Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

С началом глобального финансового кризиса в условиях нехватки ликвидности продажи залогов усилили падение фондового рынка. Банки предпочли воздержаться от межбанковского кредитования и фактически тезаврировали денежные средства. Остановился механизм мультипликации денег. При этом выяснилось, что центральные банки развитых стран не имеют в рамках денежно-кредитной политики достаточного и эффективного инструментария для борьбы с кризисом. Монетарные власти были вынуждены импровизировать, пытаясь найти адекватные инструменты накачивания ликвидности в экономику.

Оглавление

Введение……………………………………………………..……………………….3
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики………….………......5
2. Основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики и их анализ…………………………………………...…………….................................7
3. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ за 2009-2011 годы…..……..16
4. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов……………….………………………………………………..26
Заключение…………………...…………………………………………………..…29
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

научная.doc

— 165.00 Кб (Скачать)
rmal;line-height:150%;margin:0pt;text-align:center"> 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов

В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий для реали­зации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование систе­мы инструментов денежно-кредитной поли­тики и переход к более гибкому курсообра­зованию.

Действие автономных факторов фор­мирования ликвидности со стороны бюд­жетных потоков (с учетом предполагаемо­го дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при относи­тельно благоприятной внешней конъюнктуре допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях бу­дут востребованы инструменты абсорбиро­вания ликвидности.

В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование опе­раций по размещению ОБР и депозитных операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также яв­ляться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.

Банк России продолжит совершенство­вание порядка и условий проведения де­позитных операций, в частности путем вне­дрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвую­щих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвид­ности – депозитных аукционов, так и инстру­ментов постоянного действия – депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет на­правлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций.

С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению исполь­зования антикризисных инструментов и воз­вращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необ­ходимости Банк России будет иметь возмож­ность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефи­нансирования.

При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных тенденций Банк Рос­сии будет концентрироваться на регулирова­нии краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по‑прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции посто­янного действия, процентные ставки по кото­рым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредит­ного рынка.

В целях повышения эффективности ин­струментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направлен­ную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кре­дитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным опера­циям, в том числе за счет золота.

Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в ка­честве инструмента регулирования ликвид­ности банковского сектора и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуа­ции, состояния ресурсной базы российских кредитных организаций Банк России мо­жет принять решение относительно изме­нения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальней­шего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кре­дитным организациям поддерживать лик­видность при выполнении ими обязательных резервных требований.

Дальнейшее развитие процентной по­литики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, суже­ние коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения.

Принимая решения о выборе инстру­ментов денежно-кредитной политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являют­ся создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстанов­ление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных ор­ганизаций в пользу реального сектора эконо­мики.

В 2011‑2013 годах Банк России про­должит взаимодействие с Минфином России как в сферах, непосредственно относящихся к реализации денежно-кредитной политики, так и в области дальнейшего развития наци­ональных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование реализо­ванного Минфином России совместно с Бан­ком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности.

 

 



6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      В данной работе проведен анализ теоретических аспектов денежно-кредитной политики, рассмотрены основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, их анализ, проведен анализ реализации политики за 2009-2011 годы, использование основных целей и инструментов денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов.

     В январе-сентябре 2010 года продол­жалось восстановление российской эконо­мики после глубокого спада, вызванного мировым финансово-экономическим кри­зисом. Постепенное оживление мировой экономики и улучшение условий торговли способствовали увеличению российского экспорта и поддержанию роста производства. Сократился чистый отток частного капитала. Возобновился рост потребительской и инве­стиционной активности. В январе-июне 2010 года объем ВВП увеличился на 4,2%. Однако в III квартале прирост производства товаров и услуг составил, по оценке, менее 3%, что может привести к более низким, чем ожида­лось ранее (4%), темпам роста ВВП в целом за 2010 год.

В условиях экономического роста численность занятого населения в январе-сентябре 2010 года увеличилась по срав­нению с соответствующим периодом 2009 года. С февраля общая численность безра­ботных начала сокращаться и на конец сентя­бря 2010 года составила 6,6% численности экономически активного населения (7,6% годом ранее).

Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-сентябре 2010 года возросли по сравнению с соответству­ющим периодом 2009 года на 4,8%. Рас­ходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении увеличились, по оценке, на 4,3%. Улучшение финансового положения организаций способствовало ро­сту инвестиций. В январе-сентябре 2010 года объем вложений в основной капитал возрос на 3,8% (в январе-сентябре 2009 года он снизился на 19,6%).

В условиях более высоких, чем в 2009 году, мировых цен на энергоносители уве­личивались доходы бюджета. Реализация мер государственной политики, направлен­ных на поддержание внутреннего спроса, способствовала росту расходов на конеч­ное потребление органов государственного управления. Дефицит федерального бюдже­та в январе-сентябре 2010 года заметно сни­зился по сравнению с сопоставимым перио­дом 2009 года и составил 2,2% ВВП.

В январе-июле 2010 года отмечалось существенное снижение инфляции. На за­медление роста цен повлияли низкий уро­вень спроса и сохранявшийся отрицатель

        Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов[7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты Российской Федерации:

1.   Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ: принят Гос. Думой 10 июня 2002г.: по состоянию на 2006г. – Справочно-правовая система "Гарант": версия от 5 дек. 2009г.

2.      Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» №395-ФЗ: принят Гос. Думой 2 декабря 1996 г.: по состоянию на 2009г. – Справочно-правовая система "Гарант": версия от 5 дек. 2009г.

3.      Российская Федерация. Положения. Положение Банка России № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами»: принят Гос. Думой 12 ноября 2007г. – Справочно-правовая система "Гарант": версия от 5 дек. 2009г.

4.      Российская Федерация. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики  на 2009 и период 2010 и 2011 годов: одобрено Советом директоров Банка России 17 ноября 2008г.

Учебники и периодическая печать:

5.      Березина М.П. Рефинансирование, как инструмент денежно-кредитного регулирования/Учебник.-М.: Банки и деловой мир, 2006. – 130с.

6.      Рыбин В.И. Национальная банковская система /Учебник экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.-М.: ИНФРА, 2009. – 528с.

7.      Выступление Председателя Банка России С.М. Игнатьева на XVIII Международном банковском конгрессе// Вестник Банка России – 2009. -№36 (1127)- с. 5-6.

8.      Журнал «Вестник Банка России»  от 2 февраля 2011 года № 7 (1250)

9.      Журнал «Вестник Банка России»  от 9 февраля 2011 года  № 8 (1251)

10. Журнал «Вестник Банка России»  от 16 февраля 2011 года № 9 (1252);

11. Бюллетень Банковской Статистики №2 (213). 2011

12. Газета Известия от 29.10.09 года.

 

 

Электронные ресурсы:

13. Официальный сайт Банка России: http://www.cbr.ru

14. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru

15. Служба тематических толковых словарей: http://www.glossary.ru

16. Словарь экономических терминов: http://www.bestconsult.ru

 

 



Информация о работе Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов