Центральный банк его роль и значение в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является изучение основ деятельности Центральных банков и их значения в развитии экономики.
Исходя из поставленной цели в работе необходимо решить следующие
задачи: рассмотреть историю появления Центральных банков, их функции и
операции; раскрыть основы взаимоотношений Центральных банков с
коммерческими банками и небанковскими организациями; определить значение центральных банков в развитии экономики.

Оглавление

Введение 2
1. Появление Центральных банков, их функции и операции 4
2. Взаимоотношение Центральных банков с коммерческими банками и небанковскими организациями 19
3. Значение Центральных банков в развитии экономики 29
Заключение 39
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

КУРС передел.docx

— 87.84 Кб (Скачать)

Лицензия  должна содержать положения о  сроках ее действия, условиях их продления, возможности внесения в нее поправок или ее аннулирования. В ней может  быть оговорено утверждение центрального банка кандидатур на высшие руководящие  посты в банке после проверки их квалификации и опыта, существенных (свыше 5%) изменений в структуре  собственности, слияний, а также  перемены названия, уменьшения оплаченного  капитала.

Аннулирование лицензии возможно при следующих  обстоятельствах: неспособность создаваемого банка начать по истечении определенного  срока осуществление операций; невыполнение банком условий лицензии или осуществление  операций, не предусмотренных в лицензии; нарушение законов или нормативных  актов; нанесение ущерба интересам  кредиторов и вкладчиков при проведении операций. 

2. Проверка отчетности, предоставляемой банками.

Постоянный  контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство. Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении экономических нормативов и предоставляться в течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно 1 раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения

3.Инспектирование (ревизия) на местах.

Проверка  степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, формирование максимально точного представления  о положении банка, качестве его  менеджмента могут быть обеспечены только в ходе проверки на месте.  

В связи с трудоемкостью проведения ревизий на местах органы надзора  осуществляют их периодически (они  могут быть плановыми, регулярными  и внеочередными) и устанавливают  характер инспекций, которые в зависимости  от целей и масштабов проверки могут быть общими, ограниченными  и специальными.

Во  время общей проверки анализируются  различные аспекты деятельности банка и главные области риска. Как правило, выявляются соблюдение банком законов, правильность составления  отчетов, наличие эффективной системы  управления и производится оценка общего финансового состояния банка. При ограниченных проверках рассматриваются определенные аспекты деятельности банка, отдельные зоны риска, например, анализируется кредитный портфель. В ходе специальных проверок объектом изучения становятся конкретные операции банка, например, сделки с иностранной валютой или компьютерная обработка информации.

 

4.Контроль за соблюдением банками требований надзорных органов.

контроль  за соблюдением ими в строго определенные сроки предписаний органов надзора по устранению обнаруженных недостатков.

Набор неофициальных и официальных  мер воздействия на банки во всех странах достаточно широк. К неофициальным  мерам воздействия относятся: гарантийное  письмо неблагополучного банка надзорному органу с признанием конкретных недостатков  и определением способа их устранения; письменное соглашение между органом  надзора и банком об исправлении  выявленных существенных негативных аспектов его деятельности. Официальные меры воздействия включают в себя предупреждение; директивы по устранению недостатков; штрафные санкции; приказ о снятии с  должности руководителя банка; передача банка под опеку надзорного органа; организацию слияния или поглощения; лишение лицензии на проведение банковских операций; ликвидацию кредитного учреждения. Ликвидация кредитного учреждения используется как крайняя мера, поскольку это  затрагивает непосредственные интересы вкладчиков. В целях защиты их интересов  во многих странах организованна система страхования депозитов.

В 1975 г. Был создан Базельский комитет банковского надзора. Его заседания проходят в Базеле, в Банке международных расчетов, там же размещается секретариат Комитета.

Инициатором создания международного комитета банковского надзора выступил директор Банка Англии Питер Кук, поэтому комитет называют еще «Комитетом Кука». В 1977 г. Базельский комитет представил «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью», которые были разработаны и одобрены странами «десятки» и органами банковского надзора во всех странах, включая Россию. В состав 25 принципов, определяющих содержание документа, входят требования минимальной величины банковского капитала, проверки органами надзора политики, оперативной деятельности банка и применяемых им процедур, связанных с выдачей кредита и инвестированием капиталов, управление кредитными и инвестиционными портфелями, общей политики банка

по управлению рисками [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Значение Центральных банков в развитии экономики

Сущность и функции банка  определяют его роль в экономике. Под ролью банка следует понимать его назначение, то, ради чего он возникает, существует и развивается. Так же как и функция, роль банка специфична, она адресует к экономике в целом, к банку независимо от того, к какому типу он принадлежит (эмиссионному или коммерческому, сберегательному или инвестиционному и т. п.).

