Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:52, курсовая работа
С началом глобального финансового кризиса в условиях нехватки ликвидности продажи залогов усилили падение фондового рынка. Банки предпочли воздержаться от межбанковского кредитования и фактически тезаврировали денежные средства. Остановился механизм мультипликации денег. При этом выяснилось, что центральные банки развитых стран не имеют в рамках денежно-кредитной политики достаточного и эффективного инструментария для борьбы с кризисом. Монетарные власти были вынуждены импровизировать, пытаясь найти адекватные инструменты накачивания ликвидности в экономику.
Введение……………………………………………………..……………………….3
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики………….………......5
2. Основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики и их анализ…………………………………………...…………….................................7
3. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ за 2009-2011 годы…..……..16
4. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов……………….………………………………………………..26
Заключение…………………...…………………………………………………..…29
Список использованной литературы…………………………………………
В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.
Действие автономных факторов формирования ликвидности со стороны бюджетных потоков (с учетом предполагаемого дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной внешней конъюнктуре допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности.
В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.
Банк России продолжит совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности – депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия – депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций.
С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.
При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных тенденций Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по‑прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.
В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота.
Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, состояния ресурсной базы российских кредитных организаций Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими обязательных резервных требований.
Дальнейшее развитие процентной политики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения.
Принимая решения о выборе инструментов денежно-кредитной политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики.
6
В январе-сентябре 2010 года продолжалось восстановление российской экономики после глубокого спада, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом. Постепенное оживление мировой экономики и улучшение условий торговли способствовали увеличению российского экспорта и поддержанию роста производства. Сократился чистый отток частного капитала. Возобновился рост потребительской и инвестиционной активности. В январе-июне 2010 года объем ВВП увеличился на 4,2%. Однако в III квартале прирост производства товаров и услуг составил, по оценке, менее 3%, что может привести к более низким, чем ожидалось ранее (4%), темпам роста ВВП в целом за 2010 год.
В условиях экономического роста численность занятого населения в январе-сентябре 2010 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. С февраля общая численность безработных начала сокращаться и на конец сентября 2010 года составила 6,6% численности экономически активного населения (7,6% годом ранее).
Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-сентябре 2010 года возросли по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 4,8%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении увеличились, по оценке, на 4,3%. Улучшение финансового положения организаций способствовало росту инвестиций. В январе-сентябре 2010 года объем вложений в основной капитал возрос на 3,8% (в январе-сентябре 2009 года он снизился на 19,6%).
В условиях более высоких, чем в 2009 году, мировых цен на энергоносители увеличивались доходы бюджета. Реализация мер государственной политики, направленных на поддержание внутреннего спроса, способствовала росту расходов на конечное потребление органов государственного управления. Дефицит федерального бюджета в январе-сентябре 2010 года заметно снизился по сравнению с сопоставимым периодом 2009 года и составил 2,2% ВВП.
В январе-июле 2010 года отмечалось существенное снижение инфляции. На замедление роста цен повлияли низкий уровень спроса и сохранявшийся отрицатель
Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов[7].
Список литературы
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ: принят Гос. Думой 10 июня 2002г.: по состоянию на 2006г. – Справочно-правовая система "Гарант": версия от 5 дек. 2009г.
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» №395-ФЗ: принят Гос. Думой 2 декабря 1996 г.: по состоянию на 2009г. – Справочно-правовая система "Гарант": версия от 5 дек. 2009г.
3. Российская Федерация. Положения. Положение Банка России № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами»: принят Гос. Думой 12 ноября 2007г. – Справочно-правовая система "Гарант": версия от 5 дек. 2009г.
4. Российская Федерация. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 и период 2010 и 2011 годов: одобрено Советом директоров Банка России 17 ноября 2008г.
Учебники и периодическая печать:
5. Березина М.П. Рефинансирование, как инструмент денежно-кредитного регулирования/Учебник.-М.: Банки и деловой мир, 2006. – 130с.
6. Рыбин В.И. Национальная банковская система /Учебник экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.-М.: ИНФРА, 2009. – 528с.
7. Выступление Председателя Банка России С.М. Игнатьева на XVIII Международном банковс
8. Журнал «Вестник Банка России» от 2 февраля 2011 года № 7 (1250)
9. Журнал «Вестник Банка России» от 9 февраля 2011 года № 8 (1251)
10. Журнал «Вестник Банка России» от 16 февраля 2011 года № 9 (1252);
11. Бюллетень Банковской Статистики №2 (213). 2011
12. Газета Известия от 29.10.09 года.
Электронные ресурсы:
13. Официальный сайт Банка России: http://www.cbr.ru
14. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru
15. Служба тематических толковых словарей: http://www.glossary.ru
16. Словарь экономических терминов: http://www.bestconsult.ru