Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:13, курсовая работа
Основной целью работы является изучение основ деятельности Центральных банков и их значения в развитии экономики.
Исходя из поставленной цели в работе необходимо решить следующие
задачи: рассмотреть историю появления Центральных банков, их функции и
операции; раскрыть основы взаимоотношений Центральных банков с
коммерческими банками и небанковскими организациями; определить значение центральных банков в развитии экономики.
Введение 2
1. Появление Центральных банков, их функции и операции 4
2. Взаимоотношение Центральных банков с коммерческими банками и небанковскими организациями 19
3. Значение Центральных банков в развитии экономики 29
Заключение 39
Список использованных источников 41
- осуществляет эффективное
управление золотовалютными
Банка России;
- принимает решение о
государственной регистрации
организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление
банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
- осуществляет надзор
за деятельностью кредитных
банковских групп;
- регистрирует эмиссию
ценных бумаг кредитными
соответствии с федеральными законами;
- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства
Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок,
необходимых для выполнения функций Банка России;
- организует и осуществляет
валютное регулирование и
- определяет порядок
организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и
физическими лицами;
- устанавливает правила
бухгалтерского учета и
банковской системы Российской Федерации;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- принимает участие в
разработке прогноза
Российской Федерации и организует составление платежного баланса
Российской Федерации;
- устанавливает порядок
и условия осуществления
приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию
проведения операций по покупке
и продаже иностранной валюты
Банк России будет выполнять со дня
вступления в силу федерального закона
о внесении соответствующих изменений
в Федеральный закон "О лицензировании
отдельных видов деятельности")
- проводит анализ и
прогнозирование состояния
Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно- финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами
Центральный банк непосредственно не работает с юридическими и
физическими лицами. Его клиенты - коммерческие банки. Являясь «банком
банков», центральный банк хранит свободные денежные резервы коммерческих банков, служит расчетным центром банковской системы и предоставляет ей кредиты, в некоторых странах выступает органом банковского регулирования и надзора. Как расчетный центр банковской системы центральный банк выполняет функции регулирующего органа платежной системы страны, он координирует организацию расчетных систем. Во многих странах центральный банк и его территориальные подразделения выполняют функции национального клирингового центра, осуществляющего расчеты на национальном уровне и с зарубежными банками.
В Германии функционирует общенациональная система безналичных
расчетов через расчетные центры Федерального немецкого банка. Они
проводят расчеты по всем платежным документам. Для осуществления
расчетов коммерческие банки представляют к установленному сроку и по
утвержденной форме расчетные документы в отделения Бундесбанка, которые открывают для этих операций соответствующие жиросчета (зачетные счета). Последние должны быть всегда выровнены в расчетном центре. Если у какого-либо банка нет средств для покрытия дебетового сальдо, то к нему применяются соответствующие санкции. С помощью данной системы расчетов Бундесбанк, с одной стороны, производит быстрый зачет взаимных требований и обязательств, а с другой, осуществляет контроль ликвидности коммерческих банков. Проведение платежей в системе Бундесбанка весьма выгодно коммерческим банкам в связи с упрощенной инкассацией расчетных документов и ускоренным получением платежей по ним.
В Германии существует льготная для коммерческих банков система
расчетов, получившая название упрощенной инкассации чеков и поручений
Бундесбанком. В рамках данной системы Федеральный немецкий банк
инкассирует без взимания сборов все чеки и инкассовые поручения,
выраженные в немецких марках, для кредитных организаций, имеющих у него жиросчет. При этом инкассируются только расчетные чеки, полностью
отвечающие предписанным нормам и содержащие данные о банке-
плательщике. Лицевая сторона указанного чека кроссирована надписью
«только для перечисления», и банк-плательщик не вправе оплатить его
наличными, а должен кредитовать соответствующий суммой счет получателя. Любое перечеркивание такой надписи не принимается во внимание. На следующий день Бундесбанком кредитуются причитающиеся суммы с пометкой «при условии получения», которая является для него гарантийной оговоркой. Со своей стороны центральный банк может получить соответствующие платежи лишь спустя некоторое время. Разница между кредитованием счета коммерческого банка и поступлением денег в Бундесбанк составляет до пяти дней. В качестве обеспечения на случай неплатежа в распоряжении центрального банка имеются минимальные резервы коммерческих банков. Данная система расчетов дает возможность Бундесбанку контролировать уровень ликвидности коммерческих банков.
