Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:58, курсовая работа
Банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого раз-витого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государ-стве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осущест-вляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.
Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.
Качественный анализ может быть полезен и по другим причинам:
В заключении следует сказать, что создание эффективной системы ранней идентификации угрозы возникновения валютных и банковских кризисов имеет существенную коммерческую ценность. Это связано с тем, что идентификация предкризисной ситуации должна позволить банку своевременно осуществлять перестройку своих активов и обязательств таким образом, чтобы минимизировать финансовые потери. А государству своевременно осуществить действия, направленные на упреждение или разрешение банковских кризисов.
3.2 Способы, направленные на упреждение и разрешение банковских кризисов
Власти заинтересованы в том, чтобы система банковского надзора обеспечивала максимально быстрое и точное предупреждение о любых надвигающихся трудностях. Стремительные упреждающие действия могут иногда предотвратить кризис или, по крайней мере, ограничить его влияние.
При выработке решения о том,
какие следует осуществить
Закрытие или ликвидация могут оказаться неизбежными. В противном случае стратегия выживания может включать перенос долгов, слияние, поглощение (другим банков, но в качестве последней меры, возможно, правительством), приватизацию (если банк в настоящее время находится в государственной собственности) или какие-либо другие методы рекапитализации или реорганизации. Можно отметить две области, требующие осторожного отношения:
если существует намерение сохранить банк, то работа только по проблемам, накопленным с прошлого, т.е. существующих неработающих долгов, будет недостаточной; необходимо, чтобы поток операций в будущем стал прибыльным, а это может предполагать значительные изменения в стратегии, управлении и в банковской культуре;
любое решение об изменении собственности должно учитывать качество потенциального владельца в плане технической возможности контролировать работу банка, личной целостности и наличия финансовых ресурсов; редко бывает приемлемым для властей просто передать контроль над банком первому покупателю, который предоставит средства для покрытия отправной цены поглощения банка; в случае приватизации банка следует проявлять особую осторожность, чтобы не попасть в западню презумпции, что частная собственность обязательно означает эффективное управление.
При любом решении таких проблем особое значение приобретает работа с неработающими активами. Если их оставить на балансе, то это может оказаться тяжёлым бременем для банка: может потребоваться направить ограниченные управленческие ресурсы на сбор этих долгов или на участие в управлении компаниями-должниками или их ликвидации, к чему управляющие банком могут быть не готовы.
Некоторые сотрудники банка могут
нести частичную
С другой стороны, возможно, банк лучше других знает свою клиентуру, и поэтому находится в наиболее выгодном положении для возврата предоставленных кредитов, и в этом случае плохо работающие кредиты следует оставить на его балансе. Компромиссным решением может быть размещение кредитов в «госпитальном» банке, но сохранение полномочий по их сбору в руках исходного банка, являющегося агентом «госпитального» банка. Баланс аргументов относительно трактовки неработающих кредитов может зависеть от конкретных обстоятельств в каждом случае, но в большинстве из них, в особенности, если проблема является системной, а не единичным случаем, опыт показывает, что создание независимой организации для разрешения проблем является предпочтительным. [46]
В соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:
предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);
защищать интересы вкладчиков и кредиторов;
не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;
способствовать повышению
Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:
макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
социально-экономические
совершенство законодательной базы;
проводимая Банком России кредитная политика;
степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
исторически сложившиеся особенности
организации банковского
В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:
под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);
ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);
независимое агентство, несущее ответственность
перед парламентом или
смешанный тип организации, например, в США – Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР).
Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используются эти методы в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин «разумный банковский надзор».
Механизм регулирования и
Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.
Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.
Экономические методы оказывают, в основном, косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).
Банк России широко использует нормативный
метод путем издания
Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.
Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.
Надзор за деятельностью кредитных
организаций может
анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;
проверка отдельных
проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.
Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.
Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право, взыскать штраф, назначить временную администрацию для управления проблемным банком и отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.
Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:
постепенный переход на международные
стандарты регулирования и
введение системы «раннего оповещения» и «быстрого реагирования» на появление проблемных кредитных организаций;
переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;
укрепление банковского
совершенствование методов банковского регулирования и надзора.
ограничение деятельности финансово-несостоятельных КБ.
Совершенствование регулирования и надзора Банк России определяет в соответствии с «Базовыми принципами эффективного надзора за банковской деятельностью», сформированными Базельским комитетом.
3.3 Сущность банковского кризис – менеджера
Банковский кризис-менеджмент - это комплексная программа, обеспечивающая снижение последствий реализации рисков при наихудшем сценарии развития событий в условиях глубокой экономической рецессии.
В кризис-менеджмент - самостоятельная сфера банковской деятельности, цель которой - снижение последствий кризиса, а не исключение его причин.
Взаимосвязанными элементами
банковского кризис-
Особое значение в организации кризис-менеджмента является диагностика кризиса. Основными задачами процесса диагностики кризисных ситуаций и состояния банкротства являются анализ финансового состояния банка и его прогноз на предстоящий период, своевременное обнаружение причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций, мониторинг внешней и внутренней среды банка и прогноз ее развития.
В целях своевременной
диагностики банковского
Также для диагностики потенциальных кризисов следует провести экспертное оценивание некоторых характерных показателей. Экспертный анализ можно расширить в зависимости от конкретной ситуации и других факторов, весомых с точки зрения риска. При анализе кризисных явлений характерными являются: финансово-экономические показатели, оценка действий руководства и сотрудников, другие показатели. Результаты экспертного оценивания оформляются в виде аналитической записки, справки, прогноза или рекомендаций. На следующем этапе эти материалы могут использоваться в качестве исходных данных для выработки стратегии преодоления кризиса.
Стадии кризиса можно описать следующим образом:
Вариантами банковского кризиса являются: