Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 14:32, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении современной банковской системы Республики Беларусь, изучении ее структуры и получении представления о функционировании белорусской банковской системы, а также проанализировать перспективы дальнейшего развития системы и пути ее совершенствования.
В процессе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность банковской системы;
- проанализировать функции и задачи Национального банка Республики Беларусь, как центрального банка страны;
- охарактеризовать сущность и основные функции коммерческих банков;
- определить особенности функционирования банковской системы Республики Беларусь;
- выявить основные направления совершенствования банковской системы Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………….5
1. Характеристика банковской системы Республики Беларусь………….……….6
1.1 Понятие банковской системы…………………………………………………6
1.2 Национальный банк Республики Беларусь, его функции и задачи…………9
1.3 Сущность и основные функции коммерческих банков……………………12
2. Особенности функционирования банковской системы
Республики Беларусь…………………………………………………………….....17
3. Особенности и основные направления развития
Банковской системы Республики Беларусь……………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список используемых источников……..…………………………………………34
Приложение А. Сведения о банках, действующих на территории
Республики Беларусь, их филиалах………..……………………………………..35
Приложение Б. Сведения о представительствах иностранных банков,
открытых на территории Республики Беларусь…………………………………38
Приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики. [14].
Основным направлением повышения эффективности курсовой политики является постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса белорусского рубля по мере роста внутренней и внешней сбалансированности экономики. Повышение гибкости обменного курса белорусского рубля в рамках режима привязки к корзине иностранных валют позволяет более взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и создавать стабильные условия для осуществления внешнеторговых и финансовых операций. В то же время Национальный банк противодействует явлениям спекулятивного характера на валютном рынке, противоречащим фундаментальным факторам курсообразования, и сглаживает резкие колебания обменного курса белорусского рубля.
Важнейшими условиями сохранения устойчивости действующего курсового режима и макроэкономической стабильности в целом являются улучшение сальдо внешней торговли товарами и услугами, достижение его положительного уровня к 2015 году, а также приток в страну иностранного капитала в значительных объемах, преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций.
Особое внимание по-прежнему уделяется операциям банков по кредитованию физических лиц. При этом основными направлениями совершенствования регулирования данного вида банковских операций являются:
1) повышение доступности
2) развитие жилищного
- совершенствования институтов ипотеки и ипотечных ценных бумаг;
- создание централизованной базы данных о залогодержателях и залогодателях, а также совершаемых сделках по залогу имущества;
- создание подменного фонда жилья и жилья для сдачи в аренду;
- разработка норм и рекомендаций о выпуске и обращении ипотечных ценных бумаг;
3) совершенствование институциональной структуры рынка банковского потребительского кредитования, в том числе направленное на работу с проблемной задолженностью физических лиц, которое предусматривает:
- повышение эффективности судебных и исполнительных процедур;
- развитие системы получения информации о кредитных историях. Новым направлением регулирования банковских операций станут форфейтинговые операции, появление которых обусловлено задачами увеличения экспорта. Предполагается законодательно закрепить права и обязанности банков по проведению форфейтинговых операций, что будет стимулировать развитие системы расчетов и кредитования во внешнеэкономической деятельности.
Уделяя большое внимание качеству обслуживания клиентов, банки постоянно проводят мероприятия по совершенствованию форм и методов обслуживания. Для достижения максимального удобства населения, банки изменяют графики работы своих подразделений, организовывая обслуживание физических лиц в продленном режиме, в выходные и праздничные дни. Для регулирования потока клиентов и избежания очередей во многих банках внедряется система «Электронная очередь», которая позволяет контролировать поток посетителей, регулировать нагрузку работников банка и вести статистический учет приема каждого посетителя, тем самым улучшая качество обслуживания клиентов.
Во многих банках созданы и действуют Call–центры, специализирующиеся на обслуживании клиентов по телефону. По информации банков, центры укомплектованы подготовленными высококвалифицированными операторами банка, которые предоставляют клиенту необходимую информацию по различным вопросам банковского обслуживания: справочную информацию, консультации по оформлению всех видов кредитов для физических лиц, информацию по депозитам, по порядку открытия счетов, переводам, а также о перечне совершаемых банком операций.
Качественно изменяется технология обслуживания физических лиц, появляются новые банковские услуги [7].
Совершенствуются системы безналичных расчетов по розничным платежам и увеличению объема операций, совершаемых с использованием электронных платежных инструментов, за счет развития программно- технической инфраструктуры для проведения безналичных операций с использованием банковских пластиковых карточек. Расширяется спектр платежных услуг, предоставляемых населению, повышается их качество, разрабатываются системы мероприятий по стимулированию использования банковских пластиковых карточек в безналичных расчетах, включая проведение масштабных социальных рекламных кампаний и реализацию программ повышения финансовой грамотности населения. Вырабатываются требования к системам дистанционного банковского обслуживания (Internet-banking, Телебанк (Телефон-банк), SMS-banking, Mobile-banking).
