Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 19:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение наиболее важных и значимых в современной экономике банковских услуг коммерческих банков.
Задача курсовой работы – раскрытие сущности, видов, особенностей и механизмов осуществления таких услуг коммерческих банков, как лизинг, траст, факторинг и форфейтинг, а также их перспективы расширения и развития в России.
Введение 3
1. Лизинговые операции 4
1.1 Сущность лизинга 4
1.2 Виды лизинга 7
1.3 Организация лизинговой сделки 8
1.4 Стоимость лизинга и перспективы его расширения в России 11
2. Факторинговые операции 14
2.1 Процесс факторингового обслуживания 14
2.2 Виды факторинговых операций 18
2.3 Развитие в России 20
3.Трастовые операции 22
3.1 Сущность траста 22
3.2 Виды и осуществление трастовых операций 23
3.2.1 Доверительное управление 23
3.2.2 Агентские услуги 25
3.3 Траст в России 27
4. Форфейтинговые операции банков.………………………………….29
4.1 Сущность форфейтинга 29
4.2 Форфейтинговые сделки 31
Заключение 33
Список использованных источников …………………………………...35
Банк
информирует продавца имущества
о намерении приобрести объект сделки,
согласовывает цену, при необходимости
и возможности проверяет
Лизингополучатель, ознакомившись с общими условиями лизингового договора, выражает свое согласие его подписанием. К договору прилагается бланк заказа на имущество. Он составляется продавцом и визируется лизингополучателем. Получив документы, банк подписывает заказ и высылает его продавцу. Вместо бланка заказа может использоваться договор купли-продажи между продавцом и банком или наряд продавцу на поставку объекта сделки.
Продавец отгружает движимое имущество лизингополучателю, осуществляет монтаж и ввод его в эксплуатацию. По окончании работы составляется протокол приемки с соответствующими подписями, и банк оплачивает стоимость объекта сделки продавцу (единовременно или частями, в течение оговоренного периода). Недвижимое имущество принимается лизингополучателем на месте.
Договор лизинга регламентирует лизинговые операции. В последнее время разработаны стандартные типы договоров, особенно в области движимого имущества (оборудования, транспортных средств). Что касается лизинга недвижимости (здания, сооружения, земля), то отдельные пункты договоров составляются в индивидуальном порядке с учетом величины объекта и продолжительности срока его эксплуатации, места нахождения и др.
Договор лизинга должен включать следующие разделы:
В инвестиционные затраты включаются: а) цена предмета лизинга; б) сумма налогов на имущество; в) расходы на транспортировку и установку; г) расходы на таможенное оформление; д) расходы на регистрацию имущества; е) расходы на хранение предмета лизинга до момента ввода его в эксплуатацию; ж) расходы на выплату процентов за пользование привлеченными ресурсами; з) суммы амортизации имущества за срок лизинга; и) иные расходы, без которых невозможно нормальное использование предмета лизинга.
Вознаграждение банку со стороны лизингополучателя включает: а) оплату услуги банку в виде комиссионных; б) выплату банку процента за приобретение им предмета лизинга и (или) оказание дополнительных услуг за счет собственных ресурсов.
Платежи могут быть единовременными или периодическими.
Единовременные
платежи производятся обычно после
подписания сторонами акта приема-передачи
и предусматривают
Периодические платежи осуществляются на протяжении всего срока действия договора лизинга. Они могут быть равными их сумме и осуществляться через равные промежутки времени с уменьшающимися или увеличивающимися суммами платежей; с ускоренными платежами; с определенным первоначальным взносом.
График уплаты лизинговых платежей лизингополучателем является приложением к договору лизинга. [3]
Ознакомимся
с условиями предложения
ВТБ24 предлагает несколько видов лизинговых продуктов, рассчитанных на разные потребности клиентов.
Программа «Лизинг-Партнер» предназначена предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям, которым нужно быстро оформить договор лизинга для приобретения транспорта, оборудования или техники.
Программа
«Лизинг-Стандарт» позволяет
Ниже
приведены результаты аналитического
проекта по исследованию развития рынка
лизинговых услуг в Российской Федерации,
которые проводит компания «ДельтаЛизинг»
(см. табл.2).
Таблица 2. Количество лизинговых компаний, участвовавших в аналитических проектах в 1998—2007 гг.
Показатели | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Количество лизинговых компаний-респондентов | 62 | 87 | 93 | 108 | 112 | 121 | 121 | 135 | 156 | 154 |
Компания сделала вывод, что за 10 лет количество лизингодателей, принимающих участие в обследованиях, увеличилось почти в 2,5 раза и два года подряд превышает полторы сотни респондентов. [9]
Рейтинговое агенство «Эксперт РА» проводит исследования рынка лизинга по итогам работы в 2009 году. В рамках проекта планируется анкетирование более 200 лизингодателей. [10]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что количество компаний, предоставляющих лизинговые услуги, растет с каждым годом.
Необходимость обновления основных фондов, недостаточность денежных средств для этого вызывает у отечественных предприятий интерес к лизинговым операциям.
Развитию лизинга способствует ряд обстоятельств:
Эти
обстоятельства, а также наличие
достаточной ресурсной базы длительного
характера коммерческих банков при стабильной
политической обстановке создадут условия
для расширения лизинговых операций отечественных
коммерческих банков. [3]
В экономической литературе приводятся различные толкования сути факторинга. При этом наиболее распространенным является его определение как комиссионно-посреднической и кредитной операции. Термин «факторинг» (от англ. factor) – агент, посредник, маклер.
В
факторинговых операциях
Основная цель факторингового обслуживания – инкассирование дебеторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. [3]
Факторинговое обслуживание клиентов является многоэтапным процессом, каждая стадия которого имеет свое назначение. В данном процессе целесообразно выделить три этапа:
1-й этап – предварительная работа;
2-й этап – работа по оформлению документов;
3-й
этап – мониторинг
На
первом этапе производится тщательный
отбор дебиторской
В ходе предварительного собеседования отбираются потенциальные клиенты для факторингового обслуживания. Предварительный отбор осуществляется на основе общей информации о деятельности клиента, а именно: сфера деятельности, порядок осуществления платежей (возможность авансовых платежей, платежей по мере реализации товара). В свою очередь, потенциальные клиенты на этапе предварительного собеседования знакомятся с требованиями факторингового отдела банка, условиями и порядком факторингового обслуживания.
Потенциальный клиент предоставляет все необходимые документы для рассмотрения вопроса о возможности факторингового обслуживания его дебиторской задолженности. При этом сотрудники отдела факторинговых операций контролируют соблюдение следующих требовании: пакет документов должен быть полным, все документы оформлены надлежащим образом, т.е. в соответствии с требованиями законодательства РФ и банка.
После
собеседования производится анализ
финансового состояния
На заключительной стадии анализируется степень риска по факторинговым операциям и принимаются решения по результатам предварительной работы банка. Основным риском, характерным для факторинга, является риск неплатежа со стороны дебиторов. Поэтому особое внимание должно быть уделено способности должников своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства, возникающие из договоров поставки. Основное проявление данного риска – просрочка платежа. В этом случае банк должен выяснить все причины.
Решение
о факторинговом обслуживании принимается
по результатам тщательного
Второй
этап – работа по оформлению документов
– является результатом принятия
положительного решения о факторинговом
обслуживании. Основополагающим документом,
в рамках которого проводятся факторинговые
операции с конкретным клиентом, служит
договор факторинга. Учет в нем
всех юридических аспектов в определенной
степени способствует эффективному
проведению факторинговых операций
с юридической точки зрения. Практика
показывает, что целесообразно заключать
договор факторингового обслуживания
клиента, в соответствии с которым
банк берет на себя обязательства
обслуживать конкретную или всю
его задолженность. В данном договоре
отражаются моменты, являющиеся общими
для всех сделок, а именно: предмет
договора, условия и порядок