Учёт налогов и сборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бухгалтерско-финансового учета расчетов по налогам и сборам.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативно-правовое регулирование налогов и сборов;
- раскрыть синтетический и аналитический учёт налогов и сборов;
- раскрыть организацию учета расчетов по налогам и сборам в исследуемой организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА НАЛОГОВ И СБОРОВ………… 5
1.1 Нормативно-правовое регулирование налогов и сборов 5
1.2 Синтетический и аналитический учёт налогов и сборов 10
2. РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ.…………………………………... 14
2.1 Учет налога на добавленную стоимость 14
2.2 Учет налога на доходы физических лиц 22
2.3 Учет транспортного налога 28
2.4 Учет налога на имущества 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 39

Файлы: 1 файл

Учёт по налогам и сборам.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

В методическом разделе  учетной политики должны быть оговорены конкретные способы ведения бухгалтерского и налогового учета, принятые при формировании учетной политики предприятия и подлежащие раскрытию в бухгалтерской отчетности.

К таким способам, в  частности, относятся способы амортизации  основных средств, нематериальных и  иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Таким образом, в настоящее  время сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета, на основании которой преимущественно ведут расчеты по налогам и сборам.

 

1.2 Синтетический и аналитический учёт налогов и сборов

 

Расчеты с бюджетом означают обязательства организации по уплате налогов, перечень которых устанавливается Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

Все налоги и сборы  подразделяются на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам  и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

Региональными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются  федеральным законодательством  и законами субъектов Российской Федерации. При введении в действие региональных налогов законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются некоторые элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах норм, установленных федеральным законодательством), порядок и сроки уплаты налогов. При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут предусматривать налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиками.

К региональным налогам  относятся: налог на имущество организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес.

Местные налоги устанавливаются  федеральным законодательством  и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах норм, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога. Порядок применения налоговых льгот также определяется местными властями.

К местным налогам  относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Российское налоговое  законодательство предусматривает  применение специальных налоговых режимов. Ими являются:

- система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей  в виде единого сельскохозяйственного  налога;

- упрощенная система  налогообложения;

- система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции для предприятий-инвесторов, осуществляющих поиск, добычу  и разведку минерального сырья.

В настоящее время  бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам осуществляется в разрезе их видов. Такой методологический подход к учету обязательств организации перед бюджетом объясняется необходимостью обобщения информации о состоянии расчетов по налогам, которые различны по своему экономическому содержанию. Именно поэтому Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в редакции от 08.11.2010г.); предусматривается применение счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» по их видам. Выполнение этих рекомендаций возможно, если каждая организация разработает свои правила по аналитическому и синтетическому учету каждого вида налога, исходя из особенностей своей деятельности и общих требований, вытекающих из нормативных актов бухгалтерского учета и положений, установленных НК РФ.

Так, учетная политика организации включает рабочий план счетов, который отражает систему  синтетических счетов, субсчетов  первого и второго порядка, их назначение, порядок использования  в зависимости от специфики функционирования организации, потребностей в уровне детализации с целью обеспечения нужных для обоснования расчетов с бюджетом данных.

Для примера приведем фрагмент рабочего плана счетов ООО «Сапсан» по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» (табл.2).

Таблица 2

Фрагмент рабочего плана  счетов ООО «Сапсан» по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Код

Наименование

Вал

Кол

Заб

Акт

Субконто 1

Субконто 2

68

Расчеты по налогам и сборам

 

 

 

 

 

 

АП

 

 

 

 

68.1

Налог на доходы физических лиц

 

 

 

 

 

 

АП

Виды платежей в бюджет

 

 

68.2

Налог на добавленную  стоимость

 

 

 

 

 

 

АП

Виды платежей в бюджет

 

 

68.4

Налог прибыль  организаций

 

 

 

 

 

 

АП

 

 

 

 

68.4.1

Расчеты с бюджетом

 

 

 

 

 

 

АП

Виды платежей в бюджет

Бюджеты

68.4.2

Расчет налога на прибыль

 

 

 

 

 

 

АП

 

 

 

 

68.7

Транспортный налог

 

 

 

 

 

 

АП

Виды платежей в бюджет

 

 

68.8

Налог на имущество

 

 

 

 

 

 

АП

Виды платежей в бюджет

 

 

68.10

Прочие налоги и сборы

 

 

 

 

 

 

АП

Виды платежей в бюджет

 

 

 

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты  
(в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму налога на доходы физических лиц и т.д.).

