Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 14:32, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении современной банковской системы Республики Беларусь, изучении ее структуры и получении представления о функционировании белорусской банковской системы, а также проанализировать перспективы дальнейшего развития системы и пути ее совершенствования.
В процессе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность банковской системы;
- проанализировать функции и задачи Национального банка Республики Беларусь, как центрального банка страны;
- охарактеризовать сущность и основные функции коммерческих банков;
- определить особенности функционирования банковской системы Республики Беларусь;
- выявить основные направления совершенствования банковской системы Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………….5
1. Характеристика банковской системы Республики Беларусь………….……….6
1.1 Понятие банковской системы…………………………………………………6
1.2 Национальный банк Республики Беларусь, его функции и задачи…………9
1.3 Сущность и основные функции коммерческих банков……………………12
2. Особенности функционирования банковской системы
Республики Беларусь…………………………………………………………….....17
3. Особенности и основные направления развития
Банковской системы Республики Беларусь……………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список используемых источников……..…………………………………………34
Приложение А. Сведения о банках, действующих на территории
Республики Беларусь, их филиалах………..……………………………………..35
Приложение Б. Сведения о представительствах иностранных банков,
открытых на территории Республики Беларусь…………………………………38
Помимо банковских учреждений во второй уровень банковской системы входят также специальные финансово-кредитные институты [10, c. 115]. К таким институтам относятся трастовые компании, страховые компании, инвестиционные фонды, ломбарды, лизинговые фирмы, факторинговые компании и другие учреждения [10, c.120].
Данные небанковские кредитно-финансовые организации представляют собой юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные Банковским кодексом Республики Беларусь, за исключением осуществления в совокупности следующих банковских операций:
Допустимые сочетания банковских операций, которые могут осуществлять небанковские кредитно-финансовые организации, устанавливаются Национальным банком.
При создании, реорганизации небанковской кредитно-финансовой организации, осуществлении и прекращении ее деятельности применяются положения, предусмотренные для банков, если иное не установлено Банковским Кодексом и иным банковским законодательством [2].
Таким образом, второй уровень банковской системы Республики Беларусь включает в себя коммерческие банки, а также небанковские кредитно-финансовые организации, которые осуществляют банковскую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
На 1 июля 2014 года в Республике Беларусь действует 31 банк, а также их филиалы. Подробный перечень представлен в приложении А. Структурные подразделения, удаленные рабочие места, создаваемые банком, его филиалом в соответствии со статьей 87 Банковского кодекса Республики Беларусь, осуществляют банковские операции в пределах лицензионных полномочий банка и (или) иную деятельность в порядке, установленном банком.
Под удаленным рабочим местом понимается созданное банком рабочее место, не имеющее собственной организационной структуры, расположенное вне места нахождения банка, его филиала, структурного подразделения, предназначенное для осуществления банковских операций и (или) иной деятельности банка.
Банк в рамках своих лицензионных полномочий обязан обеспечивать наличие технических возможностей (в том числе филиалов, структурных подразделений и удаленных рабочих мест), соответствующих установленным законодательством Республики Беларусь требованиям к техническим возможностям для осуществления соответствующих банковских операций, нормативным требованиям по обеспечению личной безопасности работников и клиентов и другим требованиям, обеспечивающим безопасность проведения банковских операций. [12].
Банк информирует Национальный банк о создании, изменении места нахождения и закрытии структурных подразделений, удаленных рабочих мест не позднее пяти рабочих дней с момента наступления соответствующего события.
На территории Республики Беларусь также функционируют представительства иностранных банков. Их перечень можно увидеть в приложении Б.
Представительства иностранных банков на территории Республики Беларусь открываются на срок до трех лет.
Срок деятельности представительства иностранного банка продлевается решением заместителя Председателя Правления Национального банка по ходатайству иностранного банка при условии его обращения в Национальный банк не позднее одного месяца до истечения срока действия решения о его открытии. Решение о продлении срока деятельности представительства иностранного банка принимается в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи соответствующего ходатайства. При непредставлении ходатайства в установленный срок структурное подразделение центрального аппарата Национального банка, осуществляющее банковский надзор, по истечении срока деятельности представительства иностранного банка исключает запись о нем из книги учета представительств иностранных банков и в пятидневный срок уведомляет об этом иностранный банк. [12].
Устойчивость финансового положения банка определяется исходя из анализа следующих критериев:
- достаточность и структура нормативного капитала банка;
- качество активов банка. Анализ данного критерия включает оценку проблемных активов, полноту создания специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, выполнение нормативов ограничения концентрации рисков;
- финансовая эффективность. Анализ данного критерия включает оценку наличия прибыли с учетом создания резервов, оценку рентабельности активов и нормативного капитала банка;
- состояние ликвидности. Анализ данного критерия включает оценку выполнения нормативов ликвидности, наличия фактов неоднократного в течение последних шести месяцев неудовлетворения требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды в течение трех и более дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах банка;
- уровень рисков, принимаемых банком, и качество управления банком с учетом результатов проверок банка Национальным банком и иными контролирующими органами, полученных в течение последних двух лет до обращения в Национальный банк о расширении лицензионных полномочий банка. [13].
