Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:52, курсовая работа
С началом глобального финансового кризиса в условиях нехватки ликвидности продажи залогов усилили падение фондового рынка. Банки предпочли воздержаться от межбанковского кредитования и фактически тезаврировали денежные средства. Остановился механизм мультипликации денег. При этом выяснилось, что центральные банки развитых стран не имеют в рамках денежно-кредитной политики достаточного и эффективного инструментария для борьбы с кризисом. Монетарные власти были вынуждены импровизировать, пытаясь найти адекватные инструменты накачивания ликвидности в экономику.
Введение……………………………………………………..……………………….3
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики………….………......5
2. Основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики и их анализ…………………………………………...…………….................................7
3. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ за 2009-2011 годы…..……..16
4. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов……………….………………………………………………..26
Заключение…………………...…………………………………………………..…29
Список использованной литературы…………………………………………
Посредством рефинансирования центральный банк действует как «кредитор последней инстанции»; то есть является гарантом бесперебойного функционирования банковской и финансовой системы в целом.
Кредитно-банковские институты, испытывающие временные финансовые трудности, получили возможность обратиться в центральный банк за получением ссуд. Кредиты рефинансирования позволяют им свести до минимума запасы своих ликвидных средств в результате использования заимствований у центрального банка. В этом смысле кредиты рефинансирования являются составной частью механизма защитных мер, источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощённых ресурсов. Возможность получения кредитов рефинансирования или их масштабы зависят от ряда факторов, и прежде всего от состояния денежно-кредитной сферы страны, финансового положения кредитополучателя.
С 1 марта 2011 г. вновь установлена ставка рефинансирования центрального банка РФ в размере 8 %, после снижения до минимального в истории уровня в 7, 75%. Указанное решение о повышении принято Советом директоров Банка России, прежде всего, в связи с увеличением роста инфляции в 2010-2011 г. и, в то же время, отсутствия повышения доступности кредитных ресурсов для экономических субъектов и стимулирования конечного спроса (приложение 3)[11]. Таким образом ЦБ РФ отказался от активного снижения ставки рефинансирования.
И это на фоне повышения начиная с 1 февраля 2011 года нормативы обязательных резервов:
- по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами- нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%;
- по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,0% (приложение 4).
Обязательные резервы - важный инструмент кредитно-денежной политики, которые кредитные учреждения должны хранить в Центральном банке.
Суть регулирования этим рычагом сводится к тому, что в случае «перегрева» конъюнктуры и нежелательного роста цен Банка России увеличивает нормы обязательных резервов и сокращает возможности кредитования, а значит, и размеры денежной массы, сдерживает рост производства и цен. И наоборот, снижение нормы приводит к «подогреву» экономики с вытекающими из этого последствиями.
Однако перегиб в регулировании резервирования может привести к нежелательным последствиям, а не к тому, что действительно необходимо в экономической и финансовой ситуации страны.
К обязательным резервам относятся и создание Стабилизационного Фонда. Средства фонда выступают механизмом регулирования общей ликвидности банковской системы, который используется для контроля над денежными агрегатами посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
В результате январского ускорения темпы инфляции в годовом выражении на 24 января 2011 года возросли примерно до 9%. Основным фактором их повышения продолжает оставаться рост цен на продукты питания. Дополнительное инфляционное давление было обусловлено сезонным повышением тарифов на услуги естественных монополий. При этом в последние месяцы наблюдается ускорение инфляции и в других сегментах потребительского рынка. Определенный вклад в рост потребительских цен внесли шоки предложения на мировых продовольственных рынках. Повышение инфляционных рисков, в том числе обусловленных монетарными факторами, определяет целесообразность принятия соответствующих мер со стороны денежных властей.
Проведение Банком России стимулирующей денежно - кредитной политики сформировало условия для дальнейшего расширения кредитной деятельности банков и восстановления экономической активности. В то же время, несмотря на позитивную динамику ряда макроэкономических показателей, последние данные Росстата об индексах предпринимательской уверенности и оценках спроса на продукцию предприятий свидетельствуют о сохранении неопределенности в оценке устойчивости экономического роста.
Дальнейшие шаги по изменению параметров процентной политики Банка России будут определяться соотношением рисков усиления инфляционного давления и замедления экономического роста. В связи с этим Банк России продолжит проводить мониторинг экономической ситуации и оперативно оценивать риски перехода наблюдаемого роста цен в устойчивые инфляционные тенденции.
Операции на открытом рынке – покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков. Операции на открытом рынке – третий способ контроля над денежной массой.
Сущность этого инструмента состоит в следующем: покупая ценные бумаги за свой счет, центральный банк увеличивает количество денег в обращении и ликвидность банков, т.е. проводит экспансионную политику. У банков появляется возможность кредитования предприятий и населения, что снижает рост безработицы, но может спровоцировать рост цен, появление «лишних» денег.
В этом случае центральный банк проводит обратную операцию – по изъятию лишней денежной массы, путем продажи как государственных, так и собственных облигаций. Тем самым резервы банков сокращаются, снижаются возможности кредитования клиентов, кредит дорожает, стимулируется понижение цен (политика рестрикции).
Одним из основных рыночных инструментов рефинансирования в 2010-2011 г. оставались операции прямого РЕПО Банка России. Лишь в декабре 2010 г. средние дневные требования Банка России к кредитным организациям по операциям прямого РЕПО были равны 3,8 млрд. руб., по ломбардным кредитам – 2,8 млрд. рублей. Общий объем операций прямого РЕПО за месяц составил 49,4 млрд. рублей. По результатам проведенных аукционов прямого РЕПО было предоставлено 42,4 млрд. руб. на срок 1 день и 0,8 млрд. руб. на срок 7 дней (в ноябре – 41,8 и 0,2 млрд. руб. соответственно). Кроме того, на срок 91 день было предоставлено 2,2 млрд. руб. (в ноябре – менее 0,1 млрд. руб.). По фиксированной ставке сделки прямого РЕПО были заключены в объеме 4,0 млрд. руб. (в ноябре – 4,7 млрд. руб.). Общий объем предоставленных ломбардных кредитов возрос с 4,9 млрд. руб. в ноябре до 9,5 млрд. руб. в декабре.
