Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:08, курсовая работа
В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер. Но если она выходит из-под контроля, это может привести к ужасным последствиям. Поэтому правительства всех государств с рыночной экономикой используют эффективную в том или ином случае антиинфляционную политику. То, какие формы и методы антиинфляционной политики существуют, мы рассмотрим в данной работе.
Введение
1. Антиинфляционная политика: понятие, цели, методы.
1.1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики.
1.2. Методы регулирования инфляции.
1.3. денежные реформы
2. Основные направления российской антиинфляционной политики.
Заключение
Список использованной литературы
В современной практике стран мира накоплен богатый опыт использования различных методов регулирования инфляционных процессов. Выделение критериев антиинфляционных мер позволяет рассматривать эти методы с различных позиций в зависимости от цели исследования.
1. С точки зрения продолжительности и радикальности антиинфляционных мер, существующие методы можно классифицировать как методы либо постепенного противодействия инфляции, либо использования денежной реформы, в том числе в виде шоковой терапии как более радикального способа решения проблем.
2. Ориентация па постепенное снижение темпов инфляции предполагает небольшое, плавное снижение денежной массы с использованием монетарных методов регулирования. При этом в качестве мер могут быть задействованы такие важнейшие денежно-кредитные инструменты, как обязательные резервы, учетная ставка процента, система рефинансирования, продажа или покупка ценных бумаг на открытом рынке, деятельность центрального банка на рынке валюты. По подсчетам специалистов, только снижение процентной ставки с 5 до 1 % теоретически должно привести к увеличению монетизации с 12,9 до 15 % ВВП. Десятипроцентное падение инфляции (с 15 до 5 %) при сохранении неизменных реальных равновесных ставок эквивалентно увеличению спроса на деньги на 1-2,5 % ВВП. Постепенное сокращение темпов инфляции опирается также на регулирующее воздействие государства через сферу ценообразования, поддержки предпринимательства и создания рыночной инфраструктуры, что означает использование немонетарных факторов инфляции. В случае применения денежной реформы или варианта «шоковой терапии», денежно-кредитная система страны будет подвергнута жесткому, ускоренному изменению.
Варианты применения различных методов зависят от приоритетов антиинфляционной политики. Если она рассчитана на сокращение или увеличение денежной массы или государство старается управлять инфляционным процессом в соответствии с темпами инфляции, то и используемые методы будут рассматриваться в каждом из приведенных случав по особому.
3. Антиинфляционная политика, нацеленная на корректировку величины денежной массы, может брать за основу два возможных варианта действия центральных банков в сфере денежно-кредитной политики: сокращение (рестрикция) либо увеличение (экспансия) денег в обращении. Экспансия проводится с целью развития инвестиционной активности для стимулирования производства, рестрикция - для ограничения денежной массы и снижения уровня инфляции.
4. Методы нейтрализации инфляции в зависимости от ее темпов будут иметь другие приоритеты. Так, при ползучей инфляции оправданы меры, предупреждающие ее дальнейший рост. Во время галопирующей инфляции эффективным считается использование селективных (выборочных) методов соответствующих ее виду. Чтобы установить пропорции роста заработной платы и цен, применяется, например, индексация доходов. В этом случае доходы увеличиваются медленнее, чем цены, и раскручивание инфляционной спирали замедляется. Гиперинфляция, в свою очередь предполагает сочетание различных способов ее регулирования, учитывающих, что интенсивное ограничение инфляции может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических проблеем, например роста безработицы и спада производства.
Важнейшими проблемами экономики в условиях инфляции является стимулирование экономического роста и установление оптимального размера денежной массы. Рост денежной массы будет увеличивать темпы инфляции, но одновременно создавать временно свободные денежные средства для инвестирования, и наоборот (что верно для краткосрочного периода). Поэтому для снижения экономического роста в условиях инфляции будет проводиться дефляционная политика, для повышения - предпочтение отдадут политике доходов.
Чтобы рассмотреть методы, используемые
в этих случаях, необходимо проанализировать
их противодействие инфляционным изменениям
с позиций факторов инфляции спроса и
инфляции издержек. Остановимся на этом
более подробно, выделив следующие сферы
регулирования:
1) спрос;
2) доходы (издержки);
3) производство.
