Банковская система Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 22:46, контрольная работа

Краткое описание

Банковская система Японии характеризуется высоким уровнем развития, хотя по сравнению с банковскими системами США и Евросоюза она относительно молодая. Банковской системе Японии присущ такой тип банковской культуры, при котором банки играют роль осевой структуры в финансово-промышленных группах и объединяют вокруг себя ряд компаний.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1. История и основные этапы развития банковской системы Японии………..4

2. Институциональная структура банковской системы Японии………………

3. Банковская система Японии на современном этапе………………………..

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Реферат Япония ДКБ.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

1) была создана новая система надзора за финансовыми учреждениями. С 1 апреля 1998 г. в Японии была объявлена реформа банковского законодательства. Вступил в силу новый Закон «О Банке Японии», который предоставил центральному банку значительную степень независимости.

2) С целью ужесточения контроля в июне 1998 г. был создан независимый орган надзора за финансовыми учреждениями - Агентство по финансовому надзору (Financial Supervisory Agency), подчиненное непосредственно Секретариату Кабинета министров.

3) расширены права и виды деятельности коммерческих банков. Японские банки смогли выступать владельцами части акционерного капитала корпораций (не свыше 5% общего капитала корпораций), быть представлены в советах компаний, в которых они имеют свою собственность. Банкам было разрешено реализовывать свои собственные обязательства.

4) Для контроля за процессом реструктуризации была создана Комиссия по финансовой реструктуризации (Financial Reconstruction Commission) при Кабинете министров и частная Корпорация по управлению проблемными активами финансовых учреждений (Resolution and Collection Corporation), которая скупала невозвратные долги и осуществляла управление некачественными активами банков.

Предпринятые  правительством и Банком Японии усилия привели к положительным результатам. Рост спроса на японские товары на внешних  рынках (особенно США) привел к росту экспорта товаров. Он стал движущей силой восстановления роста экономики. Стабилизировалось положение и в банковском секторе.

В 2004 - 2007 гг. рост мировых цен на энергоносители, устойчивые темпы роста мировой  экономики способствовали динамичному росту экспорта Японии. Темпы роста ВВП и инфляции незначительно повысились. В этот период происходило укрепление банковского сектора на фоне общей стагнации экономической активности. Со II квартала 2008 г. на фоне общего замедления мирового экономического роста и снижения спроса на экспортную продукцию (особенно автомобильной и электронной промышленности) начали замедляться темпы роста ВВП Японии, увеличиваться количество компаний, объявляющих о банкротстве, расти безработица. В конце ноября 2008 г. правительство Японии официально зафиксировало рецессию в экономике. Деятельность крупных городских банков, имеющих разветвленную сеть филиалов за рубежом и активно осуществляющих операции на мировом валютном рынке и рынке ссудных капиталов, стала подвергаться высокому кредитному и валютному рискам.  С началом мирового финансового кризиса антикризисные меры Банка Японии были направлены на обеспечение ликвидности на межбанковском рынке путем предоставления субординированных займов банкам. С октября 2008 г. нестабильность финансово-банковской системы приняла глобальный характер. Банк Японии перешел к системному использованию всего набора инструментов денежно-кредитной политики, в частности:

  Использование политики процентной ставки

С началом финансового кризиса центральные банки шести развитых экономик мира (Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, Банк Англии, Банк Канады, Национальный банк Швейцарии и Центральный банк Швеции) начали проводить скоординированную политику по последовательному снижению уровня процентной ставки: 8 октября 2008 г. они объявили о снижении базовой процентной ставки на 0,5 %.  Банк Японии сохранял свою политику в области процентных ставок и не изменял их уровень до октября 2008 г. Однако в результате нарастания финансового кризиса и неблагоприятного влияния рисков на экономику Японии было принято решение о снижении  уровня базовой процентной ставки до 0,5 и до 0,3% соответственно.

Для оздоровления балансов банков и снижения их зависимости от фондового рынка  с марта 2009 г. центральный банк возобновил покупки акций корпораций, находящихся в инвестиционных портфелях банков, имеющих рейтинг международных агентств не ниже «ВВВ» и достаточную ликвидность. Предполагалось до апреля 2010 г. выкупить ценные бумаги крупных корпораций на общую сумму 1 трлн. иен с последующим обязательством их продажи в период с конца марта 2012 г. до конца сентября 2017 г. По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем выкупленных активов составил 206,9 млрд. иен.

Вместе  с тем, учитывая глобальный характер современного кризиса, наряду с принятием мер по стимулированию развития экономики Банк Японии стремится координировать свои усилия с международными организациями и надзорными органами других стран.

