Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать современную российскую банковскую систему.
В работе обусловлено решение следующих задач:
1. во-первых, проследить историю развития банковской системы России;
2. во- вторых, рассмотреть основные типы российской банковской системы;
3. в-третьих, выявить и проанализировать специфику банковской системы в России;
4. в-четвертых, проанализировать современное состояние банковской системы в России.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Становление банковской системы Российской Федерации………………...5
1.1. История формирования банковской системы России…………………...5
1.2. Современная банковская система Российской Федерации…………….10
1.3. Типы банковских систем…………………………………………………12
2. Анализ современного состояния банковской системы РФ………………..17
2.1. Структура банковской системы………………………………………….17
2.2. Центральный Банк………………………………………………………...22
2.3. Коммерческий Банк и небанковские кредитные организации………...26
3. Современное состояние банковской системы России……………………..34
3.1. Банковский сектор – тенденции и риски ………………………………..32
3.2. Проблемы и перспективы развития банковской системы Российской Федерации…………………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………………47
Список литературы……………………………………………………………...50
Эти факты позволяют утверждать, что в России сложилась банковская система современного типа, имеющая резервы для роста, но обремененная рядом сдерживающих обстоятельств.
1.2. Современная банковская система Российской Федерации
В результате в нашей стране практически сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень – Центральный банк России, II уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.[8. C. 37].
Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики, основные элементы которой были рассмотрены выше. Банки РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 11.07.11). в действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие: двухуровневая структура, осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направленность их деятельности.[1]
Принцип двухуровневой структуры реализуется путём чёткого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно – кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчётов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями.
Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчётах, кредитования и инвестирования, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции.
Принцип осуществления банковского регулирования и надзора центральным банком находит своё отражение в том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. Банк России как регулирующий орган устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учёта и отчётности для кредитных организаций, предельные величины рисков. Он же осуществляет надзор за соблюдением установленных норм и правил, проводит инспекционные проверки банков и небанковских кредитных организаций.
Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции – краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные.
Универсальный статус банков позволяет снижать риски диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учёт специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов.
Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в РФ является получение прибыли.
Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.[7. C. 403-404]. Следует ещё раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие кредиторной организации, понимая под ней юридическое лицо. Которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ.[1]
1.3.Типы банковских систем
Как уже было отмечено ранее, банковская система представляет единое целое, части которого находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой, а сама система одновременно зависит от свойств этих частей. Каждое государство строит собственную банковскую систему.
Банковская система любой страны сформировалась в результате развития национальной экономики, в настоящее время она стала центром экономического механизма и взаимодействует со всеми отраслями экономики, с населением, органами государственной власти, оказывая на них определенное воздействие. Эффективное функционирование банковской системы является катализатором общего развития национальной экономики.
Банковские системы в разных странах формировались далеко неодинаково. Исторические, политические, этнические, религиозные и даже климатические факторы влияют на этот процесс. Именно поэтому формируемый тип банковской системы неразрывно связан с общими принципами построения финансовых рынков, структурой национального производственного комплекса, механизмом участия страны в мировых товарных и финансовых рынках.
К настоящему времени в мировой практике сформировалось два основных типа (модели) банковских систем: американская и европейская. Каждая из моделей характеризует определённый тип финансовых связей, складывающихся в стране.
Американская модель банковской системы отражает особенности построения национального финансового рынка. В американской экономике корпорации в большей степени полагаются на внутренние источники финансирования (прибыль и амортизацию). А потому их связи с крупными банками слабее, чем в других странах. Американская экономика более ориентирована на фондовый рынок, что подтверждается следующими данными: доля заёмных ресурсов, полученных корпоративным сектором экономики от продажи облигаций. Краткосрочных ценных бумаг и акций, составляет 50-70% от финансирования. И лишь оставшаяся часть покрывается банковским кредитом.[10. C. 435-437].
Такой подход сужает сферу деятельности кредитных организаций и ограничивает возможности формирования крупных банковских структур, что не позволяет концентрировать ресурсы в узкой группе финансовых посредников (что свойственно европейским странам). Как следствие, в американской модели превалируют мелкие и средние банки. Многие аналитики считают, что финансовая система, основанная на сильном фондовом рынке, более гибка и лучше приспособлена для рискованных проектов. В такой модели банки не выступают с позиции силы в отношении нефинансовых корпораций, в результате отсутствует банковская монополия на финансирование. Даже когда банки отказываются финансировать конкретный проект. Его всё же можно осуществить, прибегнув к эмиссии акций или облигаций.
К числу основных достоинств американской модели можно отнести высокий уровень конкуренции в банковском деле. Отсюда большая ориентированность на клиента, что положительно влияет на величину процентных ставок и качества оказываемых услуг. Недостаток данной модели – невысокая устойчивость банковской системы, что подтверждается количеством банкротств. Так, например, с 1934 по 1942 гг. были признаны финансово несостоятельными 393 банка (примерно 44 банка в год); с 1943 по 1984 – 362 (9 банков в год); с 1985 по 1991 – 1065 (163 банка в год); с 2007 по 2010 – 396 ( 80 банков в год).[15. C. 304-307].
