Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:57, курсовая работа
Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий.
Управление персоналом - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом организации 6
1.1. Понятие и цели управления персоналом
1.2. Функции, субъекты и методы управления персоналом 11
1.3. Основные этапы эволюции управления персоналом.
Особенности современного этапа в развитии управления
персоналом 17
1.4. Содержание и виды оценки персонала 23
1.5. Выводы по главе 1 24
Глава 2. Анализа современных тенденций управления персоналом на
примере фирмы ООО «Альтернатива» 26
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика
фирмы ООО «Альтернатива» 26
2.2. Анализ состава, структуры и текучести кадров на предприятии
ООО «Альтернатива» 30
2.3. Система мотивации - как важнейший элемент управления
персоналом в ООО «Альтернатива» 33
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Управление персоналом
как специфическая
осуществляется с помощью различных методов
(способов) воздействия на сотрудников.
В литературе имеются различные классификации
таких
методов. Так, в зависимости от характера
воздействия на человека
выделяют:
- методы стимулирования,
связанные с удовлетворением
определенных потребностей сотрудника;
- методы информирования, предполагающие передачу сотруднику
сведений, которые позволят ему самостоятельно
строить свое
организационное поведение;
- методы убеждения,
т.е. непосредственного
воздействия на внутренний мир, систему
ценностей человека;
- методы (административного) принуждения,
основанные на угрозе
или применении санкций [1. стр. 348].
А.Я. Кибанов предлагает несколько иную (хотя и связанную с предыдущей) классификацию методов управления персоналом, выделяя три группы таких методов[14. стр. 218].
1) административные методы,
формирование структуры и
управления; установление госзаказов;
утверждение административных
норм и нормативов, издание приказов и
распоряжений; подбор и
расстановка кадров; разработка положений,
должностных инструкций и
стандартов деятельности организации;
2) экономические методы:
технико-экономический анализ; технико-экономическое
обоснование; планирование; материальное
стимулирование; ценообразование; налоговая
система; экономические
нормы и нормативы;
3) социально-психологические методы: социальный
анализ в
коллективе работников; социальное планирование;
участие работников в
управлении; социальное развитие коллектива;
психологическое
воздействие на работников (формирование
групп, создание нормального
психологического климата, моральное
стимулирование, развитие у
работников инициативы и ответственности).
Административные методы
отличаются прямым характером
воздействия; они обязательны для выполнения,
не допускают свободы
выбора сотрудников и предполагают санкции
за невыполнение
распоряжений. Экономическим и социально-психологическим
методам
присущи косвенный характер воздействия,
отсутствие четко
определенного времени и обязательности
этого воздействия.
указанных методов довольно трудно. Однако
в целом данные способы
управления, - особенно экономические,
занимают ведущее место в
управлении персоналом. Все методы управления
персоналом взаимосвязаны и используются в комплексе.
1.3. Основные этапы эволюции управления персоналом. Особенности современного этапа в развитии управления персоналом
В ходе развития деловых
организаций управление персоналом
претерпевает существенные изменения.
Некоторые авторы выделяют два
главных этапа в развитии управления персоналом:
управление кадрами и
управление человеческими ресурсами (УЧР).
В общем плане эти два этапа
соответствуют индустриальной и
постиндустриальной стадиям развития
общества. Однако и в
постиндустриальном обществе многие предприятия
могут находиться на этапе управления
кадрами, культивировать соответствующие
этому этапу
организационные формы (речь идет не о
формах организации вообще, а об
организационных формах управления персоналом,
например,
делегировании), методы и культуру управления
персоналом. В чем же
состоят главные отличия управления человеческими
ресурсами по
сравнению с традиционной практикой деятельности
«отдела кадров»? [9. стр. 12].
