Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:27, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность банковской системы, механизма ее регулирования в Республике Беларусь.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие о структуре банковской системы Республики Беларусь;
- проанализировать теории, влияющие на кредитно-банковскую систему;
- рассмотреть механизм влияния банковской системы на экономику Республики Беларусь;
- провести анализ механизма банковского мультипликатора в современной белорусской экономике.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. МЕХАНИЗМ СОСЗДАНИЯ ДЕНЕГ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ 5
1.1 Банковская система и ее структура 5
1.2 Первичное предложение денег Центральным банком 10
1.3 Создание денег коммерческими банками 13
1.4. Депозитный, кредитный и денежный мультипликаторы 14
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЗДАНИЕ ДЕНЕГ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 18
2.2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) 21
2.3. Изменение нормы обязательных резервов 25
3. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА БАНКОВСКОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКЕ 28
3.1. Теории, влияющие на кредитно-банковскую систему 28
3.2 Взаимоотношения коммерческого банка с Национальным банком и влияние их на экономику 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Следует отметить, что в отличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяя величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора.
Изменение
учетной ставки также не
Поэтому
изменение учетной ставки
Правление НБ Беларуси 7 февраля 2011 приняло решение о снижении ставки рефинансирования с 45% до 43% (постановление Правления НБ от 7 февраля 2012 г. № 35).
Рис. 2.1. Изменение ставки рефинансирования в Национальном Банке Республики Беларусь в 2010 – 2012 гг.
В последние
месяцы наблюдаются устойчивые позитивные
тенденции в экономике и
Напомним, что это первое изменение ставки рефинансирования в этом году. В прошедшем 2011 ставка рефинансирования менялась 12 раз. На начало 2011 года ставка была на уровне 10,5% годовых. После двенадцати последовательных повышений она выросла более чем в 4 раза до 45%.
Первый раз ставка рефинансирования была установлена 1 июля 1991 года — 12%.
2011 год был самым продуктивным для НБ Республики Беларуси. Никогда ранее он так часто не менял значение учётной ставки. В далёком 1991 году её значение вообще не менялось. Если в текущем году НБ будет ежемесячно снижать ставку на 2%, то к концу года он выйдет на прогнозное значение ставки рефинансирования — 19-22% и сможет повторить прошлогодний рекорд по количеству изменений учётной ставки.
Рис. 2.2 Количество изменений ставки рефинансирования за 1991 – 2012 гг.
Максимальное значение учётной ставки было установлено 20 декабря 1994 на уровне 480% годовых, минимальное значение ставки рефинансирования - 10%, оно устанавливалось дважды 1 декабря 2006 и 1 октября 2007.
Рис. 2.3. Максимальное значение учетной ставки в Республике Беларусь
В Национальном Банке считают, что уменьшение ставки рефинансирования позволит снизить кредитную нагрузку на заемщиков. При этом условия по предлагаемым банками рублевым вкладам населения по-прежнему обеспечат существенно более высокую доходность по сравнению с депозитами в иностранной валюте и ожидаемым уровнем инфляции.
15 февраля ставка понижена на 2% до 43%.
Месяц: 43% - (1000)
Два месяца: 15% - (354)
Три недели: 11% - (254)
Две недели: 9% - (210)
Три месяца: 8% - (179)
Неделю: 5% - (127)
Полгода: 5%- (120)
Останется неизменной до конца года 4% - (100)
Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (или нормы резервных требований – required reserve ratio).
Вспомним, что
обязательные резервы представляют
собой часть депозитов
Где R – сумма обязательных резервов,
D – общая сумма депозитов,
rr – норма обязательных резервов (в процентах).
Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.
Если центральный
банк повышает норму
Во-первых, сокращаются
кредитные возможности
ΔК = ΔD – ΔR = ΔD – (ΔD × rr) = 1000 – 1000 × 0.1 = 900
а при норме обязательных резервов, равной
20% : ΔК= 1000 – 1000 × 0.2 = 800.
Во-вторых, норма
обязательных резервов
Изменение
величины кредитных
[(1 + сr)/(cr + rr)].