Кроме того американская модель - это модель «открытого рынка», что предполагает не зависимость в отношениях банков и клиентов, прежде всего промышленных компаний. В определённой степени этому способствует ограничение деятельности банков на рынке корпоративных ценных бумаг. Соответственно, между банками и их клиентами строятся рыночные отношения на основе взаимной выгоды.
В целом американская банковская система достаточно сложна. В экономике функционируют как национальные кредитные институты, так и банки штатов. Кроме того, банковские организации делятся на банки – члены Федеральной резервной системы и банки, не являющиеся участниками ФРС.
Европейская банковская модель существенно отличается от американской, прежде всего потому, что страны континентальной Европы применяют иные принципы финансирования бизнеса.[10. C 438].
Для континентальных европейских стран более свойственна высокая концентрация акционерного капитала у нескольких основных акционеров (в США. Канаде и Великобритании акции распылены значительно сильнее). Зачастую основным акционером нефинансовой корпорации выступает банк, что предполагает его участие в организации денежных потоков предприятия. В результате доля банковских кредитов в континентальных европейских странах составляет более 70% от всех дополнительно привлечённых ресурсов (оставшаяся часть приходиться на операции с ценными бумагами). Тесная связь банков с корпоративным сектором экономики позволяет формировать глубоко интегрированные финансово-промышленные группы, контролирующие обширные сегменты как национальной, так и мировой экономики. Можно говорить о том, что европейская банковская система основана на трёх (пяти) крупнейших банках, создающихся костяк всего финансового сектора национальной экономики. Таким образом, европейская банковская модель характеризуется наличием небольшого числа крупных банков с широкой филиальной сетью, способных существенно влиять на инвестиционные решения нефинансовых компаний.
Одно из существенных достоинств этой модели – большая устойчивость кредитных институтов. Устойчивость банка во многом зависит от того, какой риск может быть покрыт за счёт собственных ресурсов (то есть собственного капитала). Располагая значительными ресурсами, континентальные европейские банки могут принимать на себя достаточно высокие риски, а также широко диверсифицировать кредитный портфель. В случае появления убытков они покрываются за счёт собственных финансовых ресурсов банка, без ущерба для вкладчиков.[14. C. 234].
Другим важным достоинством европейской модели является то, что в основном представлена универсальными банками, предлагающими клиентам широкий спектр услуг, в том числе и по операциям с ценными бумагами. У клиентов универсальных банков есть возможность проведения всех (или многих) финансовых операций через один кредитный институт. К тому же универсальный характер деятельности позволяет банкам квалифицированно консультировать своих клиентов по всем финансовым вопросам, что повышает уровень сотрудничества между ними.
Недостаток данной модели в том, что она гораздо консервативнее, чем американская. К тому же европейская модель предполагает взыскание с клиентов более высокого комиссионного вознаграждения ввиду меньшей конкурентности рынка.
Результатом европейского подхода к банковскому строительству стало безоговорочное преимущество европейских банков в сегменте крупнейших кредитных институтов мира. Так, к началу XXI в. в континентальной Европе находилось примерно половина самых крупных банков мира, а в США лишь 10%.
В ЕС на один банк приходится приблизительно 150000 жителей, в то время как в США – 20000 жителей. Но это не говорит о меньшей активности европейских банков, так как показатель суммарных активов превосходит соответствующий показатель американских банков.[11. C. 127].
Европейским странам была свойственна достаточно высокая универсализация и концентрация в банковской сфере, как в период ее становления, так и в последние годы. К началу 80-х гг. ведущие европейские страны (Франция, Бельгия, Дания) разрешили банкам операции с ценными бумагами. А такие государства, как Германия, Великобритания и Нидерланды вообще практически не ограничивали те сферы бизнеса, в которых мог участвовать банк. В 90-е гг. Европейский союз сделал шаг к политике всеобъемлющей универсализации банковской деятельности в границах ЕС. Одно из ее направлений – введение единой банковской лицензии, позволяющим банкам ЕС открывать свои филиалы в других странах союза. Это означает, что универсальные банки, открывшие филиал за границей, в том числе в государстве, имеющем ограничения по ряду операций, какие-либо запреты не распространяются. Таким образом, универсальные иностранные банки имели конкурентные преимущества перед национальными банками, что способствовало изменению законодательства этих стран в сторону расширения полномочий отечественных банков.
Недавние изменения европейской банковской модели связаны с введением евро и, соответственно, с дальнейшим усилением конкуренции в целом и в банковской сфере в частности. По статистическим данным, в 1997-1998 гг. происходило до 100 объединений в год. Объединялись и банки с равным набором услуг, и банки, выполняющие различные операции, и банки, принадлежащие как одной стране, так и разным государствам.
Следует заметить, что различия между американской и европейской моделями постепенно стираются, чему способствует возрастающая международная кооперация. Крупные европейские предприятия, особенно с середины 90-х гг., имеют возможность диверсифицировать источники финансирования в международных масштабах. Комбинируя, например, получение банковских кредитов в одних странах и операции на финансовых рынках – в других. Кроме того, в этом случае руководство предприятия может не допустить ослабления своего контроля над ним в пользу институтов, предоставляющих средства.[10. C. 439-440].