Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:43, реферат
Задачами курсовой работы являются:
- изучение порядка и форм осуществления банковских расчетов;
- обзор нормативной правовой базы проведения безналичных расчетов в Республике Беларусь;
- изучение документооборота при осуществлении конкретных форм банковских безналичных расчетов;
Введение
1 Понятие и формы осуществления банковских расчетов
1.1 Понятие банковских расчетов
1.2 Основные формы осуществления банковских расчетов
1.3 Нормативно-правовое регулирование порядка проведения банковских расчетов в Республике Беларусь
2 Организация банковских расчетов в Республике Беларусь
2.1 Анализ финансово-экономических показателей деятельности филиала ОАО «Белорусский Индустриальный Банк» г. Могилев
2.2 Анализ доходов от совершения расчетных операций клиентов филиала ОАО «Белорусский Индустриальный Банк» г. Могилев
3 Совершенствование проведения банковских расчетов в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Платежное требование представляется в банк в течение десяти календарных дней со дня его выписки с реестром, оформленным в двух экземплярах.
При осуществлении дебетовых переводов посредством платежных требований допускается передача бенефициаром их и реестров в банк-получатель в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств (электронная почта, факсимильная связь, другие телетрансмиссионные средства) или на машинном носителе. Порядок хранения реестров, переданных бенефициаров в банк-получатель в электронном виде, определяется локальными нормативными правовыми актами банка-получателя.
При приеме на инкассо платежного требования от клиента ответственный исполнитель банка-получателя проверяет правильность оформления платежного требования (заполнение обязательных реквизитов, соответствие подписей и оттиска печати заявленным образцам).
Платежные требования не принимаются банком-получателем, если:
- в платежном требовании имеются исправления и подчистки;
- в платежном требовании не указаны обязательные реквизиты;
- подписи и оттиск печати в платежном требовании не соответствуют заявленным образцам;
- данные, приведенные в реестре, не соответствуют данным, приведенным в платежном требовании.
Не принятые по указанным причинам банком-получателем платежные требования вычеркиваются из реестра и возвращаются представившему их клиенту для переоформления.
Платежные требования, оформленные надлежащим образом, принимаются банком-получателем для направления в банк-отправитель.
На всех экземплярах платежного требования проставляется фактическая дата представления, на первом и втором экземплярах - штамп банка.
На всех экземплярах реестра указывается фактическая дата представления платежных требований в банк-получатель. Первый экземпляр реестра, заверенный подписью ответственного исполнителя, остается в банке-получателе, второй, заверенный подписью ответственного исполнителя и штампом банка-получателя, - возвращается бенефициару в подтверждение приема документов.
По платежным требованиям, преданным в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств, банк-получатель направляет в электронном виде подтверждение бенефициару о приеме их на инкассо.
Платежные требования, принятые банком-получателем в течение банковского дня, направляются в банк-отправитель не позднее следующего банковского дня.
Платежное требование исполняется банком-отправителем на основании полученного от плательщика акцепта. Акцепт оформляется заявлением на акцепт, которое представляется в банк-отправитель в двух экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления заверяются оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк-отправитель образцам подписей и оттиска печати. Форму заявления на акцепт банки разрабатывают самостоятельно.
Акцепт может быть предварительным или последующим:
Предварительный акцепт - акцепт плательщика, полученный банком до поступления платежного требования.
Схема документооборота при расчетах платежными требованиями с предварительным акцептом представлена на рисунке 1.
1
2 10 5 6
3
8
1 – отгрузка продукции (оказание услуг, выполнение работ); 2 – представление расчетных документов на инкассо; 3 – проверка и пересылка расчетных документов (платежных требований) в банк покупателя; 4 – установление сроков акцепта и оплаты платежных требований, оприходование платежных требований в срочную картотеку (картотеку № 1); 5 – сообщение о сроках акцепта и оплаты платежных требований; 6 – согласие на оплату платежных требований или отказ от акцепта; 7 – изъятие платежных требований из срочной картотеки и их оплата (при согласии покупателя на оплату) или возврат в банк поставщика (в случае отказа от акцепта); 8 – перевод платежа поставщику (заявление об отказе); 9 – зачисление денежных средств на счет поставщика; 10 – извещение поставщика о поступлении денежных средств (об отказе от акцепта).