18 октября 2014 года в Национальном
банке Республики Беларусь
Банками осуществляется комплекс мероприятий по улучшению качества информационного обеспечения клиентов. Реклама розничных банковских продуктов размещается в республиканских и региональных печатных изданиях, на Интернет–порталах, транслируется на радиостанциях и телевизионных каналах. Многочисленными тиражами издаются и распространяются рекламно–информационные буклеты, брошюры и листовки, электронные CD–презентации по розничному бизнесу.
Повысилась активность использования современных информационно–справочных форм и методов донесения информации до клиентов (звуковые объявления в транспорте и информационных службах рынков города, размещение модулей в плакат–газетах на транспорте, в сети плазменных телевизоров (экранов) на станциях Минского метрополитена и т.п.).
Банками систематически изучается потребность населения в банковских продуктах, удовлетворенность уровнем и культурой обслуживания посредством периодического анкетирования, рассмотрения обращений клиентов, организации работы подразделений с жалобами клиентов, а также проведения конкурсов на звание лучшего работника [7].
В ближайшее время одной из главных задач остается укрепление финансовой стабильности как важнейшего фактора обеспечения устойчивых темпов социально-экономического развития страны.
Национальный банк планирует проводить процентную политику, способствующую формированию сбережений в национальной валюте, стимулирующую рост ресурсного потенциала банков и улучшающую сбалансированность валютного рынка. Ставка рефинансирования поддерживается на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике [16].
Что касается глобальных масштабов развития, необходимо открыть страну для инвестиций, иностранных и внутренних. Беларуси, для того чтобы войти в число наиболее развитых стран, необходимо увеличить ВВП минимум в 3 раза.
Прогнозируется, что за 2011 – 2015 годы на фоне роста прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь требования банков к экономике возрастут в 2,7 раза. По отношению к ВВП к концу 2015 года требования банков к экономике составят 70 процентов. Отношение активов к ВВП может достичь 85 процентов при их абсолютном росте в 2,3 раза, при этом объем банковских услуг возрастет в 3,5 раза.
Вместе с тем интенсификация процессов качественных структурных изменений в экономике, внедрение масштабных инноваций и новых технологических решений, развитие эффективного финансового рынка, способного обеспечить иной уровень привлечения финансового капитала в страну, значительный приток иностранного капитала, в первую очередь за счет прямых иностранных инвестиций, создание полноценного регионального, а затем и международного финансового центра, позволят увеличить отношение активов банков к ВВП до 105 процентов, кредитов к ВВП – до 90 процентов, капитала банков к ВВП – до уровня не менее 12 процентов и приблизиться к соответствующим показателям ряда стран Восточной и Центральной Европы.
Таким образом, можно сказать, что банковская система Республики Беларусь постоянно совершенствуется, проводятся мероприятия, направленные на безопасное и надежное функционирование банковского сектора, используя международный опыт и собственные инновационные разработки, а также путем повышения уровня менеджмента в банках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковская система Республики Беларусь – составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Она является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки.
Финансово-кредитная система Республики Беларусь кроме банков включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации.
Банковская система является ведущим звеном институционального сектора национальной финансовой системы. Устойчиво работающие финансовые рынки и институты, надежно функционирующая платежная система и система надзора - финансовая стабильность в стране.
Совершенствование регулирования деятельности банков создает благоприятные условия для стабильного развития банковского сектора Республики Беларусь, повышения устойчивости и эффективности его функционирования.
Увеличение инвестиционной привлекательности банковского сектора - основа повышения капитализации и роста финансовых возможностей банков за счет расширения доступа на международный рынок капитала и к ресурсам материнских компаний.
Усиление кадрового, информационного и научного обеспечения банковской деятельности позволит ускорить внедрение в банковскую практику передового международного опыта и собственных инновационных разработок, а также значительно повысить уровень менеджмента в банках.
Развитие конкурентной среды, обеспечение доступности банковских услуг и повышение их качества при снижении стоимости, внедрение новых, отвечающих мировым стандартам банковских продуктов станут адекватным ответом банковского сообщества на растущие потребности клиентов банков.
Банковский сектор, аккумулируя новейшие достижения и технологии банковского дела, должен представлять собой наиболее прогрессивную и жизнеспособную часть экономики Республики Беларусь, которая эффективно, качественно и в полном объеме удовлетворяет спрос на инвестиционные ресурсы. Наряду с нарастающим привлечением иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций это создаст необходимые условия для поддержания в стране устойчивых темпов экономического роста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
5)Кравцов, Г. И. Деньги, кредит, банки: Учебник / Г.И. Кравцов. – Мн.: Мисанта, 2003. – 527 с.
11)Оскерко, В.Г. Краткая характеристика устойчивости функционирования банковского сектора Республики Беларусь/В.Г. Оскерко// Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by. – Дата доступа: 10.10.2014.