Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:52, курсовая работа
С началом глобального финансового кризиса в условиях нехватки ликвидности продажи залогов усилили падение фондового рынка. Банки предпочли воздержаться от межбанковского кредитования и фактически тезаврировали денежные средства. Остановился механизм мультипликации денег. При этом выяснилось, что центральные банки развитых стран не имеют в рамках денежно-кредитной политики достаточного и эффективного инструментария для борьбы с кризисом. Монетарные власти были вынуждены импровизировать, пытаясь найти адекватные инструменты накачивания ликвидности в экономику.
Введение……………………………………………………..……………………….3
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики………….………......5
2. Основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики и их анализ…………………………………………...…………….................................7
3. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ за 2009-2011 годы…..……..16
4. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов……………….………………………………………………..26
Заключение…………………...…………………………………………………..…29
Список использованной литературы…………………………………………
6
Оглавление
Введение……………………………………………………..
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики………….………......5
2. Основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики и их анализ…………………………………………...……………
3. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ за 2009-2011 годы…..……..16
4. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов……………….…………………………………
Заключение…………………...…………………………
Список использованной литературы…………………………………………...…
Приложения……………………………………………………
Введение
С началом глобального финансового кризиса в условиях нехватки ликвидности продажи залогов усилили падение фондового рынка. Банки предпочли воздержаться от межбанковского кредитования и фактически тезаврировали денежные средства. Остановился механизм мультипликации денег. При этом выяснилось, что центральные банки развитых стран не имеют в рамках денежно-кредитной политики достаточного и эффективного инструментария для борьбы с кризисом. Монетарные власти были вынуждены импровизировать, пытаясь найти адекватные инструменты накачивания ликвидности в экономику. Из кредиторов последней инстанции центральные банки фактически превратились в «спонсоров» финансового сектора. Не обошла эта тенденция и российский финансовый рынок. Россия встала перед небывалым до этого кризисом[12].
Глобальный финансовый кризис не только привел к переоценке функций центрального банка, но и предопределил изменения в инструментах, целях, методах и механизме денежно-кредитной политики. В сложившихся условиях возникла необходимость пересмотреть методологию ее разработки и реализации.
Актуальность данной работы вызвана тем, что денежно-кредитная политика – это одна из основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны.
Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы, обеспечить стабильность развития экономики и выход из сложившегося кризиса. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная[5].
Цель работы - исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения в послекризисные 2009-2011 годы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи, которые нужно будет решить в ходе данного исследования:
- дать понятие денежно-кредитной политики, определить ее цели, методы;
- определить инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации, провести их анализ за 2009-2011 годы;
- провести анализ денежно-кредитной политики России за 2009- 2011 годы;
- рассмотреть основные цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов.
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики
С точки зрения экономической теории – денежно-кредитная политика - это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. С позиции финансов – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемые Банком России в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения[16].
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. При этом центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег».
С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.
Кредитная политика реализуется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. прямые количественные ограничения кредита).
Основные цели денежно - кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.
Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом[1].
В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:
1) Экономические цели, направленные на поддержание экономической активности и сокращение безработицы:
- регулирование темпов экономического роста;
- увеличение ВВП;
- смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
- сдерживание инфляции;
- стимулировать рост объема денежно-кредитных операций;
- достижение сбалансированности платежного баланса и другие.
2) Социальные задачи:
- повысить уровень жизни населения;
- сделать различные услуги более доступными и другие.
2. Основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики и их анализ
Достижение целей денежно-кредитной политики Центральный банк осуществляет с помощью законодательно обозначенного инструментария. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил основные инструменты денежно-кредитного регулирования Банка России (приложение 1):
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
валютные интервенции;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения;
эмиссия облигаций от своего имени.
Проводя денежно-кредитную политику Центральные банки сами определяют инструмент регулирующий наилучшим образом денежную массу в обращении. Если политика направлена на укрепление производства, занятости на расширение выдачи кредитов и увеличение денежной массы, то её называют экспансивной. Преимущество - удешевление денег путём уменьшения процентных ставок по кредитам Центральных банков. Производители и инвесторы могут получать кредиты уже через коммерческие банки на финансирование производства. Но не всегда экономическая система готова к использованию таких льготных средств и они могут быть не задействованы на укрепление производственной деятельности, а денежная масса может уйти только на повышение цен. Вот здесь Центральные банки должны проводить рестрикционную денежно-кредитную политику, с целью предотвращения инфляции настаивать на сокращении дефицита бюджета.
Учетная ставка - плата, взимаемая Центральным Банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. В то же время данная ставка является ориентиром, как для ставок по другим видам кредитов ЦБ, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учётную ставку, Центральный Банк определяет стоимость привлечённых кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень учётной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ. Отсюда следует, что политика изменения учётной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.
В случае «перегрева» конъюнктуры и ускорения роста цен ЦБ проводит политику «дорогих денег», которая влечёт за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Как следствие, уменьшается количество денег в обращении, снижается рост цен, замедляется инвестиции и рост производства и может провоцироваться рост безработицы.
Повышение учетной ставки свидетельствует об ужесточении кредитной политики. И, наоборот, при «охлаждении» конъюнктуры, стагнации производства и увеличении безработицы, ЦБ проводит либеральную или экспансионистскую кредитно-денежную политику: снижает учетную ставку, удешевляет кредиты и расширяет их, а, значит, увеличивает количество денег в обращении, стимулирует инвестиции и рост производства, сокращая при этом и безработицу.
Поддержание Банком России процентных ставок на низком положительном уровне стимулирует спрос на заемные средства со стороны реального сектора и ведет к экономическому росту.
Рост спроса на деньги вызывает оживление в экономике. В то же время возможен перегрев экономики, что связано с избытком денежной массы, инфляцией, неуправляемым ростом цен.
Учетная политика Центрального Банка состоит также в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный Банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд[6].
В условиях сложившегося в банковском секторе структурного избытка ликвидности ключевое значение для формирования динамики процентных ставок на денежном рынке приобрели процентные ставки по депозитным операциям Банка России. Для повышения эффективности процентной политики и сокращения волатильности ставок.
Межбанковского рынка Банк России с 29 марта 2010 года возобновил проведение депозитных операций по фиксированной процентной ставке на условии «овернайт». После выравнивания процентных ставок по депозитным операциям на условиях «овернайт», «том-некст», «спот-некст» и «до востребования» с 1.06.2010 единая процентная ставка по этим видам депозитов стала формировать нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России, а его ширина при этом сократилась на 0,25 процентного пункта (приложение 2) [14].
Таким образом, учётная политика Центрального Банка – один из важнейших инструментов денежно-кредитного регулирования, механизм непосредственного воздействия на ликвидности кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом (курс национальной валюты).
В Российской Федерации официальной является ставка рефинансирования. Под рефинансированием, в широком смысле этого слова понимается предоставление коммерческим банкам временных заимствований в тех случаях, когда они остро нуждаются в дополнительных ресурсах. Центральный банк РФ, осуществляя политику рефинансирования, преследует приоритетную цель – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.
Рефинансирование позволяет защититься от неожиданного недостатка ликвидности, иначе коммерческим банкам необходимо было бы самим сохранять большой объём ликвидных активов, что на доходной части баланса отразилось бы крайне неудовлетворительно. И, наконец, рефинансирование можно предложить как инструмент предотвращения банковских кризисов; предоставляя кредиты, Центральные банки временно пополняют резервы коммерческих банков.