Учитывая то, что банк функционирует  в сфере обмена, его назначение и влияние на экономику необходимо, прежде всего, рассматривать через данную сферу. Назначение банка состоит в том, что он обеспечивает упорядочение и рационализацию денежного оборота. Как это следует из функции аккумуляции временно свободных ресурсов, банки являются собирателями временно свободных денежных ресурсов для их последующего направления тем хозяйствующим субъектам, которые нуждаются в дополнительных ассигнованиях. Собранные по крупицам временно свободные денежные средства как мелкие денежные потоки превращаются банками в огромные потоки денежных ресурсов. Их концентрация, направление на удовлетворение потребностей производства и обращения сверх имеющихся в их распоряжении источников составляет важнейший атрибут их соприкосновения и взаимодействия с экономической средой. Аккумулируемые банками денежные средства, их последующее перераспределение дают возможность не только поддержать непрерывность производства и обращения продукта, но и ускорить воспроизводственный процесс в целом.

Упорядочение и рационализация денежного оборота достигается не только вследствие расчетов, организуемых банком, внедрения наиболее совершенных и экономичных форм платежей, но и посредством более рационального использования ресурсов предприятия. В целом банки могут выполнять по поручению клиента работу по управлению денежными и материальными средствами. Деньги, находящиеся в банке, не просто хранятся на счетах, они совершают кругообращение, позволяющее получить дополнительную прибыль, как их владельцам, так и кредитному учреждению.

При оценке роли банка важно видеть и его общественное назначение. Банк с позиции собственности представляет собой неоднородный институт. Центральный банк чаще всего является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он выступает как общенациональный институт, проводящий политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а в интересах государства, нации в целом. Выступая при этом как экономический институт, центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.

Сущность и  механизм денежной мультипликации и  его роль в регулировании денежного  оборота.

Механизм эмиссии денег  по-разному осуществляется в странах  с командно-распределительной и  рыночной экономикой. В первом случае эмиссия денег происходит на основе директивных планов. Во втором случае существует двухуровневая банковская система в виде центрального и коммерческих банков. Здесь механизм эмиссии строится на основе банковской (кредитной, депозитной) мультипликации.

В экономической науке  мультипликатор означает коэффициент  изменения совокупного выпуска  на одну денежную единицу прироста совокупного спроса. Под денежной мультипликацией понимается процесс  эмиссии платежных средств участниками  хозяйственного оборота при возрастании  денежной базы (денег центрального банка) на одну денежную единицу.

Денежный мультипликатор - это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет либо сократится денежное предложение в результате увеличения либо сокращения вкладов в кредитно-денежную систему на одну денежную единицу, и определяемый как отношение денежной массы (агрегат  ) к узкой денежной базе.

Денежная база (в узком смысле) включает наличные деньги в обращении вне Центрального банка РФ и обязательные резервы кредитных организаций по привлеченным средствам в национальной валюте. В широком смысле денежная база включает наличные деньги в обращении вне Центрального банка РФ, обязательные резервы кредитных организаций по привлеченным средствам в национальной и иностранной валютах, средства кредитных организаций на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России, обязательства его по обратному выкупу ценных бумаг и облигациям Банка России, а также средства резервирования по валютным операциям, внесенные в Банк России.

Коэффициент денежной мультипликации можно представить следующим  образом:

ДМ = М2 / денежная база

где М2 – это денежный агрегат, который рассчитывается как сумма наличных денег в обращении и безналичных средств

 

 

Денежно – кредитная  политика государства. (ДКП)

Цель ДКП. Любое государство ставит перед собой цели экономического развития, основными из которых являются: обеспечение устойчивых темпов роста производства, достижение высокого уровня занятости, стабильность цен, сохранение внешнеэкономического равновесия.

Важно при этом отметить, что среди конечных, стратегических целей существует одна, ответственность  за реализацию, которой несет во всем мире центральный банк - это  сохранение внутренней и внешней  стоимости национальной валюты. Эта цель достигается с помощью различных инструментов денежно-кредитного регулирования экономики, суть которого заключается в том, что центральный банк воздействует на объем денежной массы в обращении и цену кредита, т.е. процентную ставку. Эти два компонента находятся постоянно в поле зрения центрального банка.

Денежно-кредитная роль центрального банка, по мнению председателя Совета управляющих ФРС США Алана  Гринспэна, сводится к достижению двух главных целей: с одной стороны, обеспечивать ликвидностью, с другой – согласовывать степень совокупной ликвидности со стабильными ценами.

Политика центральных  банков ставит своей конечной целью  долговременную стабильность цен, чтобы  инфляционные ожидания не оказывали  сильного влияния на принятие хозяйственных  решений. Стабильность цен предполагает снижение степени неопределенности в прогнозах соотношения цен, имеющих решающее значение для инвестиционных решений. Однако центральные банки  прибегают и к другим кратко- и  среднесрочным макроэкономическим целям, чтобы сгладить конъюнктурные  колебания в экономике, например, сохранение низких темпов инфляции, чтобы  поддержать экономический рост.

Вообще меры кредитно-денежной политики обычно оказывают воздействие  на экономику и цены на протяжении длительных периодов, так как решениям в области этой политики внутренне  присуща ориентация на будущее. Подтверждением этого служит то, что для достижения макроэкономических целей применяются  цели или показатели, представляющие собой нечто среднее между  политическими решениями и конечными  результатами, например, темпы роста  номинального и реального доходов  или номинальные или реальные процентные ставки.

Особенность кредитно-денежной политики как орудия государственного регулирования заключается в  косвенном характере ее воздействия  на производство. Такая политика может  повлиять на принятие тех или иных хозяйственных решений участниками  процесса воспроизводства через  изменения финансовых факторов. Процесс  кредитного регулирования можно  разделить на два этапа: на первом центральный банк воздействует на соотношение  между спросом и предложением на кредитно-денежные ресурсы путем  воздействия на изменения денежной массы и процентных ставок, объемов  кредитных операций, условий кредитования и т.д. Соответственно цели кредитно-денежной политики подразделяются на промежуточные (процентные ставки, денежная масса, объем  кредитов и т.д.) и конечные (национальный доход, занятость, темпы роста цен  и т.д.).

 Задачи кредитно-денежной  политики можно сформулировать  так: 

- смягчение циклических  колебаний в экономике, стабилизация  цен и

- стимулирование экономического  роста, обеспечение оптимального  платежного баланса. 

Эти цели за довольно длительный срок не претерпели значительных изменений, только периодически происходит смена  приоритетов, и идут большие дискуссии  о методах решениях поставленных задач.

В России статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации  и деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, законом  «О Центральном банке РСФСР (Банке  России) и другими федеральными законами.

Основными целями деятельности Банка России, выделенными в законе «О Центробанке» являются:

- «защита и обеспечение  устойчивости рубля, в том числе  его покупательной

способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление  банковской системы Российской  Федерации;

- обеспечение эффективного  и бесперебойного функционирования  системы расчетов. Получение прибыли  не является целью деятельности  Банка России».

Валюта и валютная политика.

Валюта — это деньги (денежная единица) другого государства. Как известно, при наличии спроса и других предпосылок деньги могут  выступать в качестве специфического товара, имеющего свою цену (для банков деньги существуют, прежде всего, в этом качестве). Если в роли товара фигурируют иностранные деньги, то говорят о курсе валюты. Таким образом, курс валюты (валютный курс) — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны (других стран) или в международных денежных единицах (СДР, евро), при сделках ее купли-продажи. Определение курсов валют иначе называется их котировкой.

Курс валюты в общем  случае может формироваться (устанавливаться) в зависимости от обстоятельств: либо в процессе сопоставления предложения определенной валюты и спроса на нее в условиях свободного рынка; либо с помощью его регулирования государственными органами (министерством финансов и центральным банком); либо комбинированно, когда одновременно используются оба подхода. При этом основными факторами, влияющими на величины спроса и предложения, являются: экономическая и политическая ситуация в стране; темпы инфляции и инфляционные ожидания; состояние платежного баланса страны; разница процентных ставок в разных странах; степень использования валюты как международного платежного и резервного средства; степень доверия к валюте на национальном и мировом рынках; валютная политика.

Информация о работе Центральный банк его роль и значение в экономике