Управленческий анализ деятельности предприятий автомобильного транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:26, контрольная работа

Краткое описание

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей.
Управленческий анализ – это анализ деятельности предприятия с целью принятия оптимальных управленческих решений, в ходе которого решаются следующие основные задачи:
· аналитическая интерпретация информации, имеющейся в финансовой, управленческой, статистической, производственной отчетности для получения достоверных выводов с позиций основных групп пользователей;

Файлы: 1 файл

Копия Содержание.docx

— 27.26 Кб (Скачать)

1 Управленческий анализ деятельности  предприятий автомобильного транспорта.

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением  степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического  положения товаров и людей.

Управленческий  анализ  – это анализ деятельности предприятия с целью принятия оптимальных управленческих решений, в ходе которого решаются следующие  основные задачи:

·   аналитическая  интерпретация информации, имеющейся  в финансовой, управленческой, статистической, производственной отчетности для получения  достоверных выводов с позиций  основных групп пользователей;

·   мониторинг развития деятельности для выявления  неиспользованных возможностей повышения  конкурентоспособности организации.

От правильности управленческого анализа и принятых решений на основе его выводов зависит основной результат – прибыль, которая затем становится объектом финансового анализа.

Основные  этапы  анализа на автотранспорте:

А) анализ технического состояния основных средств;

Б) оценка использования времени;

В) оценка использования пробега;

Г) анализ загруженности машин.

Анализ по этим направлениям поможет выявить  резервы снижения затрат и определить, в отношении каких показателей  существует острая необходимость принятия управленческих решений.

А) Уровень применяемой в данной организации техники характеризуется показателями ее обновления и износа, а также возрастным составом оборудования.

Коэффициент обновления основных средств определяется  отношением стоимости вновь введенных в эксплуатацию основных средств за отчетный период к их первоначальной (восстановительной) стоимости на конец периода.

Стоимость поступивших ОС

Кобн = ___________________________________

Первоначальная  стоимость ОСк.г.

 

Степень износа характеризует техническое состояние  основных фондов. Коэффициент физического  износа определяется отношением суммы  начисленного износа за весь период использования  основных фондов к их первоначальной либо восстановительной стоимости.

 

∑ начисленной амортизации

Кизноса =    _________________________________

Первоначальная  стоимость ОС

 

Также техническое  состояние основных средств определяется таким показателем как срок обновления основных средств. Срок обновления показывает, сколько лет понадобится, чтобы полностью обновить имеющиеся основные средства. Для того чтобы рассчитать данный показатель, необходимо определить коэффициент обновления.

 

Срок обновления = 1 / Кобн

 

Уровень технического состояния основных фондов, позволяющий  в значительной мере судить о возможности  их использования и необходимости  замены, характеризуется возрастным составом рабочих машин и оборудования.

Для анализа  возрастного состава оборудования и машин его группируют по видам  и срокам службы, определяют удельный вес каждой возрастной группы в общем  количестве единиц действующего оборудования. Фактические сроки службы нужно сопоставить с нормативными по важнейшим видам оборудования, что позволит сделать вывод об уровне морального износа оборудования и основных направлениях его снижения.

Важным показателем  технического уровня производства является удельный вес прогрессивного оборудования в общем его количестве и стоимости. Повышение доли нового высокопроизводительного оборудования (для текущего и капитального ремонта машин и оказание других услуг) способствует росту производительности труда, увеличению объема услуг и снижению ее себестоимости.

Б) рациональность использования времени определяется, в первую очередь, тем, сколько отработанно дней каждой машиной на протяжении года. Для оценки степени использования машин на протяжении года рассчитывается коэффициент использования машин в работе (Км):

         

Км=  Количество отработанных дней автомобилями / Количество машино-дней нахождения в хозяйстве.

 

Снижение  величины данного коэффициента обусловлено  целодневными простоями машин вследствие, например, технической неисправности  или длительного нахождения в  ремонте. Для характеристики этого  явления определяется коэффициент  технической готовности машин (Kт..г):

 

                       Автомобиле-дни нахождения    — Автомобиле-дни в

                                      в хозяйстве                      ремонте

          Кт.г =   _______________________________________________

                          Автомобиле-дни нахождения в хозяйстве

 

Рассмотренные показатели не раскрывают результатов  использования машин в процессе рабочего дня. Не весь рабочий день они находятся в пробеге: часть  дня простаивают под погрузкой, разгрузкой и по другим причинам. Сокращение простоев является важным средством  повышения уровня использования  автотранспорта. Поэтому для характеристики степени использования автомашин  на протяжении рабочего дня рассчитывается коэффициент использования их рабочего времени (Кр):

