Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:57, курсовая работа
Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий.
Управление персоналом - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом организации 6
1.1. Понятие и цели управления персоналом
1.2. Функции, субъекты и методы управления персоналом 11
1.3. Основные этапы эволюции управления персоналом.
Особенности современного этапа в развитии управления
персоналом 17
1.4. Содержание и виды оценки персонала 23
1.5. Выводы по главе 1 24
Глава 2. Анализа современных тенденций управления персоналом на
примере фирмы ООО «Альтернатива» 26
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика
фирмы ООО «Альтернатива» 26
2.2. Анализ состава, структуры и текучести кадров на предприятии
ООО «Альтернатива» 30
2.3. Система мотивации - как важнейший элемент управления
персоналом в ООО «Альтернатива» 33
Заключение 38
Список использованной литературы 41
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Работа завершена:
“___” ____________ 2012г. _____________________ Р.А.Ахсанов
подпись
Работа допущена к защите:
ассистент кафедры экономики
“___”__________ 2012г. _____________________ Е.А. Карасик
подпись
Заведующая кафедрой,
д.э.н., профессор
“___”__________2012г.
подпись
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления
персоналом организации
6
1.1. Понятие и цели управления персоналом
1.2. Функции, субъекты и методы управления персоналом 11
1.3. Основные этапы эволюции управления персоналом.
Особенности современного этапа в развитии управления
персоналом
1.4. Содержание
и виды оценки персонала
1.5. Выводы по главе 1
Глава 2. Анализа современных тенденций управления персоналом на
примере фирмы ООО «Альтернатива»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика
фирмы ООО «Альтернатива»
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий.
Управление персоналом - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование.
Самая большая трудность в работе многих руководителей состоит не в том, что перед ними встают какие-то проблемы- с проблемами сталкиваются и вполне успешные организации,- а в том, что они не знают с какой стороны начать и что должно получиться в результате.
В современных условиях уже накоплен значительный багаж знаний, вобравший в себя опыт лучших организаций, добившихся значительных успехов в деле мобилизации персонала, - набор правил, принципов и технологий, которые могут быть использованы руководителями, поставившими перед собой цель получить максимальную отдачу от всех ресурсов, имеющихся в распоряжении организации [24. стр. 157].
Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга. В различных источниках могут встречаться и другие названия: управление трудовыми ресурсами, управление человеческим капиталом, кадровый менеджмент, менеджмент персонала [3. стр. 259].
Управление персоналом - одна из важнейших составляющих частей современного менеджмента.
Современное управление персоналом - это система идей и приёмов эффективного построения и управления организациями и проектами.
Деятельность по управлению персоналом - это целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации [6. стр. 135].
В настоящее время можно наблюдать всё большую ориентацию управления на социальную сторону, на интересы работника. Задачи и приоритеты в управлении кадрами предприятия требуют увязки принимаемых решений не только с интересами производства, но и с интересами его социальной составляющей - коллектива предприятия.
Успешное развитие фирмы связано со значительным повышением продуктивности производственных ресурсов и ростом производительности труда. Менеджеры должны быть вооружены различными методиками по оценке эффективности различных ресурсов и, в первую очередь, персонала фирм [3. стр. 231].
В этом заключается актуальность темы курсовой работы. Цель курсовой работы состоит в разработке повышающих эффективность методов управления и определении мероприятий, направленных на совершенствование системы управления персоналом компании. Объект исследования: процесс управления персоналом на предприятии, которое занимается торгово-закупочной деятельностью.
Предметом исследования является управление персоналом как специфическая сфера управления; набор правил, принципов и технологий управления персоналом.
В соответствии с объектом и предметом исследования определены цели и задачи:
Исследовать персонал в современной организации, основные факторы повышения его роли в современном обществе.
Изучение, внедрение современных технологий управления персоналом, чтобы сотрудник мог наращивать и использовать свой трудовой и творческий потенциал и благодаря этому содействовал достижению целей предприятия, а так же поддерживал деятельность других сотрудников в этом направлении.
Цель курсовой работы:
Показать управление персоналом как специфическую сферу управления; определить цели, субъекты, функции, методы управления персоналом.
Исследования в области
управления персоналом в течение
длительного времени
Данная проблема исследуется в работах Э.А.Уткина, А.Я. Кибанова и Д.К.Захарова, Э.Е. Сербиновского и других авторов. В работах этих исследователей дается попытка интеграции разработанных знаний в области руководства персоналом, набор правил принципов и технологий, которые могут быть использованы руководителями в эффективном управлении персоналом.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
Рассмотренные выше изменения,
происходящие в современном
производстве и связанные с резким повышением
значимости
человеческого фактора, выдвинули управление
персоналом на передний
план управленческой деятельности, стимулировали
бурное развитие
научных исследований в этой области.