В отношении купли-продажи иностранной валюты на открытом рынке Банк России проводит политику, направленную на предотвращение резких колебаний курса национальной валюты, наращивание золото – валютных резервов, пытается остановить увеличение денежной массы.
Конкретные направления валютного регулирования как одного из основных инструментов денежно-кредитного регулирования определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В настоящее время для регулирования валютного курса применяется режим «свободного плавания», подразумевающий определение курса на основе спроса и предложении (приложение 5).
Установление ориентиров денежной массы. Стабильность национальной валюты достигается лишь тогда, когда обеспечение экономики деньгами имеет ограничения, поэтому центральные банки разрабатывают способы управления денежным предложением, с помощью которых дозируется рост денежной массы.
Удерживая под контролем денежную эмиссию, центральный банк достигает намеченных целей в регулировании инфляции.
Сложность определения денежной массы состоит в том, что центральный банк должен иметь надежную информацию о прогнозе динамики ВВП и цен.
Банком России для контроля выбран агрегат M2, а его размер в основном зависит от размера денежной базы, находящейся под управлением центрального банка (приложение 6).
Управляя денежным обращением, Банк России контролирует не только количество денежной массы, но и ее структуру, стремясь к снижению доли наличных средств, ускорению безналичных расчетов.
Банк России только в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ вправе применять количественные ограничения, осуществляемые путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев Центральный Банк осуществляет контроль над крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.
С помощью указанных инструментов центрального банка удается в определенной степени влиять и управлять инфляцией. Но одними только этими инструментами победить инфляцию невозможно. Тем более что российская инфляция имеет глубокие, специфические корни: глубокие диспропорции нашей экономики; преобладание отраслей, добывающих сырье и производящих средства производства; огромный дефицит государственного бюджета, ошибки в проведении экономических реформ. Поэтому усилия Банка России по стабилизации цен, конечно, важны, но совершенно недостаточны для того, чтобы победить этот пока самый страшный недуг нашей экономики. Более того, сама кредитная система страны оказалась заложницей инфляции и не может функционировать нормально.
3. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ за 2009-2011 годы
В 2009-2011 годах реализация денежно-кредитной политики происходит в условиях, когда основные последствия наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса преодолены, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста. Масштабные антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008‑2009 годах, позволили преодолеть дефицит ликвидности и не допустить дестабилизации функционирования банковской системы. Наметившееся улучшение основных макроэкономических показателей и индикаторов финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному сворачиванию мер, которые были введены им в острую фазу кризиса. Вместе с тем неустойчивое восстановление экономической активности и медленный рост банковского кредитования определяют задачу поддержания и расширения совокупного спроса.
Рассмотрим подробнее проводимые меры Банка России за последнее время.
Процентная политика
В условиях замедления инфляции и снижения инфляционных ожиданий Банк России в первой половине 2010 года продолжил начатое в апреле 2009 года снижение процентных ставок по своим операциям, направленное на уменьшение стоимости заимствований в экономике, стимулирование кредитной активности и экономического роста, а также ограничение притока краткосрочного спекулятивного капитала. К началу июня 2010 года Совет директоров Банка России 4 раза принимал решение о снижении ставки рефинансирования и ставок по отдельным операциям.
В целом с начала цикла смягчения денежно-кредитной политики до 1 июня 2010 года ставка рефинансирования Банка России была снижена на 5,25 процентного пункта (до 7,75%), минимальная процентная ставка по рыночным операциям предоставления ликвидности на срок до 7 дней – на 5 процентных пунктов (до 5%), ставка по однодневным депозитам и депозитам до востребования – на 5,25 процентного пункта (до 2,5%).
Продолжительный период снижения процентных ставок Банком России и предпринятые ранее действия Правительства Российской Федерации и Банка России по поддержке кредитных организаций способствовали снижению ставок денежного рынка, улучшению состояния банковского сектора и уменьшению системных рисков.
В июне 2010 года процентные ставки денежного рынка вышли на уровень, обеспечивающий приемлемый баланс между доступностью заемных средств и инфляционными рисками и являющийся нейтральным относительно трансграничного движения краткосрочного капитала. Это позволило Совету директоров Банка России в июне-октябре принять решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России.
При этом учитывалась необходимость сохранения стимулирующей денежно-кредитной политики для поддержки внутренних факторов роста.
В июне-октябре 2010 года ситуация на денежном рынке оставалась спокойной, процентные ставки в основном находились вблизи нижней границы коридора процентных ставок по операциям Банка России. В частности, средневзвешенная ставка MIACR по однодневным кредитам в рублях, составлявшая в январе 2010 года 4,0% годовых, с июня по сентябрь находилась на уровне 2,6% годовых, в октябре – 2,7% годовых.
В августе-сентябре было отмечено ускорение роста потребительских цен, вызванное увеличением инфляционных ожиданий в условиях неопределенности оценок последствий воздействия аномальных погодных условий на производство сельскохозяйственной продукции и ростом цен на зерно на мировом рынке. Однако, по мнению Банка России, это не является достаточным основанием для того, чтобы сделать вывод о негативном влиянии последствий указанных ценовых шоков на инфляционные процессы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.