 

                     Время нахождения машин в пробеге

           Кр =–––––––––––––––––––––––––––––––

                     Время нахождения машин в наряде

 

В) Ученые-экономисты, занимающиеся изучением деятельности предприятий автомобильного транспорта и организации перевозок товаров автомобильным транспортом, в том числе Егоров В. Ф. и Миротин Л. Б., считают, что высокая инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается только при эффективном его использовании и поэтому важно рационально определить маршруты перевозок, так как бывают случаи, когда грузовики делают порожние рейсы в одну и даже две стороны, не выполняя никакой полезной работы. Коэффициент использования пробега (Кп) рассчитывается следующим образом:

 

            Кп =  Пробег с грузом, км / Общий пробег, км

 

Уменьшение  этого коэффициента свидетельствует  об увеличении доли порожних рейсов, а следовательно, об ухудшении работы автопарка.

Г) Немаловажное значение для повышения эффективности работы грузовых машин имеет полнота их загруженности. Нередко машины большой грузоподъемности используются для перевозки маловесных грузов, в результате чего ухудшается использование автопарка. Для характеристики такого явления рассчитывается коэффициент Использования грузоподъемности машин (Кгр):

Кгр = Средняя загруженность 1 машины,т. / Средняя техническая грузоподъемность 1 машины, т.

Чтобы подсчитать величину средней  загруженности автомашины необходимо общий объем грузооборота, выраженный в тонно-километрах, разделить на пробег машин с грузом. 

                                                                          объем грузооборота (ткм)

Средняя загруженность  автомашины (т)  =    __________________________

пробег  машин с грузом (км)

 

Сводным показателем, отражающим все  результаты работы автотранспорта, является показатель себестоимости одного тонно-километра. Он рассчитывается делением всех расходов автохозяйства за год, квартал или месяц на весь грузооборот данного периода. Грузооборот – показатель объема работы, выполненной грузовым транспортом. Измеряется в тонно-километрах (ткм) (работа транспорта по перевозке 1т груза на расстояние 1км). Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки, и полученные произведения суммируются.

                ∑ расходов автохозяйства (руб.)

Себестоимость 1 ткм (руб.)  =  ________________________________

                   грузооборот (ткм)

Факторный анализ данного показателя проводится с помощью метода цепных подстановок. Расходы автохозяйства будут  являться количественным показателем, а грузооборот – качественным.

1 подстановка. С/с 1 ткм0 = ∑ расходов0 / грузооборот0

2 подстановка. С/с 1 ткм1 = ∑ расходов1 / грузооборот0

3 подстановка. С/с 1 ткм1 = ∑ расходов1 / грузооборот1

ΔС/с = С/с1 – С/с0

ΔС/с (∑ расходов) = С/с 1 ткм1 - С/с 1 ткм0

ΔС/с (грузооборот) = С/с 1 ткм1 - С/с 1 ткм1

Проверка: ΔС/с = С/с1 – С/с0 = ΔС/с (∑ расходов) + ΔС/с (грузооборот)

Если С/с1 < С/с0, то это оценивается положительно, так как снижение себестоимости дает возможность снизить цены на перевозки, привлечь большее число покупателей и увеличить размер прибыли.

 

2 Аудит доходов автотранспортной  организации

Транспортной отрасли  присущи определённые особенности:

1) специфика транспорта  как сферы экономики заключается  в том, что он сам не производит  продукцию, а только участвует  в её создании, обеспечивая производство  сырьём, материалами, оборудованием  и доставляя готовую продукцию  потребителю;

2) транспорт существенно  зависит от географических условий,  являясь средством заполнения  географических разрывов между  производством и потребителем; 

3) основными активными средствами труда являются транспортные средства; производство — фондоёмкое.

        Цели  проведения аудита транспортной  компании:

- оценка организации транспортного  процесса;

- оценка правильности  оформления транспортной документации;

- оценка соблюдения законодательства  в отношении транспортных услуг; 

- аудит транспортного  налога.

Процесс аудита финансовых результатов можно разделить  на 3 объекта:

1) аудит прибыли  (убытка) отчетного периода;

2) аудит налогооблагаемой  прибыли;

3) аудит чистой  прибыли.

Можно выделить основные группы искажений, связанных с доходами организации, и причин их возникновения:

- искажение прибыли вследствие необоснованного завышения величины затрат, включаемых в себестоимость услуг, неправильной оценки оказанных услуг, недостач товарно-материальных ценностей и расходов с дебиторами по претензиям;

- искажение финансового результата за счет включения в издержки производства или отнесение на прибыль расходов, подлежащих возмещению за счет чистой прибыли;

- сокрытие доходов посредством зачисления выручки от реализации услуг (или товаров, например, запасных частей) на другие балансовые счета.

