Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:46, курсовая работа
Любая экономика держится на объективных экономических законах, одним из которых является закон денежного обращения. Оборот денег происходит под влиянием финансовых институтов и, прежде всего, банков, которые создают основу для денежного оборота и связаны со всеми отраслями и секторами экономики. Банк - это финансовая организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами, оказывающая финансовые услуги правительству, фирмам, частным лицам и другим банкам. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредни
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 4
1.1. Понятие банка 4
1.2. Понятие и признаки банковской системы 6
2. СТРУКТУРА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 10
2.1. Общая характеристика структуры банковской системы 10
2.2. Центральный банк 13 2.3. Принципы организации и деятельности системы Банка РФ 14
2.4. Коммерческие банки 18
2.5. Принципы организации деятельности коммерческих банков 19
2.6. Основные операции коммерческих банков 20
2.7. Взаимоотношения ЦБ РФ с коммерческими банками 23
3. ФУНКЦИИ И РОЛЬ БАНКОВ В ЭКОНОМИКЕ 26
3.1. Функции Центрального банка 25
3.2. Функции коммерческих банков 27
3.3. Роль банков в регулировании экономики 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы 33
Банки,
не принявшие меры, учитывающие меняющиеся
события, неизбежно оказываются
в трудном экономическом
7.
Банковская система выступает
как управляемая система.
2.
СТРУКТУРА БАНКОВСКОЙ
СИСТЕМЫ
2.1. Общая характеристика структуры банковской системы
В странах с развитой рыночной экономикой сложилась следующая структура банковской системы :
Центральный (эмиссионный) банк.
Коммерческие банки :
Небанковские кредитно-финансовые институты :
Эту структуру принято называть двухуровневой, так как основными уровнями являются ЦБ и КБ.
Банки
- центральные звенья в системе
рыночных структур. Развитие их деятельности
- необходимое условие реального
создания рыночного механизма. Процесс
экономических преобразований начался
с реформирования банковской системы.
Эта сфера динамично
Центральный
(эмиссионный) банк в большинстве
стран принадлежит государству.
Но даже если государство формально
не владеет его капиталом (США, Италия,
Швейцария) или владеет частично
(Бельгия - 50%, Япония - 55%), центральный
банк выполняет функции
По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве “кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.
Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними.
Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала ( с участием государства, иностранного капитала и др. ), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков делятся на собственные ( уставной фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли ) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д. ).
Специализированные кредитно-финансовые учреждения:
Кроме банков, перемещение денежных средств на рынке осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.
Во-вторых,
банки отличает принятие на себя безусловных
обязательств с фиксированной суммой
долга перед юридическими и физическими
лицами, например при помещении средств
клиентов на счета и во вклады, при
выпуске депозитных сертификатов и
т.п. Этим банки отличаются от различных
инвестиционных фондов, мобилизующих
ресурсы на основе выпуска собственных
акций. Фиксированные по сумме долга
обязательства несут в себе наибольший
риск для посредников (банков), поскольку
должны быть оплачены в полной сумме
независимо от рыночной конъюнктуры, в
то время как инвестиционная компания
(фонд) все риски, связанные с изменением
стоимости ее активов и пассивов,
распределяет среди своих акционеров.
2.2. Центральный банк Российской Федерации
В банковской системе Центральный банк страны играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и ее банковского сектора. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, центральный банк создает экономические предпосылки для движения товаров и услуг от производителя к потребителю.
Центральный банк функционирует в сфере обмена. Создавая свой продукт в виде наличных денег и безналичных платежных средств, эмитируя их в обращение, он обеспечивает кругооборот и оборот капитала экономических субъектов, непрерывность процесса производства, распределения, перераспределения и потребления общественного продукта.
Центральный банк - экономический институт, функционирующий в сфере товарно-денежных отношений. Его денежно-кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса.
Центральный
банк - общественный институт, работающий
на макроуровне экономических
Правовой статус Центрального банка Российской Федерации и цели его деятельности, функции и полномочия определяют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другие федеральные законы.
