Учёт и анализ деятельности торговых организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом изучение подобных особенностей очень важно для того чтобы четко и правильно организовать торговую деятельность, вести бухгалтерский учет. Из всего вышесказанного можно сказать, что тема данной работы очень актуальна на сегодняшний день.
Цель данной работы - изучение деятельности торговых организаций.

Оглавление

Введение
1. Торговая деятельность как объект бухгалтерского учёта
1.1 Сущность, понятия и виды торговли
1.2 Объект торговли
1.3 Особенности учётной политики на предприятиях торговли
2. Бухгалтерский учёт деятельности торговых организаций
2.1 Учёт поступления товаров
2.2 Учёт расчетов с поставщиками и покупателями
2.3 Договор поставки
3. Анализ деятельности ООО «ЕВРОКЛИМАТ-С»
3.1 Анализ прибыли и рентабельности
3.2 Анализ показателей по труду
3.3 Анализ основных средств
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ГБОУ РМ СПО.docx

— 115.79 Кб (Скачать)

В ГК РФ теме комиссии посвящена  гл. 51. Согласно п. 1 ст. 990 ГК РФ «По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента». При заключении сделки между комиссионером и третьим лицом (покупателем) права и обязанности, вытекающие из условий сделки, приобретает комиссионер, хотя, как уже говорилось выше, он не является собственником товара, являющегося объектом сделки. В комиссионной торговле комиссионер не тратит свои средства на закупку товаров, т. е. финансовые вложения в этот вид торговли ниже, чем в другие. Однако комиссионер, как и продавец собственного товара, отвечает по всем обязательствам, вытекающим из сделки розничной купли-продажи.

ГК РФ предусматривает  ответственность комиссионера перед  комитентом за сохранность переданного  ему для продажи имущества (товара), а также за выполнение указаний комитента. Согласно ст. 998 ГК РФ комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу  или повреждение находящегося у  него имущества комитента. Но при  этом на основании той, же статьи комиссионер  не обязан страховать имущество, переданное ему комитентом, кроме случаев, когда  это предусматривается условиями  договора комиссии, является обычаем  делового оборота (однако это условие  при возникновении споров по данному  вопросу потребует доказательств) или непосредственными указаниями комитента. В последнем случае товар  страхуется за счет комитента. В обязанности  комиссионера входит также исполнение условий сделки на наиболее выгодных для комитента условиях. Если сделка купли-продажи была заключена комиссионером  на условиях, более выгодных, чем  те, на которые рассчитывал комитент, выгода делится поровну между  комитентом и комиссионером (кроме  случаев, когда договор комиссии предусматривает иное). Если же комиссионер  продал товар по цене ниже той, что  была установлена комитентом, он обязан возместить последнему понесенные убытки, если не докажет, что своими действиями предупредил еще большие убытки и не имел возможности ни продать  товар по условленной цене, ни согласовать  свои действия с комитентом. Обязанность  комиссионера по охране прав комитента, касающихся его имущества, в том  числе и выявление дефектов товара, переданного на комиссию, и немедленное  уведомление об этом комитента, выгодно  и самому комиссионеру. Ведь покупатель заключает сделку розничной купли-продажи  с ним, и, следовательно, как уже  говорилось выше, комиссионер несет  по ней ответственность, предусмотренную  российским законодательством. Так  как в ряде случаев комиссионная торговля предполагает торговлю товарами, частично утратившими свои потребительские  свойства либо в процессе эксплуатации, либо в результате незначительных производственных дефектов, не мешающих безопасно использовать приобретаемую вещь по прямому назначению, покупатель должен быть предупрежден об имеющихся дефектах и иных особенностях товара, снижающих его потребительские качества. Однако при выявлении недостатков, не оговоренных при заключении сделки купли-продажи, покупатель вправе предъявить претензии о ненадлежащем качестве товара продавцу, т. е. в данном случае комиссионеру. Поэтому комиссионеру во избежание конфликтных ситуаций, выгодно иметь подробную и достоверную информацию о принятом на комиссию товаре, а в случае обнаружения неуказанных дефектов до момента продажи товара – уведомить об этом комитента. Кроме того, согласно Правилам комиссионной торговли непродовольственными товарами в случае, когда на комиссию принимается товар, в отношении которого должна быть представлена информация о подтверждении соответствия товара установленным требованиям, сроках годности или сроках службы, однако такая информация отсутствует, комиссионер при продаже такого товара обязан представить покупателю информацию о том, что соответствие товара установленным требованиям должно быть подтверждено, на него должен быть установлен срок годности или срок службы, но сведения об этом отсутствуют.

Комиссионер вправе требовать  от комитента, помимо комиссионного  вознаграждения, также возмещения расходов, связанных с исполнением договора комиссии, кроме расходов на хранение товара, если договором не предусмотрено  иное.

Особое внимание следует  уделять правовым аспектам торговли и торговых отношений, поскольку  невозможно организовать нормальную работу торгового предприятия (независимо от организационно-правовой формы), зная и выполняя одни законы и нарушая  законодательство (пусть даже по незнанию) в других областях. Если в крупных  фирмах правовыми вопросами занимаются юридические отделы, то на небольших  предприятиях и у индивидуальных предпринимателей такой возможности  нет. В ситуации, когда незнание правовой базы, регулирующей торговую деятельность, может привести и к конфликтам, и к серьезным убыткам, добросовестному  бухгалтеру волей-неволей приходится заниматься не только бухгалтерским  учетом, но и знать хотя бы азы  гражданского права в части, касающейся торговли. Думаем, что такой подход к делу поможет сберечь деньги и нервы как покупателю, так и продавцу и избавит организацию от досадных ошибок, зачастую приводящих к весьма серьезным последствиям.

1.2 Объект торговли.

Непосредственным объектом торговых операций является товар. Объекты  торговли, их свойства и показатели определяются в п. 4 гл. 2 Государственного стандарта «Торговля. Термины и определения». Согласно этому стандарту товаром является любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Госстандарт подразделяет общее понятие «товар» на товары народного потребления и товары производственного назначения. Товары народного потребления (ТНП) – это товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Товарами производственного назначения являются согласно определению товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности. Таким образом, объектом оптовой торговли являются товары производственного назначения, тогда как товары народного потребления – это объект розничной торговли. Хотя в примечании к определению товаров производственного назначения как пример приводятся строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, технологическое оборудование, топливно-сырьевые товары и иное, мы можем сделать вывод, что один и тот же товар может являться как товаром народного потребления, так и товаром производственного назначения в зависимости от цели его приобретения (а, следовательно, и от способа продажи). Как пример можно привести персональный компьютер. Если он приобретается потребителем для собственных нужд, его можно классифицировать как товар народного потребления. Однако аналогичный компьютер, приобретенный фирмой для установки в бухгалтерии и ведения бухгалтерского учета, по всей видимости, будет относиться к товарам производственного назначения.

В свою очередь, товары подразделяются на классы, группы, виды и разновидности.

Класс товаров – это совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение. Это, например, культтовары, швейные товары, автотранспортные средства и т. п.

Группой товаров - называется совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей. Группами товаров являются, например, обувь, хлебобулочные изделия, постельное белье.

Совокупность товаров  определенной группы, объединенных общим  названием и назначением, называется видом товаров. Примером вида товаров  могут быть столы, холодильники, сыры и т. д.

И, наконец, разновидность товаров – это совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков. Конкретная разновидность товаров – это товары одной модели, артикула, марки, сорта.

Исходя из вышеуказанных  определений можно классифицировать, допустим, пачку нежирного творога  высшего сорта следующим образом: класс – продукты, группа – молочные продукты, вид – творог, разновидность  – высший сорт.

Вот еще несколько определений, относящихся к товару как к  объекту торговли.

Ассортимент товаров – набор товаров, объединенный по какому-либо одному или совокупности признаков. В отношении ассортимента товаров применяются такие термины, как «промышленный» (или «производственный»), «торговый», «простой», «сложный», «укрупненный» и «развернутый».

Промышленный ассортимент – это ассортимент товаров, вырабатываемый отдельным предприятием или отраслью промышленности.

Ассортимент товаров, представленный в торговой сети, называется торговым ассортиментом. Часть торгового  ассортимента товаров, который постоянно  должен быть в продаже, называется ассортиментным перечнем товаров.

Если ассортимент представлен  видами товаров, классифицируемыми  по трем и менее видам, он называется простым. Соответственно, если товары классифицируются более чем по трем признакам, то такой ассортимент  товаров называется сложным.

Товары, объединенные по общим  признакам в определенные совокупности (т. е. классы, группы, виды), образуют укрупненный (или групповой) ассортимент. Более подробный ассортимент, представленный конкретными разновидностями товаров, называется развернутым (или внутригрупповым).

