Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 02:32, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать применение безналичных расчётов в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
дать понятие сущности безналичных расчетов, определить их значение в денежном обороте страны;
раскрыть основные принципы организации безналичных расчетов и основные классификации безналичных платежей;
охарактеризовать основные формы безналичных расчетов;
проанализировать применение расчётов аккредитивами и пластиковых карточками в современных условиях;
раскрыть основные проблемы организации безналичных расчетов и перспективы развития отдельных форм платежей.
Введение………………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты организации безналичных расчётов……………... 5
1.1Сущность и значение безналичного денежного оборота………………… 5
1.2 Безналичные расчёты и их роль в экономике…………………………….. 9
1.3 Формы безналичных расчётов, их характеристика………………………. 14
2 Исследование безналичных расчётов с использованием кредитных средств обращения в Республике Беларусь…………………………....…...
23
2.1 Организация расчётов с использованием аккредитивов...………………. 23
2.2 Организация и эффективность проведения безналичных расчётов с использованием банковских пластиковых карточек..……………………
29
2.3 Организация расчётов платежными поручениями………………………. 37
2.4 Организация расчётов чеками……………………………………………... 39
2.5 Организация расчётов по инкассо………………………………………… 43
2.6 Вексельная форма расчетов………………………………………………... 45
3 Направления развития безналичных расчётов с использованием кредитных средств обращения…………………………………………..…
49
Заключение……………………………………………………………………... 56
Список использованных источников………………………………………….
Сегодняшним образцом, на который ориентируются многие страны, совершенствующие свое банковское дело, является Федеральная Резервная система США (ФРС США), сложившаяся после принятия Акта о федеральном резерве в 1913 г. ФРС США состоит из 12 региональных государственных банков, имеющих около 40 отделений. Кроме того, в ФРС США входят 6000 первоклассных коммерческих банков, сосредоточивших у себя 80% депозитов. Коммерческий банк, входящий в ФРС, получает чартер - лицензию на свое существование и кредитную поддержку, но предоставляет в отделение Госбанка полную отчетность о движении средств. Право на получение кредитов ФРС имеют и не входящие в систему банки. Их насчитывается около 8000, в основном, небольшие банковские конторы. При этом все 14.000 коммерческих банков обязаны хранить свои резервы на счетах ФРС.
Деятельность ФРС, как и Бундесбанка Германии, находится вне контроля исполнительной власти. Заседание совета управляющих происходит за закрытыми дверями, и лишь отчет о деятельности ФРС предлагается на утверждение Конгресса США. Тем самым создаются гарантии для невозможности превращения Центрального банка в исправного кредитора национальных программ, которые реализует правительство.
Национальный банк Республики Беларусь - главный государственный банк страны, наделенный особыми функциями:
В Республике Беларусь нет реальной автономии Национального банка от исполнительной власти, т.к. Национального банк и правительство в лице министерства финансов совместно заняты исполнением государственного бюджета. Проблемы в их взаимодействии возникают при дефиците бюджета.
В РБ расчеты между банками осуществляются через корсчета в РКЦ НБ РБ.
Современный безналичный расчет в РБ организован в соответствии с несколькими основными принципами.
Предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках. В кассах предприятий разрешается держать лишь небольшие суммы денег в пределах лимита.
Основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк. Требование платежа должно выставляться либо перед отгрузкой товара, либо вслед за ней. Однако в условиях кризиса платежей все большее число поставщиков выставляет требование предоплаты. Нередко предварительное получение денег перед отгрузкой товара (предоплата) достигает 100%. Оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица. Формы безналичных расчетов платежей, допускаемые положение НБ РБ, выбираются предприятием по своему усмотрению. Соблюдение этих принципов позволяет сохранить законность совершаемого денежного оборота.
Основой безналичных расчетов являются межбанковские расчеты. Расчеты между банками на территории Республики Беларусь производятся через РКЦ НБ РБ. Для расчетов каждому учреждению банка в РКЦ открывается корреспондентский счет. Банки должны обеспечивать своевременное поступление на свой корреспондентский счет средств в размерах, необходимых для проведения платежей. Банковские операции по расчетам могут осуществляться и по корреспондентским счетам банков, открываемых друг у друга на основе межбанковский соглашений.