По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

Типовые записи по учету расчетов по налогам и сборам приведены в приложении 1.

 

 Глава 2. РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

2.1 Учет налога на добавленную стоимость

 

Порядок исчисления и  уплаты налога на добавленную стоимость регулируется гл. 21 НК РФ.

Объект налогообложения  по НДС установлен в ст. 146 НК РФ. К  нему относятся следующие операции:

- реализация товаров,  работ или услуг на территории  России, в том числе реализация  предметов залога и передача  товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

- передача на территории  России товаров, выполнение работ  или оказание услуг для собственных  нужд, расходы на которые не  принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

- выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на  территорию Российской Федерации  и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

В целях гл. 21 передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказанных услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров, работ или услуг.

Момент определения  налоговой базы по НДС регулируется ст. 167 НК РФ. Налогоплательщики с обычным (недлительным) циклом производства формируют налоговую базу либо на дату отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) и имущественных прав, либо на дату их оплаты (в том числе частичной). Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из указанных дат.

Для налогоплательщиков с длительным производственным циклом момент определения налоговой базы устанавливается как:

1) день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания  услуг);

2) наиболее ранняя из дат:

- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных  прав);

- день оплаты, частичной  оплаты в счет предстоящих  поставок товаров (выполнения  работ, оказания услуг), передачи  имущественных прав.3

Все особенности расчета  налоговой базы по НДС прописаны в ст. ст. 153 - 162 НК РФ. Отметим только те требования, которые чаще всего приходится выполнять на практике.

При определении налоговой  базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных  прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ и услуг), имущественных прав, которые получены им в денежной или натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.

Если выручка организации  или индивидуального предпринимателя выражена в иностранной валюте, то она пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, или на дату фактического осуществления расходов. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1, 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7, 3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ (товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта; товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и др.), полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центробанка на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из цен, исчисленных в порядке, который предусмотрен ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС в случаях:

- реализации товаров,  работ или услуг по товарообменным (бартерным) операциям;

- реализации товаров  (работ, услуг) на безвозмездной основе;

- передачи права собственности  на предмет залога залогодержателю  при неисполнении обеспеченного  залогом обязательства;

- передачи товаров  (результатов выполненных работ,  оказанных услуг) при оплате  труда в натуральной форме.

При получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. Это положение не распространяется на налогоплательщиков с длительным производственным циклом, избравших момент определения налоговой базы «по отгрузке». Суммы полученной оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в налоговую базу они не включают.

Если продается имущество, которое подлежит учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, с учетом налога и акцизов (для подакцизных товаров) и стоимостью реализуемого имущества (или его остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Если налогоплательщик использует товары, выполняет работы или оказывает услуги для собственных  нужд и эти расходы не принимаются  к вычету (в том числе и посредством  амортизационных отчислений) при  исчислении налога на прибыль организаций, налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров, работ или услуг. Эта стоимость исчисляется исходя из цен реализации идентичных (а если таковых нет, то однородных) товаров (аналогичных работ или услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде. Если такие операции у организации отсутствовали, применяются рыночные цены с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При выполнении строительно-монтажных  работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.

Когда товар ввозится на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, то порядок определения налоговой базы по НДС следующий. При ввозе товаров налоговая база определяется как сумма:

- таможенной стоимости  этих товаров;

- таможенной пошлины,  подлежащей уплате;

- акцизов (по подакцизным  товарам), подлежащих уплате.

При ввозе на территорию РФ продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.

Налоговая база по НДС определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.4

Размеры ставок НДС перечислены  в ст. 164 Кодекса.

Для исчисления НДС используются три общие ставки - 0, 10 и 18% и две  расчетные - 10/110 и 18/118.

Ставка 0% используется при  экспортных операциях, которые перечислены  в п. 1 ст. 164 НК РФ.

Ставка 10% используется в  отношении ряда продовольственных  товаров, товаров для детей, периодических  печатных изданий и медицинских  товаров отечественного и зарубежного производства (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Коды видов продукции, облагаемых НДС по ставке 10%, в соответствии с Общероссийским классификатором  продукции, а также Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.

Информация о работе Учёт налогов и сборов