При анализе ассортимента товаров используются такие категории, как показатель и структура ассортимента. Показатель – это количественная характеристика свойств (одного или нескольких) ассортимента товаров. Структура ассортимента, как правило, выражается в процентах и характеризует соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе.

Любой торговой организации (как и любому покупателю) неизменно  приходится сталкиваться с такими понятиями, как качество и потребительские  свойства товара. Особенно часто это  происходит, когда речь идет об оприходовании  и возврате (в последнем случае вопрос о качестве товара нередко  является ключевым). Чтобы по возможности  избегать разногласий, возникающих  между продавцом и покупателем  в связи с качеством товара, необходимо четко представлять себе, что же подразумевается под этими  понятиями.

Согласно опять же Госстандарту «Торговля. Термины и определения» под качеством товара понимается совокупность потребительских свойств  товара. Потребительским свойством  товара называется свойство, проявляющееся  при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей».

Следовательно, если при  использовании товара по назначению нарушается одно или несколько его  потребительский свойств, такой  товар можно признать некачественным. Кроме того, при определении качества может быть использована и количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств товара, которая рассматривается применительно  к условиям его потребления (использования). Эта характеристика называется потребительским  показателем качества товара. Таким  образом, говоря о качестве товара, мы не можем считать, что товар  является либо качественным, либо абсолютно  некачественным, т. е. непригодным к использованию по прямому назначению. Незначительное нарушение одного или нескольких потребительских свойств может и не привести к невозможности использования товара. Так, например, если в кондиционере неисправен патрон, это, безусловно, является дефектом, но не мешает использованию кондиционера по прямому назначению.

Для бухгалтерского учета  в торговле крайне важно, как определяет товар НК РФ. Пункт 3 ст. 38 гл. 7 НК РФ говорит, что товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ. Определение, даваемое товару Госстандартом «Торговля. Термины и определения», не противоречит определению НК РФ.

Однако для случаев, связанных  с взиманием таможенных платежей, НК РФ принимает определение, которое  дает товару Таможенный кодекс РФ. Пункт 1 ст. 11 гл. 1 Таможенного кодекса использует понятие «товар» в следующем значении: товары – любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

Транспортные средства, указанные  в подп. 5 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ, к товарам не относятся. К транспортным средствам, не подпадающим под определение товара, согласно НК РФ относятся любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.

Итак, объектом торговли является товар. Но товар должен где- то храниться  и продаваться. Существуют определенные требования к хранению, транспортировке  и условиям продажи, различающиеся  в зависимости от видов и групп  товаров. Эти требования обусловливаются  как необходимостью максимальной сохранности  товара и его потребительских  свойств, так и обеспечением интересов  потребителей, а также условий  труда сотрудников торговых организаций, соблюдения их прав и обязанностей и безопасности граждан.

При хранении товаров необходимо учитывать такие показатели, как  температура и влажность воздуха, возможность совместного хранения различных групп товаров. При  реализации товаров в розничной  торговой сети учитывается также  площадь торговых помещений. Кроме  того, любое помещение должно соответствовать нормам пожарной безопасности и санитарным нормам.

Еще в 1982 г., а точнее 25 июля 1982 г., был принят приказ Минторга РСФСР № 176 «О введении в действие Номенклатуры типов магазинов и общедоступных предприятий общественного питания, Методических указаний по составлению перспективных планов (схем) развития и размещения этой сети». Текст приказа официально опубликован не был. И хотя приказ этот опирался еще на центральное планирование и предназначался, скорее, для строительных организаций, ссылки на приложения к нему встречаются до сих пор. В частности, для торговли алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 12 % необходимо наличие торгового зала. Законодательно понятие «торговый зал» не определено, поэтому согласно Инструкции по заполнению форм государственной отчетности № 7- торг (розница) «Отчет о наличии торговой сети» № 104, утвержденной постановлением Госкомстата России 22 июля 1992 г., торговым залом считается часть торговой площади магазина, на которой осуществляется продажа товара. А вот при определении размера торгового зала, необходимого для торговли алкогольными напитками, местные власти могут ссылаться в качестве рекомендации на вышеупомянутый приказ № 176. На основании этого приказа площадь торгового зала для торговли алкоголем не должна быть менее 10 кв. м. Не имеет смысла приводить здесь все нормативы, так как приказ носит рекомендательный характер, но он может являться отправной точкой при определении конкретных нормативов площадей торговых залов и магазинов.

Информация о работе Учёт и анализ деятельности торговых организаций