В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Так, при норме обязательных резервов, равной 10%, изменение предложения денег банковской системой
ΔМ1 = ΔК1 × mult1 = 900 × 10 = 9000,
а при норме обязательных резервов, равной 20%, изменение предложения денег
ΔМ2 = ΔК2 × mult2 = 800 × 5 = 4000.
Стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда ЦБ намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы.
При рассмотрении кредитно-банковской системы необходимо охарактеризовать денежно-кредитную систему, которая обычно касается кейнсианской и неоклассической теории денежно-кредитного регулирования.
Кейнсианская модель, в основу которой положен принцип «кредитного регулирования», пытается устранить недостатки рыночной системы и свободного предпринимательства с помощью фискальной и кредитной политики государства. Однако она недооценивает воздействие денег на развитие внутреннего производства и занятости. В противоположность этому сторонники монетаризма не только признают данное воздействие, но считают проведение рациональной денежно-кредитной политики одним из решающих условий стабилизации экономики Современная экономика. Дискуссия между кейнсианцами и монетаристами позволило выявить как положительные стороны, так и недостатки обеих направлений экономической мысли. Это во многом способствовало разработке синтетического подхода, при котором отбирается все ценное и рациональное, что содержится в двух, на первый взгляд, противоположных, но, по существу, дополняющих друг друга экономических моделях. Представители кейнсианской теории отрицают связь между инвестициями предпринимателей и сбережениями населения, так как они диктуются разными мотивами. Сбережения не всегда вкладываются в банк и поэтому не могут быть использованы предпринимателями в качестве ссуды. Такие колебания в инвестициях вызывают изменения в уровне реального производства, занятости и цен.
Кейнсианцы при этом считают, что современные рынки не способны автоматически регулировать спрос и предложение и, прежде всего соотношение между ценами и заработной платы. Монополии могут искусственно поддерживать высокие цены, не смотря на снижающиеся спрос. Это приводит к тому, что рыночное регулирование является не гибким и снижение спроса на продукцию, хотя и приводит к падению цен, но не обязательно одновременно вызывает уменьшение ставок заработной платы и обеспечивает полную занятость. Поскольку рынок не может служить в качестве саморегулятора экономики и обеспечить полную занятость, стабильность производства и цен, то кейнсианцы считают, что государство должно играть активную роль в осуществлении этих задач. Вмешательство государства должно состоять в проведении такой фискальной и денежно-кредитной политики, которая смягчала бы периодически возникающие спады и резкие подъемы производства. Чтобы объяснить механизм государственного регулирования экономики, обратимся к основным составляющим совокупных расходов для производства чистого внутреннего продукта:
Чистый внутренний продукт (NVP) = Потребление (личное) (C) + Инвестиции (общие) + Экспорт (чистый) + Государственные закупки.
Кейнсианцы, в
отличие от монетаристов, не считают
денежно-кредитную политику важным
средством регулирования эконом
Кейнсианцы в качестве основы своих теоретических построений принимают уравнение совокупных расходов на производство объема реальной продукции:
Монетаристы исходят из уравнения обмена:
MV = PQ
где М – денежная масса,
V – скорость обращения денег.
Поскольку произведение физического объема продукции Q на уровень цены P, по которой продаются в среднем товары, составляет чистый внутренний продукт (NVR), постольку мы можем приравнять левые части приведенных уравнений и получим:
C + I + Er = MV (3.3)
В левой части нового уравнения отражены совокупные расходы на производство всей чистой внутренней продукции, а в правой то количество денег, которое покупатели заплатили за эту продукцию. Если MV есть общая сумма затрат на готовые товары, то она должна быть равна NVP. Следовательно, эта сумма представляет собой монетаристский эквивалент совокупных расходов на производство NVP. Поэтому можно сказать, что монетаристские и кейнсианские подходы являются двумя взглядами на один и тот же экономический процесс производства продукции, но под разными углами зрения. Кейнсианцы в своем уравнении отводят деньгам вторичную роль, поскольку изменение денежного предложения оказывает воздействие на изменения объема ЧВП косвенно через изменение процентной ставки, а через нее на инвестиции. Монетаристы придают деньгам большее значение, считая, что именно денежные предложения составляют существенный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен.