Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:23, реферат
Особенностью гостиниц является то, что они имеют несколько направлений деятельности, соответственно, и видов выручки от реализации, основной из которых является выручка от сдачи номеров, т. е. реализация непосредственно гостиничных услуг. Современные гостиницы предоставляют своим клиентам целый комплекс услуг. Нередко гостиницы на своем балансе содержат рестораны, бары, сауны, автостоянки и т.д., поэтому в такой ситуации гостиничный комплекс может столкнуться с различными системами налогообложения.
1. Дебет 08 «Приобретение объектов основных средств», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 101700 руб. (без НДС)— приобретена форменная одежда.
2. Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 18300 руб. -— учтен НДС по приобретенным комплектам одежды.
3. Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит 51 «Расчетный счет» — 120 тыс. руб. — оплачена задолженность поставщику за комплекты одежды.
В феврале 2005 г.
4. Дебет 01 «Основные средства», Кредит 08 «Приобретение объектов основных средств» — 101700 руб. — передана форменная одежда сотрудникам.
5. Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость» — 18300 руб. — поставлен НДС на возмещение из бюджета.
Начиная с марта 2005 г., организация будет относить на расходы ежемесячную сумму амортизации по данной одежде в течение срока полезного использования.
6. Дебет 20 «Основное производство», Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 4231 руб. — начислена сумма амортизации за месяц.
Если срок использования форменной одежды менее или равен 12 месяцам, то в бухгалтерском учете она учитывается в составе материально-производственных запасов (далее — МПЗ). В налоговом учете такие затраты на форменную одежду единовременно списываются в состав материальных расходов, на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Если стоимость форменной одежды не более 10 тыс. руб., то в бухгалтерском учете она учитывается в составе МПЗ. В налоговом учете такие затраты на форменную одежду единовременно списываются в состав материальных расходов, на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (см. пример 8).
Если форменная одежда предназначена только для использования на работе, то нельзя считать, что работник получил от организации какой-либо доход, поэтому стоимость такой формы не будет облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).
Пример 8. Учёт форменной одежды стоимостью ниже 10 тыс. руб. за комплект.
Гостиница ** приобрела в январе 2005 г. 10 комплектов форменной одежды по цене 5900 руб. за комплект (в том числе НДС — 900 руб.). Срок полезного использования составляет менее 12 месяцев. Тогда в учете гостиницы это отразится следующим образом:
В январе 2005 г.
1. Дебет 10 «Материалы», субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 50 тыс. руб. (без НДС) — приобретена форменная одежда.
2. Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 9 тыс. руб. — учтен НДС по приобретенным комплектам одежды.
3. Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит 51 «Расчетный счет» — 59 тыс. руб. — оплачена задолженность поставщику комплектов одежды.
4. Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость» — 9 тыс. руб. — поставлен НДС на возмещение из бюджета.
В феврале 2005 г.
5. Дебет 20 «Основное производство», Кредит 10 «Материалы», субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» — 50 тыс. руб. — стоимость форменной одежды списана на расходы.
3.5.2. Учёт дополнительных услуг в гостинице
Гостиницы могут осуществлять дополнительные виды деятельности, основным из которых является общественное питание (рестораны, мини-бары, буфеты). Перечисленные предприятия относятся к предприятиям общественного питания, поэтому они должны соблюдать все требования, установленные законодательством для таких предприятий. В гостиницах предприятия общественного питания представлены, как правило, в виде ресторана, бара, кафе или буфета.
В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий», приведем следующие определения:
1. Ресторан — предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; водочные, табачные и кондитерские изде-
лия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
2, Бар — предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
3. Кафе — предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.
Отметим, что такие предприятия, как рестораны и бары, подразделяются на классы:
а) люкс;
б) высший;
в) первый.