Рисунок 1 – Документооборот при акцептной форме расчетов с предварительным акцептом
Последующий акцепт - акцепт плательщика, полученный банком после поступления платежного требования в течение срока, установленного Инструкцией. Последующий акцепт может быть на всю сумму платежного требования (полный) или на ее часть (частичный). Срок представления заявления на последующий акцепт составляет десять рабочих дней, не считая дня поступления платежного требования в банк.
В порядке последующего акцепта подлежат оплате платежные требования:
- не содержащие надписи «Оплата в день поступления»;
- содержащие надпись «Оплата в день поступления», но поступившие от бенефициаров, не указанных в заявлении на предварительный акцепт;
- содержащие надпись «Оплата в день поступления», поступившие от бенефициаров, указанных в заявлении на предварительный акцепт, но в которых указаны не соответствующие заявлению номера и/или даты договоров.
Схема документооборота при расчетах платежными требованиями с последующим акцептом представлена на рисунке 2.
1
2 8 5
3
6
1 – отгрузка продукции (оказание услуг, выполнение работ); 2 – представление расчетных документов на инкассо; 3 – проверка и пересылка расчетных документов (платежных требований) в банк покупателя; 4 – оплата платежных требований, путем списания средств с расчетного счета плательщика или выдачи платежного кредита; 5 – сообщение плательщику о списании средств с его расчетного счета (выдача ссуды); 6 – перевод платежа поставщику; 7 – зачисление денежных средств на счет поставщика; 8 – извещение поставщика о поступлении денежных средств.
Рисунок 2 – Документооборот при акцептной форме расчетов с последующим акцептом
Основным преимуществом расчетов платежными требованиями является то, что используемая при этом система инкассо обеспечивает четкий порядок адресной их доставки, строгий контроль за расчетами как со стороны субъектов хозяйствования, т.е. поставщика и покупателя, так и банков, обслуживающих их. Помимо этого поставщик имеет возможность отгружать продукцию без предварительного оформления расчетных документов, что позволяет ускорить отгрузку продукции, рационально использовать транспортные средства и складские помещения. Плательщик при этой форме расчетов может проверить выполнение поставщиком договорных обязательств, заявить отказ от оплаты.
В то же время основным слабым моментом при использовании расчетов платежными требованиями является возможность возникновения неплатежей. Правда, эта возможность не меньше и не больше, чем при использовании других форм расчетов – платежными поручениями, требованиями-поручениями в случае отказа банка в выдаче кредита на оплату товарно-материальных ценностей. Поэтому главным недостатком расчетов платежными требованиями можно все же назвать ее трудоемкость, связанную с операциями по инкассо, отказами от акцепта, запросами о судьбе неоплаченных требований.
1.2.2 Расчеты платежными поручениями
Расчеты платежными поручениями – самая распространенная форма безналичных расчетов.
Расчеты платежными поручениями проводятся в соответствии с платежными инструкциями, согласно которым один банк (банк-отправитель) по поручению клиента (плательщика), счет которого находится в данном банке, осуществляет за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк-получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару).
Платежное поручение представляется в банк-отправитель в количестве экземпляров, определяемом банком-отправителем, но не менее двух экземпляров, за исключением случаев, указанных в Инструкции. Первый экземпляр платежного поручения заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.
В случае осуществления внутреннего банковского перевода в белорусских рублях через систему расчетов, которая не позволяет передавать все обязательные реквизиты, клиент представляет в банк три экземпляра платежного поручения. Третий экземпляр платежного поручения после исполнения банком-отправителем платежного поручения направляется в банк-получатель для выдачи бенефициару.
Платежные поручения представляются в банк-отправитель в течение десяти календарных дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается).
Форма платежного поручения и его основные реквизиты приведена в приложении Б.