1. Регулирование спроса осуществляется путем проведения дефляционной политики. Регулирование денежного обращения в этом случае носит монетарный характер, направлено на сокращение спроса на деньги, использует денежно-кредитные и налоговые инструменты. Во время проведения такой политики инфляция снижается за счет уменьшения денежной массы через сокращение государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит, усиления налогового бремени. Дефляционная политика применяется в основном для воздействия на инфляцию спроса и включает систему регулирования величины денежной массы, скорости оборота денег, ограничение бюджетного дефицита и курса национальной валюты.
Историческим примером манипуляции с деньгами, намеренно осуществляемой федеральным правительством для искусственного ограничения расходов, является применение особых мер в первые годы правления администрации президента США Франклина Рузвельта. Главная задача стимулирования восстанавливаемой после Великой депрессия 1929-1932 гг. экономики заключалась в повышении общего уровня цен, для чего предусматривалось прекращение размена на золото, снижение золотого содержания денежной единицы и введение в обращение неразменных бумажных денег, или гринбеков.
При регулировании денежной массы государство ограничивает или уменьшает количество денег в обращении и с помощью ужесточения условий эмиссии, а также в результате роста цен начинает замедлять и при прочих равных условиях регулировать инфляцию.
Кроме того, государство учитывает то, что рост цен находится в прямой зависимости от скорости оборота денег. Для того чтобы деньги стали дороже, и снизился инвестиционный спрос, государство должно замедлять оборот путем повышения ставки рефинансирования (величины процента), по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, и увеличивать норму обязательных резервов, которую коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Кроме того, замедляют скорость денежного оборота: «бегство» потребителей от дешевых денег, применение «валютного коридора», а также ревальвация национальной валюты.
Важнейшей составляющей дефляционной политики является сокращение бюджетного дефицита за счет уменьшения государственных расходов и увеличения доходов, как правило, через возрастание налогового бремени. Основными способами ограничения государственных расходов выступают: сокращение военных расходов, снижение затрат на содержание государственного аппарата и уменьшение финансирования социальных выплат. Чрезвычайно жесткая дефляционная политика, проведенная в России в период перехода к рыночным отношениям, привела к тому, что по итогам 1995 г. коэффициент монетизации составил всего 13,5 % вместо допустимого по российскому законодательству уровня - 50 %. Результатом искусственного сжатия денежного предложения стали задержки выплат заработной платы, пенсий и других социальных пособий. В рамках всеобщего платежного кризиса развилась система взаимозачетов и стагнация производства.
Основными отрицательными следствиями дефляционной политики является:
* замедление
экономического роста,
* расширение
бартерных отношений во
* усиление дефицита бюджета государства за счет снижения налоговых поступлений;
* развитие кризисных явлений в экономике страны;
* увеличение
социальной напряженности
Поэтому в 60-70_х гг. ХХ века многие страны либо отказывались от антиинфляционной политики спроса, либо проводили ее весьма сдержанно.
2. Регулирование доходов (издержек) означает контроль над ценами и заработной платой или проведение политики цен и доходов. Замораживание или установление пределов роста доходов и цен сокращает денежную массу относительно возрастающих цен. Этот вид политики носит немонетарный характер и применяется для воздействия на формирование издержек производства и вызываемое ими увеличение цен. Поскольку политика цен и доходов означает административную стратегию борьбы с инфляцией, ее вариантом можно считать известный истории способ борьбы с обесценением денег, проведенный Наполеоном. В 1793 г. был принят закон о том, что продажа золота по цене выше номинала цены в бумажных деньгах каралась тюремным заключениём на срок шесть лет, шесть месяцев спустя - 20 годами тюрьмы, а спустя еще два года любому французу, осуществлявшему инвестиции за рубежом, грозила гильотина.