На территории Республики Беларусь функционирует 22 банка с преобладающей долей в уставном фонде иностранного капитала, 4 банка с преобладающей долей в уставном фонде государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности. Уставный фонд банков в совокупности составляет 32 224,3 млрд. белорусских рублей. По сравнению с состоянием на 1 июля 2013 года размер уставного фонда увеличился на 2 365,9 млрд. белорусских рублей. Структуру уставного фонда можно увидеть в следующей таблице:
Таблица 1 - Структура уставного фонда банков Республики Беларусь
Владелец |
Доля, % |
Изменение, % | |
01.07.2013 |
01.07.2014 | ||
Государство |
78,95 |
77,61 |
- 1,34 |
Нерезиденты РБ |
19,60 |
20,39 |
+0,79 |
Прочие |
1,45 |
2,00 |
+0,55 |
× |
100 |
100 |
× |
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Из данных таблицы можно сделать вывод о том, что доля средств государства в уставном фонде сократилась на 1,34 %,а доля средств иностранных государств возросла на 0,79%, также возросла доля средств прочих банков на 0,55%.
Это означает, что иностранные государства увеличили свой вклад денежных средств в белорусские инвестиции, а также увеличились внутренние инвестиции.
Важную роль в банковском секторе играет капитал, которым обладает государство. Капитал Республики Беларусь представлен в следующей таблице:
Таблица 2 - Капитал банков Республики Беларусь
01.07.2013 |
01.04.2014 |
01.07.2014 |
Изменение, млрд. бел. руб. | |||
За 3 месяца |
За 12 месяцев | |||||
Уставный фонд |
29 857,1 |
32 222,6 |
32 222,6 |
0 |
+2365,5 | |
эмиссионный доход |
34,5 |
34,5 |
34,5 |
0 |
0 | |
резервный фонд |
3 294,5 |
4 384,2 |
4 568,7 |
+184,5 |
+1274,2 | |
накопленная прибыль |
10 300,1 |
12 921,6 |
14 083,9 |
+1162,3 |
+3783,8 | |
фонд переоценки счетов баланса |
6 791,2 |
7 422,7 |
7 548,0 |
+125,3 |
+756,8 | |
капитал |
50 277,4 |
56 985,6 |
58 457,7 |
+1472,1 |
+8180,3 |
Капитал Республики Беларусь за год увеличился на 8 180,3 млрд. бел. руб. и в 2014 г составил 58 457,7 млрд. бел. руб. В первую очередь за счет накопленной прибыли, которая увеличилась на 3 783,8 млрд. бел. руб. Также за счет увеличения уставного фонда на 2 365,5 млрд. бел. руб., при чем, что уставный фонд увеличился за счет средств иностранных государств и средств прочих банков, а доля средств государства, наоборот, сократилась. Увеличения резервного фонда на 1 274,2 млрд. бел. руб. А также в результате переоценки счетов баланса капитал увеличился в размере 756,8 млрд. бел. руб.
Более реально охарактеризовать капитал Республики Беларусь можно при анализе структуры капитала, которая представлена в следующей таблице:
Таблица 3 - Структура капитала Республики Беларусь
01.07.2013 |
01.04.2014 |
01.07.2014 |
Изменение(%) | |||
За 3 месяца |
За 12 месяцев | |||||
Уставный фонд |
59,38 |
56,55 |
55,12 |
-1,42 |
-4,26 | |
эмиссионный доход |
0,07 |
0,06 |
0,06 |
-0,00 |
-0,01 | |
резервный фонд |
6,55 |
7,69 |
7,82 |
0,12 |
1,26 | |
накопленная прибыль |
20,49 |
22,68 |
24,09 |
1,42 |
3,61 | |
фонд переоценки счетов баланса |
13,51 |
13,03 |
12,91 |
-0,11 |
-0,60 | |
капитал |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
0 |
0 |
Проанализировав структуру капитала можно сделать следующий вывод:
Не смотря на то, что капитал увеличился в своих размерах, доля уставного фонда сократилась на 4,26%, эмиссионный доход снизился на 0,01%, а также сократилась доля фонда переоценки счетов баланса. Но с другой стороны, доля накопленной прибыли увеличилась на 3,61 %, а также повысилась доля резервного фонда на 1,26%. Анализируя эти данные можно говорить о присутствии инфляции белорусского рубля в стране.
В 2013 году произошло замедление инфляционных процессов по сравнению с 2012 годом. Прирост потребительских цен в 2013 году составил 16,5 процента против 21,8 процента годом ранее. При этом динамика базового индекса потребительских цен характеризовалась более медленными темпами роста по сравнению с индексом потребительских цен. Базовый индекс потребительских цен в 2013 году составил 112 процентов (годом ранее – 117,1 процента).