Управление человеческими
Для управления человеческими ресурсами характерно рассмотрение персонала как одного из важнейших ресурсов организации, необходимого для достижения всех ее целей, в том числе стратегических. Сотрудники - важнейшее достояние организации, которое надо сохранять, развивать и использовать для успеха в конкурентной борьбе. От характера персонала непосредственно зависят экономические и другие возможности организации. Поэтому к персоналу необходим интегрированный подход с точки зрения всей организации как системы. Интегрирование управления персоналом в общую стратегию организации — важнейшее отличие управления человеческими ресурсами от управления кадрами. При этом любые управленческие решения должны учитывать человеческий аспект, т.е. возможности людей и влияние на персонал [4. стр. 115].
Управление человеческими ресурсами наиболее полно и широко используется в коммерческом секторе. Компании, практикующие управление человеческими ресурсами, как правило, отличаются более высокой эффективностью, близостью к рынку, большей степенью удовлетворения потребностей потребителей. В таких организациях лучше система мотивации и карьерные перспективы, меньше несчастных случаев, прогулов, ниже текучесть персонала, выше удовлетворенность трудом.
В силу первостепенной важности персонала управления человеческими ресурсами обычно входит в сферу компетенции непосредственно президента компании или его первого заместителя. Высшая администрация и линейные менеджеры всех уровней непосредственно участвуют в управлении персоналом, прямо соединяя данную функцию со всей стратегией организации. Это означает, что усилия руководителей, действующих в единстве со службой персонала, сосредотачиваются на привлечении, отборе, продвижении, стимулировании, рациональном использовании, развитии и сохранении в данной организации сотрудников, соответствующих ее потребностям и стратегических целям.
Наиболее важными элементами реального управления человеческими ресурсами являются: акцент на качество привлечения, найма и развития сотрудников; применение коллективных, групповых методов организации труда в целях формирования благоприятного климата для делегирования компетенции и ответственности, а также сотрудничества работников. На основе эмпирических исследований нескольких сот компаний, культивирующих управление человеческими ресурсами, М. Альберт выделяет следующий перечень приоритетов их деятельности:
- занятие руководящих должностей
в первую очередь сотрудниками
своей компании;
- забота о качестве и гордость за достигнутые результаты;
- устранение статусного разрыва
между руководителями и
подчиненными (ликвидация различных привилегий:
отдельных
ресторанов, парковок и т.п. для руководителей);
- обеспечение благоприятных условий труда и окружающей среды;
- поощрение открытого делового
общения, обоснованности и
доказательности решений, участия работников
в принятии решений;
- увязка увольнения с попытками найти сотруднику другую работу;
- обучение работе в
команде и формирование
культуры;
- участие работников в прибыли
компании (получение работниками
определенной доли прибыли компании);
- повышение квалификации работников [17. стр. 245].
Обобщая вышесказанное, можно отметить,
что суть современного
этапа в управлении персоналом (УЧР) составляют:
1) представление управления человеческими
ресурсами на высшем уровне руководства
организацией; 2) его вовлечение в определение стратегии
и организационной
структуры компании; 3) участие
всех линейных руководителей в реализации
единой политики и решении задач в области управления
персоналом; 4) интеграция деятельности
менеджеров по персоналу и линейных
руководителей, постоянное участие первых
в качестве советников вторых
при решении вопросов, связанных с персоналом,
во всех подразделениях и
на всех уровнях корпорации; 5) системное,
комплексное решение вопросов управления
персоналом и всех других стратегических
задач на основе единой программы деятельности организации [7. стр. 159].
Движения от управления
кадрами к управлению человеческими
ресурсами - достаточно длительный процесс.
Процесс трансформации функций управления персоналом
продолжается и сегодня. Богданова выделяет
целый ряд тенденций в
эволюции управления человеческими ресурсами,
которые отчасти повторяют некоторые
уже рассмотренные особенности современного
этапа управления персоналом.