Уполномоченные банки помимо обязательных полей и реквизитов, определенных Инструкцией, вправе включать в платежное поручение дополнительные поля, необходимые для указания дополнительных реквизитов: дата валютирования, банк-корреспондент банка-отправителя, комиссия банка-отправителя, а также иные необходимые банку-отправителю реквизиты. Наличие дополнительных полей в платежном поручении необязательно. Случаи наличия и порядок заполнения дополнительных полей определяются локальными нормативными правовыми актами уполномоченных банков.
При осуществлении кредитовых переводов посредством платежных поручений допускается передача их клиентом в банк-отправитель в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств (электронная почта, факсимильная связь и др.) или на машинном носителе.
Платежные поручения, переданные в электронном виде, должны содержать реквизиты, предусмотренные Инструкцией. Для подтверждения подлинности платежного поручения используются электронная цифровая подпись или тестирующие ключи.
Ответственный исполнитель банка-отправителя при приеме от клиента платежного поручения обязан проверить:
- правильность заполнения платежного поручения (заполнение обязательных реквизитов, соответствие подписей и оттиска печати заявленным образцам) и соответствие данных платежного поручения данным документов, представленных в банк-отправитель в установленных законодательством случаях;
- наличие на счете (счетах) у плательщика суммы средств, необходимой для осуществления перевода, в том числе для уплаты возмещения телетрансмиссионных расходов банков и банковских комиссионных вознаграждений в случае, если их уплата производится плательщиком;
- в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь или нормативными правовыми актами Совета Министров, Национального банка Республики Беларусь, - правомерность осуществления кредитового перевода на основании представленных в банк-отправитель документов.
Банк-отправитель не принимает к исполнению платежные поручения плательщика в следующих случаях, если:
- в платежном поручении имеются исправления и подчистки;
- в платежном поручении не указаны обязательные реквизиты;
- подписи и оттиск печати плательщика на платежном поручении не соответствуют заявленным в банк образцам;
- не представлены необходимые в соответствии с законодательством документы;
- данные платежного поручения не соответствуют данным документов, представленных в банк-отправитель в установленных законодательством случаях и др.
Не принятые к исполнению по указанным причинам платежные поручения возвращаются банком-отправителем плательщику с указанием на оборотной стороне первых экземпляров причин их возврата.
На всех экземплярах принятого к исполнению платежного поручения ответственный исполнитель банка-отправителя проставляет дату его приема, свою подпись, на втором экземпляре дополнительно - штамп банка-отправителя. Первый экземпляр платежного поручения является основанием для списания средств со счета клиента и после исполнения платежного поручения помещается в документы дня банка-отправителя. Второй экземпляр платежного поручения выдается плательщику.
На основании представленного клиентом платежного поручения банк-отправитель направляет платежное поручение банку-корреспонденту.
Схема документооборота расчетов платежными поручениями очень проста и рациональна, как ни при какой другой форме расчетов (рисунок 3).
1
6 2
4
1 – отгрузка продукции (оказание услуг, выполнение работ), 2 – представление платежного поручения в банк, 3 – проверка и оплата платежного поручения; 4 – перевод платежа поставщику, 5 – зачисление денежных средств на счет поставщика; 6 – извещение поставщика о поступлении денежных средств.
Примечание: при предварительной оплате операции 2-6 предшествуют операции 1.
Рисунок 3 – Документооборот при расчетах платежными поручениями
Достоинства расчетов платежными поручениями состоят в их универсальности (применяются во внутриреспубликанских и межгосудар-ственных расчетах, по товарным и нетоварным операциям, для оплаты полученного товара и предварительной оплаты авансов). В ней заложена возможность максимального приближения моментов отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ) и их оплаты, если поручение немедленно сдано в банк для перечисления средств. Однако при этой форме расчетов нет должной гарантии платежа. Своевременное поступление платежа поставщику зависит не только от платежеспособности покупателя, но и срока выписки и представления плательщиком поручений в банк. Возможно возникновение взаимной (дебиторско-кредиторской) задолженности (при предварительной оплате, авансовых платежах), замедление расчетов (в связи с отсутствием средств на расчетном счете плательщика и непредставлением кредита, с длительным сроком действия платежного поручения).