Для проведения аудита автотранспортной организации необходимо использовать следующую информационную базу:

- приказ предприятия об учетной политике на отчетный год;

- формы бухгалтерской отчетности №№ 2, 4;

- данные аналитического и синтетического учета, первичные документы.

Изучая все  основные реквизиты первичных документов, аудитор призван убедиться в  достоверности этих документов и  оправданности (законности) проведенных  хозяйственных операций. Здесь аудитору необходимо проверить соблюдение требований, предъявленных к порядку оформления документации, а также уметь выявлять недоброкачественные или недействительные документы, которые можно определить по признакам нарушений, приведенных  в таблице. 
Таблица «Содержание и признаки нарушений при оформлении документов»

 
№ п/п

 
Содержание нарушений

 
Признаки нарушения

 
1.

 
При оправдательном документе отсутствует  распоряжение на осуществление операций.

 
Отсутствие подписей руководителей, выписок из приказов.

 
2.

 
Документы составлены с нарушением установленной формы.

 
Доверенности, счета, акты и т.п. составлены по произвольной форме.

 
3.

 
В одном и том же документе  не совпадают реквизиты.

 
Документы составлены от имени одной  организации, а печать (штампы) –  другой.

 
4.

 
В документах полностью или частично отсутствуют письменные реквизиты.

 
Отсутствие обязательных реквизитов, содержание операции сформулировано некорректно.

 
5.

 
Подписаны документы лицами, не имеющими на это права.

 
Денежные документы подписывает  кассир, накладные - завскладом и т.д.

 
6.

 
Подделка подписей, наличие подчисток, дописок, исправлений.

 
Следы подчисток, исправлений, дописок  и т.д.

 
7.

 
В документах письменные реквизиты  указывают на несвойственные для  данной организации операции.

 
В документах содержатся операции, которые  на самом деле не обоснованы (недействительны).

 
8.

 
Прослеживание данных расчетных и  платежных документов по одним и  тем же сделкам показывает их несоответствие.

 
Данные предъявленных счетов-фактур за оказанные услуги и платежных  поручений по оплате этих счетов не совпадают.

 
8.

 
Операции, проведенные по документам, недействительны.

 
Перечисление денежных средств  за оказанные услуги без предъявления счета-фактуры и без договора.


 

В ходе проведения аудита осуществляются контрольные процедуры, которые при проверке автотранспортных предприятий сводятся к следующему: проверка заключенных договоров позволяет установить осуществляется ли из заключение руководством экономического субъекта или лицами на то уполномоченными; проверка соответствия сделки законодательству Российской Федерации; осуществляется ли контроль за операциями в соответствии с указанными в должностных инструкциях полномочиями; своевременно ли отражаются операции на счетах бухгалтерского учета. Осуществление процедур по существу в ходе аудита сопровождается аналитическими процедурами, позволяющими определять взаимосвязи: остатков на счетах текущего периода с соответствующими остатками предыдущих периодов, оценки соотношения между остатками на счетах текущего периода с точки зрения их соответствия соотношениям, соответствующим условиям деятельности.

Оказание  транспортных услуг является не единственным видом деятельности автотранспортных предприятий. Они оказывают и  другие виды услуг: транспортно-экспедиционное обслуживание; платный ремонт транспортных средств; изготовление комплектующих  изделий и запасных частей. В связи с этим до начала проверки аудитор должен изучить организационные и технологические особенности хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия, определить характер, специализацию, масштабы и структуру каждого вида производственной деятельности, а затем планировать проверку, определять методы сбора доказательств.

При проверке доходов аудитору следует также выявлять факты несвоевременной оплаты покупателями приобретенных услуг, наличие дебиторской задолженности. В этом случае аудируемая организация должна предъявлять покупателю штрафные санкции, предусмотренные договором. Если такие санкции предъявлялись, то аудитору следует проверить правильность их начисления и своевременность уплаты покупателем. Если санкции не предъявлялись, аудитору следует внести предложение руководству аудируемой организации о принятии соответствующих мер. Если осуществлялось списание дебиторской задолженности с просроченным сроком исковой давности (3 года), аудитору следует проверить причины невзыскания задолженности (в т.ч. через суд), правильность отнесения задолженности на забалансовый счет и правильность списания суммы задолженности за счет чистой прибыли.

 


Информация о работе Управленческий анализ деятельности предприятий автомобильного транспорта