Эти тенденции таковы:
1) переход от управления
кадрами к управлению
ресурсами, т. е. от вертикального управления,
централизованной кадровой
функции и традиционного отдела кадров
к горизонтальному управлению,
децентрализованной функции управления
персоналом, вовлекающей
линейное управление; от планирования
персонала как реакции на
производственные планы к планированию
человеческих ресурсов,
полностью интегрированному в корпоративное
планирование;
2) трансформация управления человеческими ресурсами из инструментальной кадровой функции в стратегический компонент корпорации. Главный акцент кадровой политики смещается с подбора и расстановки кадров к участию в формировании и реализации стратегии организации;
3) переход от фрагментарной,
служебной кадровой деятельности к
интеграции функций руководства и кадровых
функций. При этом
линейное руководство вовлекается в управление
человеческими ресурсами, особенно в развитие
будущего человеческого потенциала организации,
и одновременно получает помощь со стороны служб персонала. Сохраняя
ряд прежних кадровых функций, управление человеческими ресурсами
добавило себе новую важную функцию - оказание
помощи линейному руководству в развитии и
лучшем использовании подчиненных ему сотрудников. Специалисты в области
управления человеческими ресурсами все
больше становятся высококвалифицирова
руководителей разных уровней, помогающими
им решать общие
проблемы при подборе сотрудников, их
мотивации, развитии карьеры и
осуществлении различных организационно-культурных
изменений;
4) профессионализация
функции управления
профессионализации управления человеческими
ресурсами. Если раньше начальником отдела
кадров мог быть практически любой ответственный
человек, способный управлять небольшим
штатом служащих невысокой квалификации, то сегодня растущая
упреждающая и интегрирующая роль управления человеческими
ресурсами, повышение его статуса до высшего
звена управления, расстановки, развития, мотивации, продвижения и использования
человеческого потенциала делают эту профессию одной из важнейших
для выживания и успеха компании;
5) повышение значимости
управления изменениями среди
функций
управления персоналом. Поскольку гибкость
и способность к
изменениям выступают сегодня ключевыми
факторами успеха, а
основным препятствием являются люди — человеческие ресурсы компании,
постольку одной из важнейших функций управления человеческими ресурсами
становится активное управление изменениями
и организационное развитие. Способность
к изменениям обычно требует как от рядовых сотрудников, так и, в первую
очередь, от руководителей и специалистов служб персонала более
высокого уровня образования, творчества и склонности к нововведениям,
более широкой квалификации, способности переучиваться;
6) интернационализация функции управления человеческими ресурсами. Глобализация производства, развитие международных связей, кооперации и интеграции делают необходимым развитие многонациональных коллективов с различной системой ценностей и культур. Это требует формирования небольшой, но динамичной элитной группы специалистов-космополитов, обладающих развитыми коммуникационными и лингвистическими способностями, могущих работать в интернациональных коллективах и в разных странах;
7) возрастание в управлении
человеческими ресурсами удельного веса функций углубления социального партнерства и регулирования
трудовых отношений. Социальное партнерство означает, прежде
всего, признание различия и взаимозависимости интересов предпринимателей,
с одной стороны, и наемных работников - с другой, необходимости
солидарности всех участников производства для достижения
общих корпоративных целей.
Управление человеческими ресурсами играет
важнейшую роль в развитии этого процесса
и в использовании его как инструмента повышения эффективности
управления персоналом;
8) изменение принципов
и системы мотивации. Наиболее
важными
принципами мотивации сегодня являются:
создание атмосферы взаимного
доверия, убедительность принимаемых
решений и обратная связь;
сохранение занятости; равные возможности
для занятости,
повышения в должности и оплаты труда
в зависимости от достигнутых
результатов; справедливое распределение
доходов от повышения производительности между наемными работниками и предпринимателями.
Система мотивации эволюционирует от принципов эгалитаризма,
оплаты за должность и за явку на работу к принципу оплаты за результат,
за конкретный вклад в достижение целей организации. Эффективное
использование новых принципов мотивации предполагает более
высокий уровень управления персоналом;
9) переход от повышения квалификации к развитию человеческих
ресурсов. Традиционный тренинг или такая
фрагментарная функция, как
повышение квалификации, уже не способны
решать новые задачи в
области подготовки компетентных работников,
поэтому развитие
сотрудников становится все более важной
задачей управления
персоналом [2. стр. 137].