Независимо от класса, к этим предприятиям предъявляются жесткие требования, касающиеся качества услуг, их безопасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества. Рассматривая вопросы лицензирования непосредственно гостиничной деятельности, мы уже отмечали, что для осуществления гостиничных услуг лицензия не нужна. Однако если, наряду с основной деятельностью, гостиница осуществляет виды деятельности, попадающие под лицензирование, то она должна получить такую лицензию.
Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «0 лицензировании отдельных видов деятельности», услуги общественного питания не попадают под лицензирование. Но, как правило, рестораны и бары продают алкогольную продукцию, а этот вид деятельности попадает под лицензирование, в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Кроме того, услуги общественного питания подлежат обязательной сертификации. Такое требование закреплено в Постановлении Правительства РФ от 13.08.1997 г. №1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации». Порядок сертификации продукции и услуг общественного питания установлен Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Срок действия сертификата соответствия определяется аналогичным техническим регламентом и, как правило, выдается на один год. При сертификации определяется и класс, к которому относится ресторан или бар.
Основными нормативными и технологическими документами на предприятии общественного питания являются:
а) калькуляционная карточка (форма № ОП-1);
б) план-меню (форма № ОП-2);
в) требование в кладовую (форма № ОП-3);
г) ведомость учета движения посуды и приборов (ф. № ОП-9);
д) акт о реализации и отпуске изделий из кухни (ф. № ОП-10).
Как и любая отрасль экономики, предприятия общественного питания имеют ряд специфических особенностей. Для начала отметим одну из них — использование учетных цен на продукты (сырье), из которых изготавливается продукция собственного производства.
Предприятия общественного питания определяют самостоятельно, каким образом осуществляется учет продуктов (сырья) и товаров: либо по цене приобретения, либо по продажной цене с добавлением торговой наценки. В такой ситуации гостиницам необходимо самостоятельно решать, какой применять вариант учета приобретенных для общепита продуктов. Главным принципом применения продажных цен в качестве учетных является использование на предприятии стоимостной схемы учета. То есть стоимостная схема учета применяется в целом по всем товарам, без подразделения по наименованиям. Учет по стоимости приобретения возможен, как правило, только при натурально-стоимостной схеме, когда движение и остатки товаров учитываются по каждому наименованию товаров.
На выбор метода оценки сырья, используемого на предприятии общественного питания, оказывает влияние и тот фактор, к какому типу и классу относится данное предприятие. Учет сырья и покупных товаров в цене приобретения с добавлением единой наценки (продажная цена) целесообразно вести в кладовых предприятий общественного питания, относящихся к одному типу и классу. Если гостиницей выбран метод оприходования продуктов в общепите по продажным ценам, то необходимо обратить внимание на следующие особенности.
В составе продажной цены помимо торговой наценки должна быть учтена сумма налога на добавленную стоимость (открывается отдельный субсчет для счета 42 «Торговая наценка»). Кроме того, особенностью предприятий общепита является то обстоятельство, что начисление торговой наценки может производиться как на стадии оприходования продуктов на склад (в кладовую), так и при передаче их в производство для изготовления блюд.
Учет водочных изделий и покупных товаров, получаемых от сторонних организаций, в кладовой предприятий ведется в ценах приобретения с использованием торговой наценки (продажная цена), причем наценка осуществляется в момент оприходования на склад. В том случае, если оприходование продуктов, приобретенных для структуры общепита, производится по ценам приобретения, отражение в учете операций реализации изделий кухни и себестоимости их изготовления осуществляется аналогично гостиничным услугам.
Расчет продажной цены в предприятии общественного питания осуществляется с помощью процесса калькулирования. Калькулирование продажной цены готовой продукции производит бухгалтер-калькулятор, на основании нормативов, установленных Сборниками рецептур. Сборники рецептур являются специальными нормативными документами, используемыми в общественном питании. Сборник рецептур содержит необходимые данные для расчета продажной цены, а именно: расход сырья, необходимого для изготовления какого-либо блюда, причем нормы расхода сырья указаны по массе в граммах, кроме того, данный сборник устанавливает и нормы выхода готовых изделий с указанием массы отдельных составляющих, приводится общий вес готового блюда в граммах. Если ресторан имеет £вои фирменные блюда или изготавливает продукцию по нетрадиционным технологиям, то, чтобы установить цену блюда, в ресторане разрабатывают стандарты предприятия и на их основании технико-технологические карты (ТТК).