Центральный банк Российской Федерации в отличие от коммерческих банках - федеральный орган государственной власти. Его государственно-властные полномочия распространяются на денежно-кредитную сферу и регулирование деятельности банков, входящих в банковскую систему страны. Такое управление не предполагает право собственности на имущество управляемых субъектов, их подчинение банку. Банк России осуществляет государственное управление в форме денежно-кредитного регулирования с помощью введения норм и правил деятельности неподчиненных ему банков, надзора и контроля за их работой.
Фундаментальный признак деятельности Центрального банка Российской Федерации - ее независимый характер. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» декларирует: функции и полномочия «Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» (п. 2 ст. 1).
Прежде всего, речь идет о независимости операционной деятельности Банка России. Он осуществляет определенный спектр операций, предусмотренным банковским законодательством, по специально разработанным нормам.
Банк
России подотчетен Государственной
Думе. Дума назначает и освобождает
от должности Председателя Банка
России (по представлению Президента
РФ) и членов Совета директоров Банка
России (по представлению его
2.3. Принципы организации и деятельности системы Банка РФ
Эффективное
функционирование любой системы, государственного
органа, юридического лица возможно при
их надлежащей организации в соответствии
с основополагающими
Система Банка России организуется и функционирует в соответствии с наиболее общими правовыми положениями, присущими всем элементам данной системы и объединяющими их в единое целое.
Принципы системы Банка России можно определить как закреплённые в законе, безусловно обязательные к исполнению всеми и повсеместно, присущие всем элементам системы Банка России основополагающие идеи и положения, наиболее полно и всесторонне выражающие особенности построения (создании и организации) и функционирования (деятельности) Банка России и возникающих в этой сфере правоотношений. Совокупность таких правовых положений и образует единую систему принципов. В литературе выделяют:
Конституционный принцип законности. Согласно этому принципу, Банк России и все входящие в его систему элементы создаются и действуют на основании правовых норм, закреплённых в Конституции и Федеральном законодательстве. Должна быть обеспечена непротиворечивость законодательства. Единая банковская система и ее составные части, порядок их создания, полномочия и взаимоотношения с государством, в том числе с Банком России, определяются федеральными органами законодательной власти. Имеется достаточное количество правовых актов. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти применительно к организации и деятельности Банка России принимаются исключительно на основании и в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ. Подзаконные акты по вопросам регулирования банковской деятельности, проведения банковских операций вправе издавать только ЦБР, но в соответствии с федеральным законодательством они официально публикуются в Вестнике Банка России, регистрируются в Минюсте в том случае, если затрагивают права и свободы граждан. Современное банковское законодательство зачастую противоречиво и непоследовательно, но регулирует все необходимые моменты, поэтому принцип законности не всегда реализуется в полной мере. На практике этот принцип иногда нарушался. Например, при принятии подзаконных актов (распоряжения, письма и другие межведомственные решения), противоречивших Конституции, кодексам и федеральным законам.
Принцип независимости Банка России - определён ФЗ. Согласно этому принципу, Банк России в пределах предоставленных ему полномочий независим в своей деятельности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации закреплённых законом функций и предоставленных полномочий (ст. 1 ФЗ). Банк России вправе обращаться в суды (ст. 6 ФЗ) за защитой своих интересов, в том числе в международные суды, суды иностранных государств, третейские суды, например, по фактам вмешательства органов власти в работу ЦБР или принятии ими актов, не соответствующих действующему законодательству или нарушающих независимость Банка России.
Основные организационные принципы Банка России:
Принцип организации Банка России на основе федеральной (государственной) собственности (ст. 2 ФЗ): Уставный капитал и иное имущества Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению этой собственностью, в том числе золотовалютными резервами. Государство и Банк России не отвечают по обязательствам друг друга. Свои расходы Банк России осуществляет за счёт собственных доходов.
Информация о работе Банковская система: понятия, элементы и взаимосвязи