будучи связанными, с осуществлением кредитно-расчетных операций, они вынуждены руководствоваться соответствующими требованиями Центрального банка; с другой стороны, специализируясь на каких-либо финансовых, инвестиционных или иных операциях, специализированные кредитно-финансовые институты попадают под регулирующие мероприятия соответствующих ведомств.
Таким образом, в настоящее время в России становление двухуровневой банковской системы идет по двум направлениям: с одной стороны, созданы коммерческие банки и различные финансовые организации, выполняющие кредитные функции, с другой – усиливается роль контролирующего и регулирующего их деятельность Центрального банка, который работает не с хозяйствующими субъектами, а с коммерческими банками.
Взаимоотношения между этими уровнями строятся на двух принципах: нормативно регулирующая деятельность Центрального банка не противоречит законодательству о банках; Центральный банк административно не вмешивается в текущую деятельность коммерческих банков.
Началу четвертого этапа качественных преобразований банковской системы России, по нашему мнению, послужило принятие Федеральных законов Российской Федерации от 27 июня 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» и от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений» в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5 и 8 июня 1999 г., 19 июня и 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.). [12]
Существующая двухуровневая банковская система страны предопределяет наличие определенных функций у организаций, составляющих ее уровни. Таких как:
Центральный (эмиссионный) банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей банковской системы страны.
Центральный банк (ЦБ) осуществляет следующие функции [1]:
Наделение ЦБ указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций ЦБ, необходима обширная сеть региональных учреждений и центральный аппарат.
Главная задача кредитно-денежной политики ЦБ – поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов.
В то же время, политика ЦБ является одной из важнейшей частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине ХХ века сложился «магический четырехугольник» целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия.
Достижение этих целей Центральный банк осуществляет с помощью следующих основных инструментов кредитно-денежной политики [20]:
Дисконтная политика, или изменение учетной ставки, представляет собой изменение своеобразной цены дополнительных ресурсов, предоставляемых ЦБ остальным банкам.
В случае «перегрева» конъюнктуры и ускорения роста цен ЦБ проводит политику «дорогих денег», повышает учетную ставку и тем самым сокращает спрос на кредиты со стороны коммерческих банков, а, следовательно, и их клиентов и уменьшает количество денег в обращении, снижает рост цен, замедляет инвестиции и рост производства и может провоцировать рост безработицы.
Повышение учетной ставки свидетельствует об ожесточении кредитной политики. И, наоборот, при «охлаждении» конъюнктуры, стагнации производства и увеличении безработицы, ЦБ проводит либеральную или экспансионистскую кредитно-денежную политику: снижает учетную ставку, удешевляет кредиты и расширяет их, а, значит, увеличивает количество денег в обращении, стимулирует инвестиции и рост производства, сокращая при этом и безработицу.
Другим важным инструментом кредитно-денежной политики Центрального банка являются обязательные резервы, которые кредитные учреждения должны хранить в ЦБ.
Главным инструментом кредитно-денежной политики ЦБ во многих странах становятся операции на открытом рынке. Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже ценных бумаг ЦБ за свой счет. Покупая ценные бумаги, ЦБ увеличивает количество денег в обращении, продавая, – изымает часть их из обращения.
Операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это – более гибкий инструмент регулирования по сравнению с политикой дисконта и обязательных резервов. Он носит сугубо добровольный характер и, как правило, перманентный – в зависимости от состояния экономики и кредитно-денежного рынка.
Информация о работе Центральный банк как верхний уровень банковской системы