Результатом усложнения и
обогащения деятельности по управлению
персоналом и ее изучения
явились разнообразные трактовки управления
персоналом в современной
литературе. Все определения управления
персоналом можно объединить в
несколько групп:
1. Мотивационные определения.
Управление персоналом,
пишет, например, и. Ворожейкин, это
«непрерывный процесс, направленный на
целевое изменение мотивации
людей, чтобы добиться от них максимальной
отдачи, а следовательно,
высоких конечных результатов» [5. стр.
359].
В этом и подобных ему
определениях выделена важнейшая,
стержневая функция управления персоналом.
Однако они отражают лишь
часть управленческой деятельности, оставляя
в тени множество других его
функций, которые будут рассмотрены далее.
2. Дескриптивные (описательные) дефиниции.
«Управление персоналом,
— указывает в своих трудах М.В. Грачев,
— это самостоятельный вид деятельности специалистов-менеджеров,
главной целью которых является повышение
производственной,
творческой отдачи и активности персонала;
ориентация на сокращение
доли и численности производственных
и управленческих работников; разработка
и реализация политики подбора и расстановки
персонала;
выработка правил приема и увольнения
персонала; решение вопросов,
связанных с обучением и повышением квалификации
персонала» [8. стр. 112].
В данном определении
раскрываются цель и ряд важнейших
функций управления персоналом. Его важным
достоинством является
конкретность в раскрытии содержания
деятельности по управлению
кадрами. Однако это определение, как,
впрочем, и другие дескриптивные
дефиниции, имеет, по меньшей мере, два
существенных недостатка: во-первых, оно
слабо отражает сущность и специфику управления
персоналом, во-вторых, перечисляет далеко
не все его важнейшие функции.
3. Телеологические (с точки зрения цели, задач) определения.
Телеологические дефиниции,
не претендуя на содержательную
полноту, вместе с тем отмечают важнейшее
качество управления
персоналом в системе предприятия — его
функциональную
направленность.
Учитывая важность целевых
определений управления персоналом
для выяснения его обобщающих, сущностных
характеристик,
представляется необходимым уточнить,
какие цели преследует
управленческая деятельность такого рода.
В современной литературе, как
правило, выделяют две группы целей менеджмента
персонала:
организационные и личные. «Управление
персоналом, — пишет, Егоршин— деятельность,
выполняемая на предприятиях, которая способствует
наиболее эффективному использованию людей (работников) для
достижения организационных и личных целей» [11. стр. 182].
Термин «эффективность
предприятия», несмотря на его широкую
распространенность, трактуется далеко
не однозначно. Одни авторы
определяют эффективность как получение
максимальной прибыли
(особенно широко подобные трактовки были
распространены в период
господства тейлористской модели управления);
другие ученые, которых
сегодня явное большинство, понимают эффективность
организации более
широко. Так, Р.Л. Кричевский выделяет две
группы критериев, или
показателей, эффективности коллектива
и соответственно управления
персоналом (в данном случае различия
между понятиями «коллектив» и
«предприятие» несущественны): психологические
и непсихологические. К
первым он относит удовлетворенность
членством в трудовом коллективе и трудом,
мотивацию членов коллектива, авторитет
руководителя,
самооценку коллектива; ко вторым, непсихологическим
критериям -
действенность, экономичность, качество,
производительность, нововведения, прибыльность
[16. стр. 258].
Безусловно, в данной
трактовке эффективности
коллективом отражены ее важнейшие проявления.
Однако столь детальная
и дифференцированная характеристика
эффективности трудно применима
на практике. К тому же некоторые показатели,
например
«удовлетворенность членством в коллективе»
и «самооценка коллектива»,
во многих отношениях перекрещиваются
друг с другом. Поэтому
представляется целесообразным использование
более конкретной и
простой трактовки эффективности управления
персоналом. В общей
форме можно сказать так: эффективность
управления персоналом - это
достижение организационных (применительно
к коммерческим
организациям — прибыльности и стабильности
предприятия и его
адаптируемости к будущим изменениям
ситуации при минимальных
затратах на персонал) и индивидуальных
(удовлетворенности трудом и
пребыванием на предприятии) целей [18.
стр. 59].