Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:51, курсовая работа
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Представление банка 3
1.1. Банк как учреждение или организация 3
1.2. Банк как предприятие 3
1.3. Банк как торговое предприятие 3
1.4. Банк как кредитное предприятие 4
1.5. Банк как агент биржи 4
1.6. Банк как посредническое предприятие 5
ГЛАВА 2 Банковская система России 6
2.1. Банковская система России в цифрах 6
2.2. Составляющие банковской системы России 7
2.2.1. Эмиссионные банки 7
2.2.2. Неэмиссионные банки, Коммерческие (универсальные) банки 8
2.2.3. Специализированные банки 11
ГЛАВА 3. Обзор технического обеспечения банков, применяемых для
решения некоторых проблем современной банковской деятельности 14
3.1. Обоснование необходимости и цели использования 14
вычислительной техники для решения задач
3.2. Анализ кредитоспособности и финансовой устойчивости
коммерческого банка 14
3.3. CAMEL 16
3.4. МАРС, SWIFT 19
ГЛАВА 4 Тенденции развития банковской системы 22
4.1. Банковские "болезни" и возможные средства их излечения 22
4.2. Решение насущных проблем - путь к успешному развитию банков 25
4.3. Основные направления 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
В нормальной экономической ситуации (и особенно в условиях инфляции) банки осторожно относятся к потребностям бюджета, ограниченно участвуют в кредитовании его расходов. Банковское содействие государственным программам развития экономики страны осуществляется не путем огульного кредитования большей части расходов государственного бюджета и его колоссального дефицита, а посредством приобретения ценных бумаг и других обязательств государства, а также на основе кредита, его срочности и платности, изыскивая, как уже отмечалось, источники для компенсации снижения доходности коммерческого банка.
Важным инструментом стимулирования банковской деятельности всегда являлась также налоговая политика. В целом она должна исходить из тех же принципов, которые заложены в систему взимания налогов со всех других типов предприятий. Усиленный налоговый пресс, направленный на сокращение прибыли банка, в конечном счете скажется на развитии деятельности предприятий.
Рациональной в этой связи была бы дифференциация ставок налогообложения применительно к отдельным банкам, особенно на первоначальном этапе их деятельности. Значительная экономическая поддержка может быть оказана также посредством освобождения от налогов прибыли, направляемой на расширение деятельности, приобретение оборудования, инвестиций в производство, пересмотра положений, регламентирующих перечень расходов, относимых на издержки банка. В условиях резкого обострения проблемы обновления основных фондов в народном хозяйстве целесообразно продление льгот, установленных для предприятий, организаций в части погашения инновационных кредитов из прибыли до налогообложения.
Наконец, в переходный период банки особенно нуждаются в прямых государственных инновационных программах, предусматривающих развитие банковского дела, в том числе посредством разработки и внедрения в практику новых научных рекомендаций, отвечающих потребностям развития рынка на отдельных этапах его функционирования.
Разумеется,
банки несут свою ответственность
перед государством. Их вкладом в
экономику является ускорение производства
посредством денежно-кредитных
Важно,
однако, чтобы центральные банки
не мешали коммерческим учреждениям, обслуживающим
народное хозяйство, выполнять свои
операции, не вмешивались административно.
По свидетельству коммерческих банков,
выступивших в сентябре 1991 года на
Ассамблее российских коммерческих
банков, попытка командовать ими
не изжила себя. Разумеется, речь здесь
не идет о той мелочной опеке, которая
исходит от Центральном банка (коммерческие
банки жалуются, к примеру, на то,
что при их регистрации выдвигаются
все новые и новые мелочные
требования, установлена унизительная
процедура и проч.). При всей важности
этих замечаний, не в них дело, а
в том, что эмиссионные банки
довольно часто меняют свои экономиче
ские нормативы, что существенно
отражается на финансовой стороне банковской
деятельности. Неустойчивость поведения
центрального банка, частая смена его
важнейших экономических
Неуверенность Центрального банка проявляется не только на уровне взаимоотношений с деловыми банками, но и на макроуровне, его денежная (эмиссионная) политика грозит свести на нет все усилия по преодолению торможения общественного развития, еще больше дестабилизировать экономику. За все годы, прошедшие с начала реконструкции наших производственных отношений, общество так и не увидело жесткой линии государственного банка по предотвращению инфляции, не услышало слова протеста против "затратной" политики государства, оказываемого на него политического давления как эмиссионного центра, призванного укреплять денежное обращение. Создается впечатление, что наш эмиссионный банк так и не освободился от своего положения младшего брата, которому можно в любой момент приказать выполнять политику центра, даже если она не соответствует интересам укрепления денежного обращения.
