Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:49, курсовая работа
Главной целью данной работы является изложение методики и проведение аудита расчетов с покупателями и заказчиками на примере ОАО «Институт Нефтепродуктпроект».
Основные задачи написания данной работы следующие:
1. Охарактеризовать систему нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ;
2. Рассмотреть основные законодательные и нормативные документы, регулирующие учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками;
3. Определить цель и основные направления проверки, а также источники информации, необходимые для проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
4. Дать краткую экономическую характеристику исследуемому объекту;
5. Оценить эффективность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля исследуемого объекта;
6. Определить уровень риска и существенности в ходе проверки;
4
ВВЕДЕНИЕ
В рыночных условиях информация о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятий является предметом внимания различных пользователей.
Собственники предприятия, кредиторы, потенциальные инвесторы зачастую не имеют возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в объективных оценках профессионалов по этим вопросам.
Управленческому персоналу предприятия важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обусловливает необходимость своевременного получения качественной информации о функционировании различных подразделений предприятия.
В связи с этим, существует объективная потребность в независимой оценке финансовой информации аудиторами – специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и официальное разрешение на право оказания таких услуг.
Под аудитом понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
На современном этапе экономического развития большое внимание уделяется связям предприятия, возникающим с постоянными покупателями и заказчиками. Правильная организация расчетных отношений приводит к совершенствованию экономических связей, улучшению договорной и расчетной дисциплины, так как от выполнения обязательств по своевременности осуществления расчетов, зависит дальнейшее будущее договорных отношений между участниками. Контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, что влияет на финансовое состояние предприятия. Все эти обстоятельства обуславливают актуальность и своевременность выбранной темы.
Аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками предусматривает изучение полноты и своевременности оформления и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета таких расчетов.
Объектом исследования является открытое акционерное общество «Институт по проектированию объектов трубопроводного транспорта и хранения нефтепродуктов».
Главной целью данной работы является изложение методики и проведение аудита расчетов с покупателями и заказчиками на примере ОАО «Институт Нефтепродуктпроект».
Основные задачи написания данной работы следующие:
1. Охарактеризовать систему нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ;
2. Рассмотреть основные законодательные и нормативные документы, регулирующие учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками;
3. Определить цель и основные направления проверки, а также источники информации, необходимые для проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
4. Дать краткую экономическую характеристику исследуемому объекту;
5. Оценить эффективность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля исследуемого объекта;
6. Определить уровень риска и существенности в ходе проверки;
7. Составить план и программу аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками;
9. Произвести проверку состояния задолженности покупателей и заказчиков;
10. Рассмотреть в ходе проверки организацию бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
11. Изложить результаты проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Структура работы определена ее темой и поставленными задачами. Первая часть посвящена теоретическим основам аудита и учета расчетов с покупателями и заказчиками, вторая – подготовительному этапу аудиторской проверки исследуемой области, в третьей части изложена методика проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Предметом исследования является аудит учета операций по расчетам с покупателями и заказчиками. Теоретической и методологической основой написания курсовой работы послужили работы отечественных авторов, наиболее значительными из которых являются труды таких специалистов в области аудита и бухгалтерского учета, как В. И. Подольский, А. Д. Шеремет, В. П. Суйц; законы и нормативные акты Российской Федерации, а также статьи, представленные в периодической печати. Исходными данными для выполнения работы явились данные бухгалтерского учета, первичной бухгалтерской документации, регистров синтетического и аналитического учета, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «Институт Нефтепродуктпроект».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕТА И АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
1.1. Основные нормативные документы, регулирующие проведение
аудиторской проверки
В России система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций [1, c. 26].
Вся деятельность по нормативно-правовому обеспечению аудиторской деятельности, которая ведется в последнее время Минфином России, направлена на создание оптимальных условий для дальнейшего развития аудита в стране.
Наиболее серьезные изменения в организации аудиторской деятельности в РФ предполагаются с введением федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об аудиторской деятельности».
Данный законопроект призван обеспечить передачу ряда функций государственного регулирования в сфере аудита на уровень негосударственных, в том числе, саморегулируемых организаций, в связи с отменой лицензирования аудиторской деятельности с 1 января 2006 г. [25]
С точки зрения профессора В. И. Подольского, среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности (табл. 1).
Эта система включает четыре основных уровня, расположенных сверху вниз. Каждый уровень обладает определенными видами документов и областью регулирования.
Таблица 1
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ
Уровни регу-лиро-вания | Виды и наименования нормативных документов | Область регулирования и использования |
I | Федеральный закон | Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе |
II | Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности | Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг |
Законодательные и подзаконные нормативные акты | Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов | |
III | Внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений | Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений |
Нормативные документы министерств и ведомств | Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институтов, банковский | |
IV | Внутренние стандарты аудиторских организаций | При проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг |
Первый уровень включает закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно. Поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.
К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принять правительством РФ 31 федеральный стандарт. Кроме того, частично действуют также российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерства и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.
Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм. [1, с. 26-28]
Существуют и другие градации уровней системы нормативно-правового регулирования. Так, профессор Ю. А. Данилевский, О. В. Ковалева, Ю. П. Константинов выделяют не четырех-, а пятиуровневую систему нормативного регулирования аудиторской деятельности [7, c. 19].
Таким образом, к основным правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14 декабря 2001 г. № 164-ФЗ);
3. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ;
4. Налоговый кодекс Российской Федерации;
5. Уголовный кодекс Российской Федерации;
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
7. Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.;
8. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ с изм. по состоянию на 7 августа 2001 г.);
9. Закон РФ «О бухгалтерском учёте» (Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ);
10. Федеральный закон «Об акционерных обществах» (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. в ред. от 7 августа 2001 г.);
11. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» (№ 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г., с изм. и доп. от 7 марта 1997 г. и 18 февраля 1999 г.);
12. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. (в ред. от 31 декабря 1997 г.);
13. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г.;
14. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 3085-1 от 19 июня 1992 г. (в ред. от 11 июля 1997 г.);
15. Федеральный закон «О финансово-промышленны группах» № 190-ФЗ от 30 ноября 1995 г.;
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;
17. Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 190;
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»;
19. Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации (Приказ МФ РФ от 3 июня 2002 г. № 47-н).
20. Приказ Минфина РФ от 7 марта 2002 г. № 47 «Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации»;
21. Временное положение о ведении государственных реестров в области организации аудиторской деятельности (Приказ МФ РФ от 28 июня 2002 г. № 64н);
22. Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов РФ (приказ Минфина РФ от 29 апреля 2002 г. № 38н);
23. Временное положение о системе аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации (Приказ МФ РФ от 12 сентября 2002 г. № 93н);
24. Перечень документов, требований и условий, необходимых для подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности (Письмо МФ РФ от 11 апреля 2002 г. № 28-05-01, 781/СШ);
25. Порядок предоставления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков (Приказ МФ РФ от 27 октября 1999 г. № 69н);