Экономика Японии  11 марта 2011 г. пережила тройной удар: землетрясение, цунами и ядерную аварию. Чтобы поддержать экономику страны, Центробанк Японии удвоил объем программы выкупа активов, доведя его до 10 трлн. йен (по состоянию на 01.04.2011  курс иены составляет  82,9950 за доллар), и 23 трлн. йен предоставил Банк Японии национальной финансовой системе.

«Нынешнее землетрясение  нанесло широкомасштабный ущерб. Производство, вероятно, сократится на какое-то время. Мы также опасаемся, что доверие  корпораций и домохозяйств ухудшится», — заявил Банк Японии после того, как его совет проголосовал за увеличение программы выкупа активов. Регуляторы также единогласно сохранили ключевую ставку на уровне от 0% до 0,1% годовых.

 Япония не  заинтересована в укрепляющейся  национальной валюты, так как  это повышает стоимость восстановительных работ и снижает конкурентоспособность японских товаров.

Согласно  оценкам консалтинговой компании AIR Worldwide, ущерб Японии от землетрясения и цунами составит около 35 млрд. долл. Эта колоссальная цифра делает землетрясение 2011 года вторым в мире (после урагана Катрина) стихийным бедствием по величине причиненных убытков, начиная с 1970 года. При этом большинство наблюдателей сходятся во мнении, что японская экономика в пределах двух-трех лет способна ликвидировать последствия, связанные с землетрясением.

Однако процесс  восстановления японской экономики  не может не сказаться на мировых  рынках. Во-первых, вполне очевидно, что  остановка ряда атомных электростанций в Японии уже в ближайшие месяцы приведет к росту спроса на нефть и сжиженный газ, а следовательно, и к новому витку повышения цен на эти виды топлива. Во-вторых, авария на «Фукусиме-1» стала несомненным катализатором для закрытия по всему миру наиболее устаревших АЭС, а также к свертыванию программ по развитию атомной энергетики, что также увеличит мировой спрос на углеводороды.

В частности, в  своем недавнем выступлении министр  финансов России Алексей Кудрин не исключил, что из-за ситуации, сложившейся  после землетрясения в Японии и в результате политического  кризиса в арабских странах, цена нефти на непродолжительное время может достичь нового рекордного уровня – 150–200 долл. за баррель. Очевидно, что это в среднесрочной перспективе приведет к укреплению зависимого от нефтегазового рынка российского рубля.

В свою очередь, для того чтобы получить средства для восстановления разрушенных северо-восточных регионов японцы будут вынуждены начать вывод части своих зарубежных активов. По оценкам МВФ, в прошлом году японские вкладчики инвестировали 166 млрд. долл. в другие страны, в том числе и в США, где они являются одними из самых крупных держателей казначейских облигаций. В результате крупномасштабного вывода японских инвестиций в среднесрочной перспективе можно ожидать серьезного ослабления американского доллара и увеличения затрат США по обслуживанию своего госдолга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Проанализировав банковскую систему Японии можно отметить, что на всех этапах развития экономики Японии, в том числе ее банковского сектора, смена экономической (в том числе монетарной) политики осуществлялась плавно и осторожно. В зависимости от экономических и политических условий расширялись права банков, их сфера деятельности. В свою очередь банками осуществлялся поиск эффективных путей взаимодействия с корпоративными клиентами. Это привело к изменениям в развитии банковского сектора: от узкой специализации банков к универсализации банковской деятельности. В результате при сохранении азиатского типа банковской культуры была реформирована система взаимоотношений между банками и промышленными группами, с одной стороны, и банками и надзорными органами - с другой. Банковский сектор сознательно ограждался денежными властями от возможных потрясений, что значительно усиливало риск его неустойчивости. Вместе с тем на разных временных отрезках при проведении монетарной политики ставились разные задачи, использовались разные инструменты. В период кризисов неизменно повышалась роль государства. Из кризиса 90-х годов Япония выходила за счет расширения экспорта товаров и капитала. В 2008 г. перед правительством и Банком Японии встала задача по ликвидации диспропорции между предложением и внутренним спросом в экономике, управлению внешним системным риском и обеспечению устойчивости финансового сектора. В регулировании деятельности банковского сектора приоритеты будут отданы обеспечению достаточности капитала банков, управлению риском ликвидности, стандартам прозрачности деятельности и применению кредитных рейтингов.

Таким образом, можно сделать вывод: опыт Японии заслуживает пристального внимания, дальнейшего тщательного изучения и разумного использования. 

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Банковская система Японии