Система безналичных межбанковских расчетов регулируется НБ РБ. Одним из основных нормативных актов является Положение об организации функционирования автоматизированной системы межбанковских расчетов Республики Беларусь, утвержденное Советом директоров Национального банка Республики Беларусь от 06.11.1998 (протокол N 30.1) с изменениями и дополнениями.
Регламентация и посредничество в платежах между банками и прочими кредитными организациями позволяет НБ РБ контролировать и регулировать денежный оборот в стране.
Безналичный оборот происходит на основе замещения движения наличных денег кредитными операциями. Кроме того, при проведении взаимных расчетов используются так называемые счетные деньги. При проведении зачетов взаимных требований счетные деньги в размере зачетной суммы функционируют, но не совершают оборота. Или, например, совершается бартерная сделка, но стоимость взаимных поставок неравна. Проведение зачетов также осуществляется при помощи зачетных денег, а сама сделка завершается с помощью перечисления незачетной суммы (безналичными или наличными деньгами) [26].
Безналичные расчеты представляют собой расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей, физических лиц, проводимые через банк, его филиал (отделение) в безналичном порядке. Экономическое значение безналичных расчетов как существенной составляющей денежного обращения возрастает.
С целью повышения эффективности, надежности
и безопасности функционирования национальной
платежной системы, для своевременного
и качественного осуществления расчетов
Национальному банку Республики Беларусь
необходимо продолжать работу по совершенствованию
нормативно-правовой базы регулирующей
порядок осуществления безналичных расчётов.
3
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРЕДИТНЫХ
СРЕДСТВ ОБРАЩЕНИЯ
Как свидетельствует мировой опыт, развитие системы безналичных расчётов является одним из важнейших направлений банковского бизнеса на данном этапе. Развитие данной системы связано с действием многочисленных факторов экономического, технологического, институционального, законодательного и организационного характера. Главными из этих факторов являются следующие:
С
целью повышения эффективности,
надежности и безопасности функционирования
национальной платежной системы, для
своевременного и качественного
осуществления расчетов Национальному
банку Республики Беларусь необходимо
продолжать работу по совершенствованию
нормативно-правовой базы регулирующей
порядок осуществления
Представляется,
что направлениями
В
соответствии с основными международными
тенденциями в организации и
развитии платежных систем, в Беларуси
межбанковские платежи
Во-первых, для повышения эффективности функционирования системы межбанковских расчетов необходимо переориентировать основной поток платежей в более безопасную и надежную систему BISS.
Во-вторых,
необходимо сокращать наличный денежный
оборот. Важное место в проводимой
работе по совершенствованию системы
безналичных расчетов занимают выработка
и осуществление мер по развитию
системы безналичных расчетов физических
лиц за товары (работы, услуги). Речь
идет о розничных платежах. Наиболее
развивающимся сегментом рынка
безналичных расчетов по розничным
платежам в Беларуси является направление,
связанное с банковскими
В
основу Программы положены мировой
опыт продвижения карточных
Решение этой задачи легло в основу Государственной программы развития технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиковых карточек, на 2006—2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.06.2006 №817/11.
Главная цель Программы — обеспечить доведение к 2011 году доли безналичных расчетов при совершении розничных платежей до 30 процентов. Усилия банковского сообщества и органов государственного управления должны быть сосредоточены на достижении этой задачи. В рамках выполнения показателей Государственной программы предусматривается наладить производство элементов программно-технической инфраструктуры (заготовки карточек, платежные терминалы, банкоматы и т. д.), отвечающих требованиям международных платежных систем и позволяющих нашей республике последовательно интегрироваться в систему международных расчетов с использованием карточек.
Наиболее развивающимся направлением в настоящее время является перевод на безналичные расчеты с использованием банковских пластиковых карточек операций оплаты населением различных видов услуг.
Для
внедрения зарплатной технологии должны
быть созданы условия для
Для выполнения карточкой функции безналичных расчетов параллельно должна проводиться работа по созданию обширной инфраструктуры на предприятиях торговли и сервиса (платежные терминалы, сети телекоммуникаций). Должны быть обеспечены, как минимум, синхронность объемов эмиссии карточек и развития инфраструктуры их использования, а еще лучше – опережающие темпы создания инфраструктуры.
В-третьих, большую роль играет развитие платежной системы. Основными задачами развития платежной системы являются: