Учёт денежных средств на счетах в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – проанализировать процесс учёта денежных средств на счетах в банках на предприятии коммунального хозяйства и доказать их необходимость в деятельности организации.

Объектом исследования является Бобруйское унитарное коммунальное дочернее предприятие по обслуживанию жилищного фонда Ленинского района г. Бобруйска (далее БУКДПОЖФ Ленинского района г. Бобруйска), а предметом исследования - состояние бухгалтерского учёта денежных средств на реально действующем предприятии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….4

1 Нормативно-правовое регулирование учёта денежных средств на счетах в банках…………………..………………………………………………………….5 2 Основные формы безналичных расчётов. Их преимущества и недостатки………………………………………………………………………..14

2.1 Безналичные расчёты платёжными требованиями………….…...….....14

2.2 Безналичные расчёты платёжными поручениями………………....…15

2.3 Безналичные расчёты платёжными требованиями-поручениями…..16

2.4 Безналичные расчёты аккредитивами………………………………….17

2.5. Безналичные расчёты чеками…………………………………………...19

2.6 Безналичные расчёты посредством векселей…………..…………..…20

2.7 Безналичные расчёты банковскими пластиковыми карточками….…22

3 Нормативно-правовые аспекты учёта денежных средств на счетах в банках……………………………………………….……………………..……27

3.1Порядок учёта движения денежных средств на текущих счетах в банках……….……………………………………………………………………27

3.2 Порядок учёта движения денежных средств на специальные счетах в банках…………….………………………………………………………………28

3.3 Порядок учёта операций по расчётным счетам в БУКДПОЖФ Ленинского района г. Бобруйска…………..………………………………….31

Заключение………………………………………………………………………36

Список использованных источников………………………………………….39

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 92.20 Кб (Скачать)

     1. заявление владельца счёта на закрытие банковского счёта, подписанное лицом, имеющим полномочия на закрытие банковского счёта.

     Банки вправе представлять заявление в  виде телетрансмиссионного сообщения  или в иных формах, принятых в  международной банковской практике;

     2. справку органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь об отсутствии у плательщика задолженности Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь либо заявление владельца счёта, подписанное уполномоченными лицами, содержащее информацию о том, что владелец счёта в соответствии с законодательством не подлежит регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

     3. документ, подтверждающий отсутствие задолженности страховщику владельца счёта – страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, либо заявление владельца счёта, подписанное уполномоченными лицами, содержащее информацию о том, что владелец счёта в соответствии с законодательством не подлежит регистрации в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

     4. справку инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, выдавшей дубликат извещения о присвоении УНП для открытия соответствующего банковского счёта, об отсутствии задолженности владельца счёта по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, в том числе государственные целевые бюджетные фонды, контроль за уплатой которых в соответствии с законодательством возложен на налоговые органы, либо документ, подтверждающий согласие налогового органа на закрытие счёта в случаях, когда закрытие счёта осуществляется по инициативе банка;

     5. копию договора коммерческого  представительства, верность которой  свидетельствована нотариально,  и (или) доверенность владельца  счёта на закрытие банковского счёта, распоряжение денежными средствами на банковском счёте, оформленную на территории Республики Беларусь в порядке, определённом законодательством, либо её копию, верность которой свидетельствована нотариально. Доверенность, оформленная за пределами Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2  Основные формы безналичных расчётов. 
 

    2.1  Безналичные расчёты платёжными требованиями 
     

     Платёжное требование – это требование поставщика к покупателю об уплате ему определённой суммы денежных средств и зачисления ее на счёт получателя средств.

     Данной  форме расчёта присущи три особенности:

  1. Данная форма расчёта применяется только после отгрузки продукции.
  2. Требования оплачиваются с предварительным акцептом. Срок предварительного акцепта составляет три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк.

         В целях ускорения расчётов между плательщиком и получателем средств договором может быть предусмотрена оплата требований в день их поступления в банк плательщика.

     Для этого плательщик должен представить  в обслуживающий его банк список предприятий, с которыми заключены  договоры на оплату требований в день их поступления в банк плательщика. В списке должны быть указаны номера и даты заключения договоров. Список заверяется подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика, согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Список, с проставленной на нём датой поступления в банк, находится у ответственного исполнителя, обслуживающего плательщика.

        Требования, подлежащие оплате в  день поступления в банк плательщика,  должны содержать надпись, учинённую по следующей форме: «Оплата в день поступления». Ответственный исполнитель сверяет со списком только те требования, которые содержат указанную надпись.

     При отсутствии на требованиях надписи  об оплате в день поступления в  банк плательщика, а также при  поступлении требований от предприятий, не указанных в списке, оплата их производится с предварительным  акцептом.

     Требования, подлежащие оплате с предварительным  акцептом, оплачиваются на следующий  день после истечения срока предварительного акцепта. Плательщик имеет право  заявить обслуживающему его банку  отказ от акцепта требования в  течение установленного срока предварительного акцепта.

     Отказ может быть полным или частичным  с указанием соответствующих  мотивов. Плательщик имеет право  полностью отказаться от акцепта требования, а банк обязан принять отказ в случаях:

  • отсутствия договора;
  • отсутствия данной формы расчётов в договоре;
  • предъявление бестоварного требования, т.е. требования оплаты товаров, фактически неотгруженных (не отпущенных) получателю;
  • предъявления требования за ранее оплаченный товар;
  • несоответствия наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их документам.

     Банки не рассматривают споры между  получателем и плательщиком по существу отказов от акцепта.

     3. Данная форма расчёта осуществляется через систему инкассо.

     Инкассо – банковская операция, при которой  банк по поручению своего клиента  – получателя средств и на основании  составленного им (получателем) расчётного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет её в установленном порядке на счёт получателя.

     У этой формы безналичного расчёта есть свои преимущества и недостатки.

     Преимущества:

  1. Система инкассо обеспечивает чёткий порядок адресации доставки требований и контроль за расчётами со стороны покупателя и поставщика.
  2. Может осуществляться отгрузка без предварительной оплаты.

    Недостатки:

          1.  Возникновение взаимной дебиторской  и кредиторской задолженности.

         Пример платёжного требования  приведён в приложении А. 
 

2.2 Безналичные расчёты платёжными поручениями 
 

     Платёжное поручение (в дальнейшем – «поручение») представляет собой расчётный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счёта на счёт получателя.

     Поручением  могут производиться:

  • расчёты за полученные товары при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного или иного документа, подтверждающего отгрузку (отпуск) товара;
  • расчёты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение задолженности банку по ссуде и процентам, переводы средств на выплату заработной платы в пользу отдельных граждан, оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа);
  • предварительная оплата (в случаях, предусмотренных нормативными актами, договорами). Под предварительной оплатой понимается оплата товаров, готовых к отгрузке (отпуску) покупателям к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых) не позднее трёх рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не определены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен данный порядок расчётов;
  • авансовые платежи (в соответствии с заключёнными договорами). Авансовый платёж – сумма денежных средств, перечисленная, выданная в счёт условленного платежа или расходов, по которым отчёт будет дан впоследствии;
  • оплата товарных векселей.

    Преимущества  данной формы расчётов:

  1. Универсальность.
  2. Можно сблизить дату отгрузки с датой оплаты.
  3. Простота оформления и прохождения через банк.

     Недостатки  данной формы расчётов:

  1. Нет должной гарантии платежа.
  2. Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.

     Пример  платёжного поручения приведён в  приложении Б. 
 

2.3 Безналичные расчёты платёжными требованиями-поручениями 
 

      Платёжное требование-поручение (в дальнейшем – «требование-поручение») – расчётный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчётных, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям.

      Требования-поручения  выписываются получателем средств  на бланке установленной формы и, вместе с отгрузочными и другими, предусмотренными договором документами, направляются непосредственно плательщику. Первый экземпляр требования-поручения  должен быть оформлен подписями и  оттиском печати получателя средств.

      Плательщик, при согласии оплатить требование-поручение, представляет его в обслуживающий  банк в 3-х экземплярах. В реквизите  требования-поручения «Сумма к оплате»  должна быть проставлена цифрами  и прописью сумма, акцептованная  плательщиком и подлежащая списанию с его счёта.

      Требование-поручение  принимается банком к исполнению в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр служит основанием для списания средств со счёта плательщика, и после совершения операции помещается в документы для банка, второй – направляется банку получателя для приложения к выписке из счёта получателя, третий – выдается плательщику с распиской в приёме поручения и штампом банка.

      Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.

      Преимущества  данной формы расчёта:

  1. Упрощение документооборота и сокращение издержек;
  2. Повышение ответственности за расчёты поставщика и плательщика.

          Недостатки:

  1. Нет должной гарантии платежа и возникновение взаимной задолженности.
 
 

    2.4 Безналичные расчёты аккредитивами 
     

      Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (далее – «банк-эмитент») и плательщиком (далее – «приказодатель аккредитива»), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (далее – «бенефициар») обязательство произвести платёж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива.

      Могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

      Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или заёмные (кредит банка) в распоряжение использующего банка на отдельный балансовый счёт «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. В течение этого срока в банке-эмитенте ведется учёт выставленных аккредитивов на внебалансовом  счёте «Аккредитивы к оплате».

      При установлении между банками покупателя и поставщика корреспондентских  отношений в исполняющем банке  может открываться непокрытый (гарантированный) аккредитив путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счёта банка-эмитента.

      Каждый  аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При  отсутствии такого указания аккредитив является безотзывным.

      Отзывной аккредитив может быть изменён или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара.

      Безотзывной аккредитив не может быть изменён или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара.

      Открытие  аккредитива производится за счёт собственных средств приказодателя или за счёт кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счёте «Аккредитивы». Открытие аккредитива за счёт собственных средств приказодателя и частично за счёт кредита банка не допускается. Аккредитив предназначается для расчётов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.

Информация о работе Учёт денежных средств на счетах в банке