В США функцией ФРС является проведение платежей через общенациональную систему безналичных расчетов. Высшим органом США,
ведающим вопросами безналичных расчетов в масштабе всей страны,
выступает специальный межокружной расчетный фонд, находящийся в
Вашингтоне. Каждый банк, имеющий федеральный чартер (банк
национального значения, входящий в ФРС), является пайщиком фонда и имеет в нем свой счет, через который проводит расчеты с другими банками.
Ежедневно на основе отчета каждого федерального банка о чеках, поступивших в течение дня и требующих инкассирования, в каждом из прочих федеральных округов производятся соответствующие расчеты. Через этот фонд Совет управляющих ФРС осуществляет телеграфный перевод денежных средств по счетам федеральных банков. В конце делового дня каждый федеральный банк сообщает в Совет управляющих ФРС в Вашингтоне сумму своей задолженности другим федеральным банкам, образовавшейся в результате деловых операций текущего дня. На основе полученных данных Совет управляющих ФРС делает соответствующий перерасчет и перевод средств по счетам федеральных банков. В результате этого изменяется величина резервов указанных банков и оказывается определенное воздействие на кредитную деятельность каждого звена ФРС.
Если в коммерческий банк - участник ФРС поступает чек, выписанный на другой коммерческий банк, то предъявитель такового немедленно получает указанную сумму от ФРС; со счета же банка-плательщика она списывается через несколько дней. В результате образуется так называемый флоут -бесплатный кредит, фактически предоставляемый коммерческими банками по линии ФРС при обслуживании чекового обращения. Первоначально ФРС оказывала услуги бесплатно, но федеральное законодательство, разработанное в 1980 г., потребовало взимания платы почти за все ее услуги. Этот шаг был сделан для усиления конкурентной борьбы в сфере финансовых услуг, а также получения дополнительных доходов в целях компенсации растущих операционных расходов. Учитывая это, ФРС ввела плату также и за флоут.
Банк Англии в отличие от многих других центральных банков не является расчетным центром страны. Основу платежной системы Великобритании составляют клиринговые банки. Особенность клиринговых банков заключается в том, что все они активно работают в системе зачетов платежных документов и ценных бумаг, осуществляемых через Лондонскую расчетную палату. Согласно законодательству все расчеты между обычными банками и другими финансовыми организациями могут осуществляться только через клиринговые банки.
Использование центральными
банками механизма
расчетов в немалой степени способствует самонастройке и саморегулированию, иными словами, автоматическому действию денежно-кредитных рычагов, влияющих на показатели деятельности коммерческих банков, а за счет этого и на состояние денежного оборота страны.
Предоставляя кредиты национальным банкам, центральный банк
выступает в роли кредитора последней инстанции. Эту роль он может
выполнять благодаря тому,
что его эмиссионная
концентрация им резервов коммерческих банков, официальных
золотовалютных резервов создает базу для расширения кредитных операций и повышения уровня ликвидности банков. Роль центральных банков как
кредиторов последней инстанции особенно возрастает в периоды кризисов и
кредитных затруднений. Своевременное предоставление кредитов
национальным коммерческим банкам позволяет предотвратить неуверенность вкладчиков и не допустить возникновения цепной реакции банковских банкротств.