Рассчитывая продажную цену, бухгалтер-калькулятор осуществляет данный расчет в калькуляционной карточке (унифицированная форма № ОП-1, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. № 132).
Основанием для списания стоимости продуктов (сырья), израсходованных на приготовление собственной продукции в ресторане, и величины выручки, полученной от продажи этой продукции, служит специальная форма товарного отчета для организаций общественного питания. Данный документ называется «Ведомость учета движения продуктов и тары на кухне» (форма № ОП-14, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. № 132.). Этот документ выполняет такую же роль, как и товарный отчет в торговой организации, служит для контроля над движением продуктов и поступлением выручки. Заполняется данная ведомость ежедневно, как правило, заведующим производством, в двух экземплярах, один из которых сдается бухгалтеру под роспись, а второй остается у материально ответственного лица.
К ведомости учёта прилагается план-меню и один экземпляр меню для посетителей. Остаток на начало дня переносится из предыдущей ведомости, в приходной части ведомости отражается фактическое поступление продуктов (сырья) на кухню. Стоимость продуктов отражается в учетных ценах (покупных или продажных). Фактическое поступление сырья отражается на основании документов на выдачу продуктов со склада (накладные, требования, заборные листы и др.).
Расходная часть формы № ОП-14 представляет собой раздел, отражающий выручку от реализации продукции, изготовленной на кухне. Графа 2 «Сумма фактической реализации» заполняется на основании «Акта о реализации готовых изделий кухни за наличный расчет» (форма № ОП-12) и других документов, прикладываемых к ведомости. В графе 5 «Стоимость по учетным ценам» отражается стоимость продуктов по учетным ценам, использованных для изготовления продукции, согласно калькуляционным карточкам. Если ресторан ведет учет продуктов (сырья) по продажным ценам с использованием счета 42 «Торговая наценка», производится расчет реализованной торговой наценки. Остаток продуктов на конец дня представляет собой величину незавершенного производства. Строка «Фактический остаток» заполняется при проведении инвентаризации на конец дня. Выявленные расхождения (недостачи или излишки) представляют собой перерасход или экономию продуктов при изготовлении блюд по сравнению с нормами вложения продуктов, предусмотренные сборниками рецептур.
В бухгалтерском учете ресторана сырье, отпускаемое из кладовой предприятия в производство (на кухню), отражается по дебету счета 20 «Основное производство», к которому необходимо открыть отдельный субсчет «Расходы ресторана». По кредиту данного счета отражается списание сырья, израсходованного на изготовление блюд, стоимость возвращенного сырья из производства в кладовую, а также списание недостач и потерь продуктов (в установленном законодательством порядке).
Дебетовое сальдо счета 20 «Основное производство», субсчет «Расходы ресторана» означает стоимость остатков необработанного сырья, а также сырья в полуфабрикатах и нереализованной продукции. Аналитический учет ведется по каждому производству и материально ответственному лицу. Поступление сырья из кладовой предприятия в учете отражается проводкой:
Дебет 20 «Основное производство», субсчет «Расходы ресторана», Кредит 41-1 «Товары на складах».
Списание сырья, израсходованного на приготовление блюд и кулинарных изделий:
Дебет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», Кредит 20 «Основное производство», субсчет «Расходы ресторана».
Если из производства готовые изделия и полуфабрикаты отпускаются в мелкорозничную сеть, используется следующая бухгалтерская проводка:
Дебет 41-2 «Товары в розничной торговле», Кредит 20 «Основное производство», субсчет «Расходы ресторана».
Возврат продуктов из кухни в кладовую отражается с помощью проводки:
Дебет 41-1 «Товары на складах», Кредит 20 «Основное производство», субсчет «Расходы ресторана».