Учёт затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Формирование затрат производства является ключевым и одновременно наиболее сложным элементом формирования и развития производственно-хозяйственного механизма предприятия охваченного системой управленческого финансового учета.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Задачи учета затрат на производство…………………………………….3
Основные принципы организации учета затрат на производство……...4
Понятие затрат и их классификация……………………………………...5
Методы учета затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции………………………………………………………………….12
Попроцессный метод………………………………………………..…..14
Попередельный метод…………………………………………………...17
Позаказный метод……………………………………………………….22
Нормативный метод…………………………………………..………….27
Учет затрат на производство по статьям калькуляции………………………………………………..………………30
Практическая часть……………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………………..40
Список литературы……………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

учет затрат.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

   Отобранные партии сырья и материалов могут использоваться в течение смены, дня, нескольких дней и недель.

   По мере использования  сырья и материалов соответствующих партий обычно составляют оперативно-производственные или ежемесячные производственные отчеты, а также сводные технические отчеты об использовании сырья и материалов в производстве.

    Метод партионного учета  и контроля использования сырья  и материалов широко применяется в организациях химической, нефтехимической, химико-фармацевтической и пищевой промышленности, организациях черной и цветной металлургии. При использовании инвентарного метода по истечении смены, суток пятидневки или другого периода проводят инвентаризацию остатков неизрасходованного сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов на производство определяют прибавлением к остатку сырья и материалов на начало периода поступления сырья и материалов и вычитанием из полученной суммы остатка сырья и материалов на конец периода.

   Нормативный расход  сырья и материалов определяют  умножением выработанной продукции на норму расхода сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов по каждой калькуляционной группе сравнивают с нормативным и устанавливают отклонения от норм, которые затем распределяются по соответствующим объектам учета затрат пропорционально нормативным затратам и определяют причину и виновников (инициаторов) выявленных отклонений. Для систематизации и анализа отклонений от нормы в организациях разрабатывают номенклатуру причин и определяют возможных виновников.

  Инвентарный метод контроля за использованием сырья и материалов особенно широко применяют в мясной, молочной, пищевой промышленности, а также в металлургии, электроэнергетике, химической промышленности.

   По истечении одного месяца  цехи составляют отчеты о расходе сырья и материалов, где указывают нормативные и фактические расходы материалов на каждый вид продукции или на несколько видов продукции в целом. В отчетах дается объяснение причин перерасхода или экономии по материалам. Па основании этих отчетов цехов бухгалтерия составляет по каждому синтетическому счету в отдельности ведомости (машинограммы) распределения материалов, где расход сырья и материалов отражается по каждому аналитическому счету, открываемому в развитие синтетических производственных счетов.

Во многих отраслях и  производствах распределение сырья  и материалов по видам продукции осуществляется прямым путем, так как в первичных документах по их расходованию указывается вид (код) изделия. Однако в ряде отраслей и производств сырье и материалы расходуются на группу изделий, поэтому по видам продукции они распределяются косвенно-нормативным или коэффициентным способом.

   При нормативном  способе фактически израсходованные сырье и материалы распределяют по видам продукции пропорционально расходу их по норме.

  При коэффициентном способе основой распределения является коэффициент содержания, показывающий соотношение потребления сырья и материалов по каждому изделию.   

   Расход вспомогательных материалов учитывают обычно так же, как и основных. Однако между объектами калькуляции они распределяются, как правило, косвенным путем: пропорционально сметным ставкам, которые устанавливают на единицу продукции исходя из нормы расхода вспомогательных материалов на технологические цели, и их плановой себестоимости. Ставки пересматривают по мере изменения норм расхода или цен.

   Если затраты на вспомогательные  материалы составляют значительную величину, то они могут быть выделены в самостоятельную статью калькуляции. В этом случае стоимость израсходованных вспомогательных материалов распределяется между видами продукции таким же образом, как и стоимость основных материалов.

   По статье «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций» отражают затраты на покупные изделия и полуфабрикаты, используемые данной организацией для производства готовой продукции. В эту же статью включаются затраты на оплату услуг производственного характера (выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, обработке сырья и материалов, внутризаводскому перемещению сырья и материалов и др.), оказываемых сторонними организациями, которые могут быть прямо отнесены на себестоимость отдельных изделий. В остальной части работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями, относятся на другие статьи затрат в зависимости от характера работ и услуг.

   В статье «Покупные  комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций» допускается выделение обособленно калькулируемых полуфабрикатов собственного производства. При этом под полуфабрикатами собственного производства понимаются продукты, полученные в отдельных цехах (переделах), еще не прошедшие всех установленных технологическим процессом операций и подлежащие доработке в последующих цехах (переделах) той же организации укомплектованию в изделия.

   Для контроля  за использованием и движением  полуфабрикатов составляют оперативный баланс движения полуфабрикатов, в котором по каждому их виду отражают остаток в цехе на начало месяца, поступление за месяц (изготовлено в цехе, поступило со склада, исправление брака), расход за месяц (также по направлениям) и остаток на конец месяца. Баланс составляет обычно диспетчерская служба по накопительным документам, в которых отражают первичные данные о получении и передаче полуфабрикатов. При проведении инвентаризации данные о фактических остатках по балансу сопоставляют с учетными и выясняют причины расхождений.

   Покупные полуфабрикаты  предназначены для производства  конкретных изделий и обычно прямым путем относятся на эти изделия. При невозможности прямого учета покупные полуфабрикаты распределяют между изделиями способами, указанными для распределения сырья и основных материалов.

   По статье «Топливо и энергия на технологические цели» отражают стоимость израсходованного топлива, электроэнергии, кислорода и других энергоресурсов, горячей и холодной воды, пара, сжатого воздуха, холода, непосредственно расходуемых в процессе производства продукции.

   Расход различных  видов энергии по отдельным  цехам и другим участкам определяют по счетчикам и приборам. При отсутствии счетчиков и приборов энергетические ресурсы распределяют между соответствующими объектами способами, в большей мере соответствующим особенностям производства, - пропорционально числу отработанных машино-часов, нормативным (сметным) ставкам на единицу продукции, объему работы механизмов с учетом их мощности и др.

    Стоимость  топлива и энергетических расходов между отдельными видами продукции распределяют в ведомости распределения услуг вспомогательных производств и хозяйств. При этом энергетические расходы распределяют между отдельными видами продукции исходя из норм их расхода и действующих цен.

   Помимо методов  оценки израсходованных материальных  запасов, используемых в финансовом учете, в управленческом учете можно использовать методы оценки материальных затрат, используемых в зарубежной практике, - методы ХИФО, ЛОФО, перманентной переоценки, оценки по твердым ценам, цены концерна, цены приобретения, цену дня, учетную цену.

   При использовании метода  ХИФО израсходованные материалы или товары оценивают по самой высокой цене приобретения независимо от срока закупки.

  Метод ЛОФО предполагает, наоборот, использование самой низкой цены для оценки израсходованных товарно-материальных ценностей независимо -от сроков их приобретения. Разницу между фактической и учетной стоимостью товарно-материальных ценностей при использовании методов ХИФО и ЛОФО списывают на финансовые результаты организации.

  При методе перманентной переоценки израсходованные материалы оценивают по текущим рыночным ценам на дату их списания. Разницу в оценке материалов рассматривают как результат деятельности службы снабжения.

   При использовании оценки по твердым ценам материалы учитываются в течение года по заранее установленным ценам и тарифам независимо от текущих цен закупки. Отклонение фактической себестоимости материалов от их стоимости по твердым ценам списывают в конце учетного периода.

   Цена  концерна - это цена продажи товарно-материальных ценностей внутри корпорации, цена приобретения - фактическая цена в момент покупки, цена дня - цена, по которой товарно-материальные ценности закуплены в день приобретения.

   Учетная  цена определяется как средневзвешенная цена закупки товарно-материальных ценностей.

Выбор метода оценки израсходованных  материальных запасов зависит от конкретных условий хозяйственной деятельности. Обычно при невысокой рентабельности для оценки израсходованных материалов используют методы, обеспечивающие наименьшую стоимость израсходованных материалов (ЛОФО и др.). При высокой рентабельности используют методы высокой оценки израсходованных материалов (ХИФО и др.).

Управление материальными запасами

Запасы товарно-материальных ценностей должны соответствовать нормативам, установленным администрацией. При определении нормативов принимают во внимание планируемые объемы производства продукции, сложившуюся динамику цен на материальные ценности, надежность поставщиков и транспортных организаций, специфические особенности закупаемых сырья и материалов, наличие складских помещений у организации и ряд других факторов.

При высоком уровне организации  снабжения и производственного  процесса организации должны стремиться к установлению минимальных нормативов материальных запасов, что позволит снизить потери из-за порчи при хранении сырья и материалов, снизить затраты на их хранение и страхование, увеличить доходы с оборотного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть.

   Производственная организация  “Евростиль” занимается изготовлением  пластиковых окон на заказ.  Поэтому в организации применяется  позаказный метод учета затрат.

   В данной компании работают 1 подсобный рабочий и 2 специалиста  в области производства пластиковых окон.

   На балансе организации  числится прессовочный станок  с первоначальной стоимостью 110 000 рублей и аппарат для склеивания  пластиковых окон первоначальная  стоимость которого составляет 70 000 рублей.

   Для начисления амортизации организация выбрала линейный метод начисления амортизации. Срок нормативной службы станков составляет 10 лет. Тогда годовая норма амортизации составит:

   ( 110 000 + 70 000) / 10 = 18 000 рублей, а  ежемесячная норма амортизации 

   ( 18 000 / 12 ) = 1 500 рублей.

Для производственной деятельности производственная организация “Евростиль” производит аренду. S = 30 м, ежемесячная арендная плата составляет 1 000 рублей.

   Коммунальные платежи составляют  ежемесячно 1 500 рублей.

Организации поступило два заказа от юридического и физического лица.

   Для выполнения заказа  для физического лица были  приобретены материалы на сумму  в 5 000 рублей. Заработная плота  специалиста по этому заказу  составит 5 500 рублей.

   Для выполнения заказа  для юридического лица были приобретены материалы на сумму в 6 000 рублей. Заработная плота специалиста по этому заказу составит 6 500 рублей.

   Сумма косвенных расходов  по этому заказу составят 

( 1 500 + 1 000 + 1 500 ) = 4 000 рублей.

   Распределим их между  двумя заказами:

4 000 / (5 500 + 6 500) * 5 500 = 1 833 рублей

4 000 / (5 500 + 6 500) * 6 500 = 2 167 рублей

  

19 Марта были приобретены материалы  для двух заказов на сумму  11 000 рублей:

    Дебет счета 10-1 “Основные  материалы”

Кредит счета 50 “Касса” 11 000 рублей

  

19 Марта материалы переданы в  производство.

Дебет счета 20 “Основное производство” 

Дебет счета 10-1 “Основные материалы” 11 000 рублей

 

25 Марта была начислена заработная  плата специалисту по двум  заказам:

Дебет счета 20 “Основное производство”

Кредит счета 70 “Расчеты с персоналам по оплате пруда”

 

 Также была начислена заработная  плата и подсобному рабочему.

Дебет счета 20 “Основное производство” 

Кредит счета 25 “Общепроизводственные  расходы”

 

   Рассчитаем полную себестоимость  заказа для физического лица.

5 000 + 5 500 + 1 833 = 12 333 рублей

   Рассчитаем полную себестоимости  заказа для юридического лица.

6 000 + 6 5000 + 2 167 = 14 667 рублей

  

29 Марта производство было завершено.

Дебет счета 43 “Готовая продукция” 

Кредит счета 20 “Основное производство” 27 000 рублей

  

3 Апреля готовая продукция была  продана 

Дебет счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”

Кредит 90-1 “Продажа” 37 800 рублей

  

Отчислена сумма в бюджет НДС

Дебет счета 90-2 “Налог на добавленную  стоимость”

Кредит счета 68 “Расчеты с налогом  и сбором” 6840 рублей

  

Информация о работе Учёт затрат