Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа
В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны.
Целью выполнения курсовой работы является раскрытие и анализ существующей в настоящее время в России банковской системы и стоящие перед ней проблемы и возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Понятие, функции и роль банковской системы……….………………….6
1.1 Понятие и структура банковской системы России…………………..6
1.2 Модели банковской системы…..……………………………………..13
2. Участники банковской системы………………………..…………………17
2.1 Центральный Банк: сущность и функции…….……………………..17
2.2 Сущность, функции и принципы деятельности коммерческих
Банков………………………………………………………………….20
2.3 Небанковские кредитные организации……………………………...26
3. Проблемы развития банковской системы и пути их решения………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….43
«Небанковская кредитная организация (НКО) – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. В настоящее время существует три типа НКО: расчётные, депозитно-кредитные, и НКО инкассации».12
Расчётные
НКО (РНКО) занимаются обслуживанием
юридических лиц, в том числе
кредитных организаций, на
- открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
- осуществление расчётов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
-
предоставление кредитов
-
куплю-продажу иностранной
- кассовое обслуживание юридических лиц;
- инкассацию денежных средств, векселей, платёжных и расчётных документов;
-
осуществление переводов
- открытие корреспондентских счетов в других коммерческих банках, имеющих инвестиционный рейтинг «ВВВ»;
-
осуществление деятельности на
рынке ценных бумаг в
-
размещение своих временно своб
Расчётным
НКО не разрешено принимать
денежные средства во вклады,
предоставлять долгосрочные и
среднесрочные ссуды,
Депозитно-кредитные НКО (НДКО) имеют право осуществлять следующие банковские операции в рублях, а при наличии соответствующей лицензии – и в иностранной валюте:
- привлечение денежных средств юридических лиц во вклады на определённый срок;
- размещение привлечённых во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счёт;
- куплю-продажу исключительно
- выдачу банковских гарантий.
Кроме того, НДКО разрешено осуществлять сделки, разрешённые ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
НДКО не разрешается выполнять
все другие (не перечисленные
выше) банковские операции, а также
создавать за рубежом дочерние
организации и открывать
НКО
инкассации на основании
- доставки денежной наличности из банка в офис предприятия (организации, фирмы, компании) по заявке;
-
сопровождения доверенных лиц
предприятия (организации,
«В настоящее время в банковской системе РФ заканчивается период экстенсивного, т.е. чисто количественного, роста и перед ней стоят задачи интенсивного, т.е. качественного, развития жесткой конкурентной борьбы на рынке с отсевом слабых и укрупнением банковских структур.
Однако из общего числа коммерческих банков России большинство из них сосредоточены в Москве, в других городах страны их катастрофически не хватает (приложение 2)»14.
Уменьшение
количества банков происходит, в
том числе и за счет
В
связи с этим остро стоит
проблема обеспечения
Одной
из важных задач сегодня
Теперь о проблемах, стоящих перед банками и о том, как их решить.
«1.
Банковская система России развивается
как ведомая, обслуживающая, а не ведущая,
системообразующая сфера экономики, так
как экономический рост, исполнение бюджета,
платежноспособный спрос и инвестиции
поддерживаются главным образом за счет
энерго-сырьевого экспорта, а не путем
существенного увеличения доли ВВП, потребляемого
внутри страны, или развития экспорта
продукции глубокого передела, высоких
технологий и интеллектуальных продуктов.
Это объективно вынуждает правительство
заниматься прежде всего проблемами развития
энерго-сырьевых отраслей.
Экспортные отрасли в свою
очередь не требуют от правительства развития
национального банковского сектора, поскольку,
используя в 90-е годы «карманные» банки
и возможности госбанков и бюджета, успешно
прошли период первичного накопления
финансового капитала, его преобразования
в промышленный и создания последнему
условий для непосредственного выхода
на западные рынки. Именно поэтому крупнейшие
экспортные финансово-промышленные группы
добились законодательной отмены ограничений
на вывоз капитала и банковские трансграничные
операции. И теперь готовы избавиться
от собственных кредитных организаций»15.