Не исключено поэтому, что обществу придется обсудить идею надзора за банками, более обстоятельно поработать над банковским законодательством.
Вторая
проблема, которая заслуживает
Необходимо
иметь в виду, что по своей природе
банки как элементы рыночной структуры
- это конкурирующие предприятия.
Их сеть поэтому должна быть существенно
расширена. В районах целесообразно
запретить деятельность только одного
банка, законодательно в них должно
функционировать несколько
Рыночная
экономика может развиваться
в полной мере на основе многообразных
по своей деятельности банков (деловых,
сберегательных, ипотечных, обществ
взаимного кредита, кредитной кооперации
и пр.). В перспективе банки
в интересах повышения
Во всех этих случаях представляется, что сфера государственного участия в банковском деле должна быть сохранена, однако в основном она должна концентрироваться на формировании банковских структур, обеспечивающих реализацию государственных программ.
В целом
принципиально важно, чтобы банк
как коммерческое предприятие функционировал
на базе разнообразных форм собственности,
где каждая из них равноправна
по отношению друг к другу как
на стадии открытия кредитных учреждений,
так и в процессе их функционирования.
С позиции собственности в
банковской сфере в стране поэтому
могут развиваться самые
Существенной
задачей является дальнейшее развитие
структуры собственности в
Важно, чтобы с учетом развития конкуренции и в интересах своей большей стабильности банки признали целесообразным на консолидированной основе создать фонды поддержки, как на уровне экономического региона, так и в целом. Перспективными на данном этапе становятся банковские союзы, лига коммерческих банков России, координирующие деятельность по реализации программ общебанковского характера, исследующие перспективу развития банковского продукта.
Важно,
однако, чтобы создание банковских
объединений, союзов не приводило к
усилению монополистических тенденций
в банковской сфере, в большей
степени содействовало
Определенные изменения необходимо осуществить и в банковской (кредитной) политике. К сожалению, современная кредитная политика не выполняет своего стабилизирующего воздействия на денежное обращение, она в значительной мере направлена на поддержание расходов бюджета и его огромного дефицита. На сегодняшний день продолжатся бюджетная эмиссия, насыщающая хозяйственный оборот излишними деньгами, не имеющими материального обеспечения. Печатный станок включен на полную мощность, и если мы не приостановим его работу, то это в конечном счете может привести к возникновению новых диспропорций в общественном развитии.
Программа
оздоровления кредита, однако, должна
состоять не только из запретительных
мер. Последние должны касаться главным
образом кредитования бюджетных
потребностей: что же касается кредитной
политики в целом, то в ней лишь
должны быть смещены акценты. Дело в
том, что современная концепция
кредитования, к сожалению, исповедует
исключительно идею всемерном сокращения
кредитных вложений, поскольку, по мнению
эмиссионных банков, вхождение дополнительных
платежных средств в
В целом, следовательно, необходима не столько жесткая кредитная рестрикция, сколько перегруппировка форм кредита, в том числе развитие коммерческого кредита, кредитов населению на цели развития индивидуальной предпринимательской деятельности.
Конечно,
рассмотренные проблемы не исчерпывают
всех аспектов развития банков в условиях
перехода к рынку. Самого пристального
внимания заслуживают вопросы
4.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Можно выделить два основных направления, по которым должно происходить качественное совершенствование банковской сферы и ее деятельности.
Первое - развитие процессов концентрации в банковском деле. Это связано с тем, что банки должны сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который в свою очередь невозможен без существенного повышения инвестиционной активности. Подобная их роль предопределена реальным состоянием различных финансовых институтов в России. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной активности: первые не набрали необходимой финансовой мощи, деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторичный. Только крупные банки, имеющие традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в различных регионов страны, способны сегодня удовлетворять инвестиционные потребности производственных структур через долгосрочные кредиты.
Учитывая,
что в условиях высокой инфляции
желание банков сохранить инвестиционную
направленность деятельности наталкивается
на ее экономическую невыгодность,
государство должно подкрепить его
соответствующими стимулами. Арсенал
их известен: прежде всего это снижение
размера резервных требований для
таких банков и освобождение от налогообложения
доходов банков, получаемых от долгосрочных
кредитов. Создание условий для активизации
инвестиционной деятельности отвечает
государственным интересам
Информация о работе Банковская система России и тенденции ее развития в современных условиях