Сгладить влияние инфляция на сокращение занятости населения в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом развития и только на короткие периоды позволяет также разработанная в 1958 г. английским экономистом А. Филлипсом модель «инфляции спроса». Использовать рост занятости для борьбы с инфляцией позволяет выявленная закономерность: при превышения уровня безработицы более чем на 2,5-3 % происходит резкое замедление роста цен и заработной платы. Однако неоднократная практика экономического регулирования показала, что переливания безработицы в инфляцию непредсказуемы и опасны для экономики. Правительства большинства современных западных стран, в том числе США и Англии, в своей политике ориентируются на естественный уровень безработицы, при которой снижение инфляции на 1 % повышает безработицу в течение года на 2 % более своего естественного уровня, а реальный ВНП уменьшается на 4 % по сравнению с потенциальным. Показательно, что в 2004 г. инфляция в развитых странах мира усилилась, хотя и осталась умеренной, при этом уровень безработицы в США и Японии возрос.
При всех положительных факторах этого метода он не всегда является социально приемлемым, ибо при достижении естественного уровня безработицы инфляция как бы по инерции некоторое время еще продолжает усиливаться.
Вместе с тем государство может проводить и регулирование роста цен «замораживая» их на определенные товары либо сдерживая их уровень в определенных пределах, в том числе с помощью таможенных пошлин и тарифов. Подобные способы контроля приемлемы для всех ведущих развитых стран. Так, в ФРГ примерно половина цен розничного товарооборота, включая продовольствие, испытывает на себе воздействие государства. Поддержка государственными субсидиями цен на потребительские товары особенно важна для развивающихся стран, где она обеспечивает хотя и низкий, но стабильный уровень жизни населения.
Рост цен зачастую обусловлен монопольным положением производителей, поэтому контроль за ними необходим для создания конкурентной среды. При относительно высокой инфляции государство может прибегнуть к «замораживанию» и заработной платы. Опыт использования политики цен и доходов США, Скандинавскими странами, Великобританией свидетельствует о том, что она сводится в основном к ограничению роста заработной платы и способствует существенному возрастанию социальной напряженности в обществе. Во время ее проведения сдерживание роста цен возможно только на ограниченное время, после чего процесс их роста возобновляется. Так, в августе 1971 г. впервые в истории США в мирное время было объявлено о замораживании заработной платы и цен. Это произошло потому, что с начала 1960_х гг. США пережили сначала инфляцию спроса, затем издержек. Разработанная антиинфляционная политика, направленная на достижение полной занятости, привела, экономику страны к полному использованию ресурсов. Все это вызвало рост цен и нехватку рабочих мест в ключевых отраслях промышленности. Попытка предотвратить рост уровня заработной платы более высокими темпами, чем рост производительности труда, не удалась и привела к серьезному ускорению темпа инфляции, вызванной ростом издержек производства. Решением проблемы и стало замораживание цен и заработной платы.
Политика цен и доходов не всегда достигает намеченной цели, хотя и противодействует возникновению неконтролируемого роста цен, а также адаптирует потребителей к определенному уровню инфляции.
3. Конкурентное стимулирование производства
осуществляется путем проведения фискальной
политики и воздействия на цены и спираль
«заработная плата - цены». Меры, стимулирующие
рыночную конкуренцию и снижающие инфляцию,
могут проводиться избирательно. В США,
например, при администрации Р. Рейгана
отрасли с низкой конкуренцией (черная
металлургия, автомобилестроение, текстильная
и обувная промышленность) были лишены
государственной поддержки. Это привело
к росту конкуренции, укрупнению компаний
и ослаблению инфляционной спирали «заработная
плата - цены». Значительное снижение налогов
на корпорации означает прямое стимулирование
предпринимательства. Так, в результате
сокращения налогов и огромного роста
военных расходов дефицит бюджета США
при работе администрации Рейгана достиг
200 млрд. долл. Перекрыть его инфляционное
воздействие за счет денежного рынка (т.
е. сбережений предприятий и населения)
удалось благодаря взвинчиванию процентных
ставок и привлечению иностранного капитала.
Уменьшение темпов инфляции путем параллельного
применения различных мер для решения
противоречивых проблем может сделать
экономическое регулирование малоэффективным,
сопровождаться сокращением производства
и падением жизненного уровня населения.