Банк
России также не ставит перед
собой задачи создания
Системное реформирование банковского
сектора следует проводить исключительно
на основе подготовленных совместно с
банковским сообществом 15-летней стратегии
развития и пятилетнего плана конкретных
мероприятий, ежегодно корректируемых
в соответствии с макроэкономическими
ситуацией и задачами. Работа над стратегическими
направлениями и текущими задачами модернизации
должна вестись регулярно на основе постоянного,
широкого и качественного мониторинга
ситуации в банковской сфере.
Чтобы
преобразовать банковский
Банк России должен участвовать в подготовке
и реализации национальной политики экономического
роста, а не сводить всю денежно-кредитную
политику лишь к снижению инфляции (её
искусственное подавление тормозит экономический
рост).
Эффективность
деятельности регулятора
Правительство, Банк России,
иные государственные органы власти и
управления должны обеспечить полное
восстановление доверия к российскому
банковскому сектору. Лучшей демонстрацией
такого доверия к национальной банковской
системе стало бы размещение денежными
властями их огромных накопленных ресурсов
в коммерческих банках — на системной
прозрачной основе.
«2.
Банковская сфера России не
является рыночно
Государство
до сих пор не сформулировало
структурированную, четкую модель
построения необходимой ему банковской
системы (нельзя строить систему «вообще»
или из нестыкуемых элементов).
Точно не определены место
и роль банковского сектора в стратегии
экономического развития страны. Не созданы
условия развития банковской системы
на рыночной основе — преобладают монополизм
и внеэкономические методы «конкуренции».
Не сформирована комплексная правовая
база, обеспечивающая построение цивилизованной
и эффективной банковской системы»16.
Решения:
денежные власти должны четко
определить, какая банковская система
(а не случайная совокупность кредитных
организаций) в России будет построена,
в какие сроки и путем каких преобразований.
Перед банковской системой, включая Банк
России, нужно поставить ясные и конкретные
задачи обеспечения экономического развития,
решению которых государство должно целенаправленно
и реально способствовать.
Кредитные организации должны точно знать
пятилетний план деятельности законодательной
и исполнительной власти по реорганизации
банковской сферы.
Необходимо разработать
и ввести в действие жесткие правила антимонопольной
политики в банковской деятельности. Всем
монополиям, особенно экспортным энергосырьевым
ФПГ, запретить приобретать более 5% акций
(долей) одного банка.
Государство
должно отказаться от
Следует ликвидировать государственные
преференции или ограничения для
отдельных банков, в том числе институт
«уполномоченных» банков, когда критерии
уполномоченности становятся откровенным
средством ограничения конкуренции.
Разработать
концепцию российского
3. Банковская система не
является инвестиционно привлекательной
сферой и её капитализация находится на
недопустимо низком уровне.
Причины: низкий общий уровень
преобразования сбережений в инвестиции.
Запредельно большой объем функционирования
«теневого» капитала, дающего очень высокий
доход, не обремененный налогообложением.
Банковские вклады вследствие
отсутствия налогообложения и наличия
страхования значительно выгоднее и надежнее
вложений в капитал банков.
Высокие накладные расходы из-за завышенных
требований к организации банковской
деятельности приводят к её низкой рентабельности.
Экономическая дискриминация банков в
форме косвенного налогообложения и бесплатного
возложения на них многочисленных функций
агента государственного контроля.
Необоснованно жёсткие ограничения участия инвесторов в приобретении акций банков в период эмиссии.
Решения:
накладные расходы необходимо
значительно снизить, устранив
излишнее административное
Государство должно помочь капитализировать банки, имеющие капитал менее 100 млн. евро, предоставляя им долгосрочные (более 10 лет) субординированные кредиты, с одновременным ужесточением надзора —вплоть до назначения руководителей службы внутреннего контроля из числа сотрудников Банка России.
Все
банки необходимо
Ввести
систему страхования вложений
физических лиц в капитал креди