Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:11, доклад

Краткое описание

Регулирование бухгалтерского учета видимо следует рассматривать с точки зрения мировых моделей учета: континентальная модель г регулирование учета и его развитие регламентируется законодательными актами государства; британо-американская модель г доминирующую роль в разработке и установлении стандартов и правил ведения учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы (профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов).

Файлы: 1 файл

3. Законодательное и нормативное регулирование бу в РФ.doc

— 30.50 Кб (Скачать)

Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Регулирование бухгалтерского учета видимо следует  рассматривать с точки зрения мировых моделей учета: континентальная модель г регулирование учета и его развитие регламентируется законодательными актами государства; британо-американская модель г доминирующую роль в разработке и установлении стандартов и правил ведения учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы (профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов).

До недавнего  времени Российская учетная система характеризовалась доминированием государственного регулирования учета и отчетности, направленностью учета на фискальные цели, незначительной ролью профессиональных организаций в регулировании учета (близко к континентальной модели). В последнее время ситуация изменилась, совершенствование законодательной базы учета проводится с привлечением объединений профессиональных бухгалтеров и аудиторов (характерно для британо-американской модели), но все же регулирование бухгалтерского учета производится нормативными актами государства.

Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст.3 ФЗ № 129-ФЗ).

Законодательство  РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации бухгалтерского учета, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Действие  федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на их филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Общее методологическое руководство бухгалтерским  учетом в РФ осуществляется Правительством РФ.

Органы, которым федеральными законами предоставлено  право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

положения (стандарты), устанавливающие принципы, правила и способы ведения  учета хозяйственных операций, составления и предоставления отчетности;

планы счетов бухгалтерского учета;

другие  нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения о Министерстве финансов РФ» от 19 августа 1994 года № 984 Министерство финансов:

осуществляет  методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций, учреждений и организаций исходя из их организационно-правовых форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию;

утверждает  планы счетов бухгалтерского учета;

типовые формы бухгалтерского учета и отчетности;

инструкции  по их применению и порядку составления  отчетности;

осуществляет  руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей;

устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций;

устанавливает формы учета и отчетности по кассовому  исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;

Минфин  РФ издает в пределах своей компетенции  на основе и во исполнение законодательства РФ приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также организациями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами;

Минфин  РФ издает в необходимых случаях  совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные нормативные акты.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета может быть представлена в виде нескольких уровней, в зависимости от подчиненности нормативных актов. При этом выделяются следующие уровни: законодательный, концептуальный, методический, уровень организация (учетная политика).

Информация о работе Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации