Учёт по центрам затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:12, реферат

Краткое описание

Центр затрат - это любая единица деятельности организации выделяемая в учете для осуществления контроля за затратами дан¬ной единицы. Предполагается, что в этой единице можно организо¬вать нормирование, планирование, учет использованных ресурсов, оценку их использования и определить ответственного за расходы.

Файлы: 1 файл

реферат БУ.doc

— 115.50 Кб (Скачать)


Учет по центрам затрат

   Центр затрат - это любая единица деятельности организации выделяемая в учете для осуществления контроля за затратами дан­ной единицы. Предполагается, что в этой единице можно организо­вать нормирование, планирование, учет использованных ресурсов, оценку их использования и определить ответственного за расходы.

   Центром затрат могут быть отдельное рабочее место (например, по сборке какого-либо объекта), отдельная производственная опера­ция или несколько операций, имеющих одинаковую характеристику, отдельный станок или группа станков, бригада, участок, цех или дру­гая часть организации; соответствующая организационная единица может подразделяться на отдельные центры затрат. Основой выделе­ния центров затрат является единство выполнения операций и функ­ций и используемого оборудования.

    Выбор центров затрат зависит от организационных и других осо­бенностей организации, а также от целей, поставленных ее руковод­ством. Следует учитывать, что с увеличением центров затрат эффек­тивность контроля за затратами повышается с одновременным уве­личением расходов на ведение учета. Менеджеры должны установить оптимальное сочетание затрат на ведение учета с эффектом осуще­ствления контроля за затратами по каждому центру затрат.

    На выбор центров затрат большое значение оказывает возмож­ность закрепления ответственности руководителей структурных под­разделений и исполнителей за затраты по каждому центру. В связи с этим центры затрат создаются в соответствии с детализированной схе­мой организации предприятия и перечнем должностных обязаннос­тей каждого работника организации. При необходимости в должност­ные обязанности работников вводятся соответствующие изменения.

 

 

    Определение центров затрат начинают с низшего уровня управ­ления затратами - отдельных исполнителей. За каждым исполните­лем закрепляют ответственность за те затраты, величина которых за­висит от него.

    После установления центров затрат первого уровня определяют центры затрат второго, третьего и последующих уровней. При этом центры затрат последующих уровней могут включать ответственность за затраты как данного уровня, так и за затраты центров предшеству­ющих уровней.

     По каждому центру затрат ответственность соответствующих ру­ководителей или исполнителей устанавливается только по контроли­руемым ими расходам. При установлении контролируемых расходов часто возникают проблемы, поскольку многие расходы могут конт­ролироваться частично.

    При отнесении расходов к контролируемым и неконтролируемым необходимо учитывать уровень управления и время осуществления расходов. Сущность влияния уровня управления заключается в том, что одни и те же расходы могут быть неконтролируемыми на одном уровне и контролируемыми на другом.

    Например, заработная плата начальника цеха является неконтролируемой ста­тьей расходов на уровне цеха, но она является контролируемой на уровне руко­водителя организации, утверждающего штатное расписание.

    Фактор времени также влияет на контролируемость отдельных затрат.

    Например, сумма арендной платы за какие-либо активы в течение срока дей­ствия договора на аренду является неконтролируемой. Однако в перспективе сум­ма арендной платы может быть изменена или может быть принято решение о приобретении в собственность соответствующих активов.

 

 

 

      После выбора центров затрат по каждому из них составляют смету затрат, включая в них только те затраты, которые непосредственно кон­тролируются исполнителем или другим ответственным за расходы.

    Для организации контроля затрат по каждому центру важное зна­чение имеет учет фактических расходов по каждому центру. Для это­го на каждый центр затрат, как правило, открывают отдельный ана­литический счет по учету затрат на производство, каждому центру присваивают определенный номер (шифр затрат).

    Прямые расходы учитывают по центрам затрат на основании пер­вичных документов, в которых проставляют шифры затрат. Косвен­ные расходы по центрам делятся на два вида:

•    непосредственно относящиеся к данному центру затрат;

•    распределяемые из других центров затрат.

  Некоторые организации относят на затраты центра только те на­кладные расходы, которые возникают в данном центре. Ставка наклад­ных расходов по таким центрам определяется делением суммы на­кладных расходов на объем продукции (работ, услуг) данного цент­ра, который может быть выражен в единицах изделий их стоимости человеко- или машино-часах, прямой заработной плате. Остальные накладные расходы в таких организациях распределяют по соответ­ствующим ставкам, минуя центры затрат.

     В организациях, распределяющих накладные расходы обоих ви­дов, применяют ставки распределения накладных расходов по видам накладных расходов.

   Эффективность функционирования центров затрат во многом за­висит от содержания отчетов по центрам затрат. Основными прин­ципами этой отчетности являются:

    •    включение в отчет только контролируемых расходов;

    •    укрупнение показателей отчетности по центрам по мере восхож­дения

 

 

от низшего уровня управления к высшему;

    • включение в отчет информации об отклонениях, позволяющей ре­ализовать принцип управления по отклонениям. Сущность принципа управления по отклонениям заключается в предположении о том, что менеджеру более высокого уровня уп­равления нет необходимости оперативно контролировать отдельные расходы и доходы центров ответственности низших уровней управ­ления, если их величины существенно не отличаются от заданных. Если же отклонения по расходам и доходам существенны (обычно более 5%), то менеджерам более высокого уровня управления пред­ставляется дополнительная информация, объясняющая возникшие отклонения в соответствующем центре ответственности. На основе дополнительной информации менеджер принимает решения в преде­лах своих полномочий или представляет соответствующую информа­цию вышестоящему руководителю.

    Пример составления отчетов центрами затрат различного уровня приведен в таблице 1.

 

Таблица 1

 

ОТЧЕТЫ ОБ ИСПОЛНЕНИИ СМЕТЫ ЦЕНТРОВ ЗАТРАТ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ, ТЫС.  РУБ.

 

Контролируемые затраты

 

Затраты

 

Отклонения по затратам (+, -)

 

по смете

 

за месяц

 

за месяц

с начала года

1

 

2

 

3

 

4

 

5

Отчет мастера отделения № 1

1. Материалы

 

100

 

98

 

-2

 

-1

 

 

 

Продолжение таблицы 1

 

1

2

3

4

5

2. Заработная плата прямая

 

50

 

51

 

+1

 

+0,5

 

3. Заработная плата обслуживающих рабочих

 

22

 

22,5

 

+0,5

 

+0,3

 

4. Топливо и энергия на технологические цели

 

18

 

19

 

+1

 

+0,7

 

5. Эксплуатация и ремонт оборудования

 

20

 

19,5

 

-0,5

 

-0,5

 

6. Прочие расходы

 

10

 

10,5   ••

 

+0,5

 

-0,3

 

7. Итого затрат

 

220

 

220,5

 

+0,5

 

-0,3

 

Отчет начальника цеха № 1

 

1 . Содержание аппарата управления цеха

 

40

 

41

 

+1

 

-

 

2. Содержание прочего цехового персонала

 

30

 

29

 

-1

 

-2

 

3. Содержание текущего ремонта здания, сооружений, инвентаря

 

100

 

102

 

+2

 

-1

 

4. Непроизводительные расходы

 

  X

 

2

 

+2

 

+5

 

5. Прочие расходы цеха

 

30

 

29

 

-1

 

-3

 

6. Итого расходы цеха

 

200

 

203

 

+3

 

-1

 

7. Расходы отделений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№1

 

220

 

220,5

 

+0,5

 

-0,3

 

№2

 

200

 

205

 

+5

 

+7

 



Продолжение таблицы 1

 

1

2

3

4

5

№3

 

280

 

278

 

-2

 

-3

 

Итого расходы отделений

 

700

 

703,5

 

+3,5

 

+3,7

 

8. Всего расходы по цеху

 

900

 

906,5

 

+6,5

 

+2,7

 

Отчет заместителя директора по экономике

 

1 . Расходы на управление организацией

 

200

 

206

 

+6

 

+10

 

2. Общехозяйственные расходы

 

200

 

195

 

-5

 

-7

 

3. Налоги, сборы и отчисления

 

100

 

100

 

-

 

+1

 

4. Непроизводительные расходы

 

X

 

50

 

+50

 

+100

 

5. Итого - общие расходы по организации

 

500

 

551

 

+51

 

+104

 

6. Расходы цехов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№1

 

900

 

906,5

 

+6,5

 

+2,7

 

№2

 

800

 

790,5

 

-9,5

 

-2,7

 

№3

 

1000

 

1005

 

+5

 

+10

 

Итого:

 

2700

 

2702

 

+2

 

+10

 

7. Всего затраты организации

 

3200

 

3253

 

+53

 

+114

 

Информация о работе Учёт по центрам затрат