Центральный банк осуществляет надзор и контроль над банками, чтобы
поддержать надежность и стабильность банковской системы, защитить
интересы вкладчиков и кредиторов. Характер осуществления центральным
банком банковского надзора в разных странах имеет существенные
особенности, но везде он играет важную роль в функционировании банковской системы страны. Надзорная функция в ряде стран осуществляется исключительно центральным банком (Италия, Россия, Австрия). В Германии, США, Франции, Швейцарии эту работу последний ведет совместно с казначейством, банковской комиссией и другими органами, которые в своей надзорной деятельности тесно взаимодействуют с центральными банками. Например, Немецкий федеральный банк способствует осуществлению банковского надзора с помощью специального федерального органа по контролю кредитной деятельности. Поскольку последний не располагает необходимой структурой агентств, то он опирается на филиальную сеть центрального банка. В Австрии, Дании, Канаде, Норвегии контрольную функцию осуществляет не центральный банк, а другие органы.
Надзор центрального банка
за коммерческими банками
путем выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности и
проведение отдельных видов операций (например валютных, с ценными
бумагами и т. д.), а также проверки и анализа финансовой отчетности
коммерческих банков, ревизии их деятельности, установления различных
нормативов и контроля за их выполнением. Надзор чаще всего регламентируется специальными законодательными и нормативными актами.
Однако в Великобритании на протяжении десятилетий (вплоть до 1979 г.)
контроль за деятельностью второго уровня банковской системы со стороны
Банка Англии не был закреплен законодательно и являлся достаточно
либеральным.
Надзорные органы в США -- Служба контролера денежного обращения (на федеральном уровне) и Отдел Уполномоченных по банкам при правительствах штатов (на уровне штатов) -- решают вопросы о предоставлении лицензий для открытия соответствующих банков (национальных или банков штатов), выдаче разрешения на открытия отделения, слиянии и поглощении банков, а также об изменениях в структуре банковского капитала. В компетенции надзорных органов США также входят ликвидация закрываемых банков; разработка инструкций, правил, указаний и регламентаций, носящих подзаконный характер и ориентированных на разъяснение законов; периодические комплексные проверки состояния, операций и политики подведомственных банков; принятие мер по исправлению сложившегося положения; консультирование руководства банков; обобщение отчетов и статистической информации банков.
В обязанности ФРС входит также защита прав потребителей, причем компетенция ФРС распространяется не только на банки, но и на кредитно-финансовые учреждения. Суть этой деятельности сводится к обеспечению потребителей (в том числе банковских клиентов) адекватной информацией и осуществлению контроля за соблюдением прав клиентов.
Для банковского надзора, применяемого в Великобритании, характерен контроль за деятельностью каждого банка. На основе проведенного контроля для каждого банка разрабатываются мероприятия, учитывающие конкретные условия его деятельности и по возможности согласуемые с руководством банка. Эти меры должны обеспечить для банка необходимый минимум оперативной безопасности в отношении капитала, резервных средств, ликвидности, системы менеджмента и бухгалтерской отчетности. Надзор со стороны Банка Англии за деятельностью коммерческих банков осуществляется посредством сбора статистической информации, отчетов бухгалтеров, посещений банков и регулярных официальных собеседований с их руководством. Встречи с руководством банка -- одна из главных особенностей надзора в Великобритании. Кроме того, Банк Англии практикует проведение трехсторонних совещаний, в которых помимо названных должностных лиц участвуют также ответственные за финансовый отчет бухгалтеры банков, назначаемые Банком Англии. В их функции входят проверка работы систем учета и контроля банка и периодический отчет о его финансовом состоянии, подтверждение выполнения банками указаний Банка Англии, а также информирование последнего о достоверности и полноте предоставляемой ему статистической отчетности. По Закону о банках эти лица имеют право в случае необходимости извещать руководство Банка Англии о результатах проверки, если они вызывают сомнения.
Банковский надзор осуществляется последовательно и состоит из следующих этапов:
1.Лицензирование.
В большинстве стран необходимо специальное разрешение (лицензия) на открытие банка. Лицензирование (первый этап надзора) имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа. Для получения лицензии подавшее заявку кредитное учреждение должно соблюдать ряд требований, прежде всего относительно:
-
минимального размера
-
состава основных акционеров; квалификации
и моральной характеристики
- круга предполагаемых операций и стратегии деятельности;
-
правильности оценки
-
комплекса мер по созданию
резервов на случай
Информация о работе Центральный банк его роль и значение в экономике