Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:23, реферат
Особенностью гостиниц является то, что они имеют несколько направлений деятельности, соответственно, и видов выручки от реализации, основной из которых является выручка от сдачи номеров, т. е. реализация непосредственно гостиничных услуг. Современные гостиницы предоставляют своим клиентам целый комплекс услуг. Нередко гостиницы на своем балансе содержат рестораны, бары, сауны, автостоянки и т.д., поэтому в такой ситуации гостиничный комплекс может столкнуться с различными системами налогообложения.
Пример 4. Пример отражения в учёте операций по реализации гостиничных услуг по методу начисления
Стоимость услуг по проживанию в гостинице ** за январь 2005 г. составила 59 тыс. руб., в том числе НДС 18% = 9 тыс. руб. В учетной политике гостиницы ** отражено, что выручка признается ежедневно. В целях налогообложения прибыли организация использует метод начисления.
Себестоимость гостиничных услуг за январь 2005 г. составила 45 тыс. руб. В течение января 2005 г. клиентами была внесена плата за проживание в размере 70800 руб., из которых 11800 руб. (70800 руб. - 59 тыс. руб.) приходятся на предварительную оплату, так как часть клиентов продолжала проживать в гостинице на конец отчетного периода. Предположим, что вся сумма оплаты поступила в кассу гостиницы.
В бухгалтерском учете вышеприведённые операции отражаются следующим образом:
1. Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — 59 тыс. руб. — отражена выручка от реализации гостиничных услуг.
2.Дебет 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 9 тыс. руб. — начислен НДС с реализации услуг.
3.Дебет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», Кредит 20 «Основное производство» — 45 тыс. руб. — списана на реализацию фактическая себестоимость услуг.
4. Дебет 99 «Прибыли и убытки», Кредит 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж» — 5 тыс. руб. — отражена прибыль от реализации гостиничных услуг.
5. Дебет 50 «Касса», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 11800 руб. — получена предварительная оплата за проживание.
6. Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы выданные», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 1800 руб. — начислен НДС с суммы, поступившей предварительной оплаты за проживание.
Четвёртая проводка приведена в качестве примера расчета финансового результата от реализации гостиничных услуг. В учете такая проводка делается заключительными оборотами в конце месяца по всему объему продаж и себестоимости этих продаж, иначе говоря, по всем видам деятельности гостиницы.
Рассмотрим учёт предоставления услуг по бронированию номеров. Гостиница может принять заказ на бронирование с помощью: обычной связи (телефон, факс, телеграмма); центральной системы бронирования. В первом случае администратор гостиницы, получив заявку на бронирование, информирует клиента о наличии свободных номеров, стоимости проживания и условий оплаты. Резервируя номер для клиента, дежурный администратор сообщает клиенту номер подтверждения о бронировании. Письменное подтверждение о бронировании должно обязательно содержать следующие реквизиты: имя гостя; дату заезда; тип номера; срок и стоимость проживания.
На практике существуют два основных способа бронирования места — гарантированное и негарантированное. Способ расчетов гостиницы с заказчиками зависит от того, какое бронирование применяется.
При гарантированном бронировании гостиница никому не сдает забронированный номер вплоть до установленной клиентом даты заезда. Клиент же в свою очередь обязан оплатить номер даже в случае, если он не будет заселяться в номер, либо отменить бронирование до определенного дня и часа, установленных гостиницей. Но в последнем случае клиент уплачивает гостинице неустойку.
К основным способам гарантированного бронирования относятся: предоплата услуг по безналичному расчету; гарантия под кредитную карту; гарантия под обязательства организации, имеющей с гостиницей долгосрочный договор. При негарантированном бронировании гостиница держит номер свободным для клиента лишь до определенного времени. Если клиент в номер не поселился, то броня аннулируется, при этом клиент не уплачивает неустойку.
Большинство иностранных клиентов могут вообще не знать о том, гостиницы какого класса существуют в том или ином российском городе. Поэтому все большее количество гостиниц включается в международную систему бронирования. Эта система представляет собой информационную сеть, объединяющую отели различных стран. Как правило, владеют такой системой бронирования международные специализированные агентства или крупные авиакомпании. Войдя в эту систему, гостиница получает возможность предоставлять услуги по бронированию номеров в автоматическом режиме. Для этих целей международное агентство устанавливает в гостинице необходимое оборудование и подключает его к общей информационной базе. С этого момента все клиенты агентства могут получить необходимую информацию о гостинице и сразу же забронировать номер. Рассмотрим на примере 5, как в бухгалтерском учете гостиницы отражаются операции по бронированию номеров.
Пример 5. Отражение операций по бронированию номеров.
Гостиница ** получила от организации заявку на бронирование 15 номеров на одни сутки для участников научной конференции. Организация перечислила сумму 100% предварительной оплаты в размере 22500 руб., в том числе НДС 18% — 3431 руб. Получив предоплату, бухгалтер гостиницы сделает в учете следующие бухгалтерские проводки:
1. Дебет 51 «Расчетный счет», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 22500 руб. — получена на расчётный счёт стоимость бронирования номеров;
2. Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 3431 руб. — начислен НДС с аванса.
За два дня до начала конференции предприятие уведомило гостиницу о том, что один участник конференции заболел, следовательно, число номеров уменьшилось до 14. Новая стоимость размещения участников конференции составит 21 тыс. руб., в том числе НДС — 3202 руб. В учете были сделаны следующие проводки:
3. Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Оплата за проживание», Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — 21 тыс. руб. — отражена выручка от реализации услуг по проживанию.
4. Дебет 90 «Продажи», субсчет «НДС», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 3202 руб. — начислен НДС с реализованных услуг.
5. Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 3202 руб. — восстановлен НДС с ранее полученного аванса.
6. Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы выданные», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Оплата за проживание» — 21 тыс.руб. — зачтена сумма аванса.
7. Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы выданные», Кредит 51 «Расчетный счет» — 1500 руб. — возвращена заказчику стоимость размещения одного участника.
В процессе оказания услуги по проживанию случается, что гости, проживающие в гостинице, портят имущество. Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации установлено, что в этом случае виновные обязаны возместить нанесенный ущерб. Согласно п. 26 указанных Правил потребитель, в соответствии с законодательством Российской Федерации, возмещает ущерб в случае утраты или повреждения имущества гостиницы, а также несет ответственность за иные нарушения. В случае порчи имущества, не подлежащего восстановлению, клиент возмещает нанесённый ущерб. Эта сумма возмещаемого ущерба, которую уплачивает клиент, является для гостиницы внереализационным доходом. Это следует из п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации».
Внереализационными доходами также являются:
■ штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
■ активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
■ поступления в возмещение причиненных организации убытков;
■ прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
■ суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
■ курсовые разницы;
■ сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);
■ прочие внереализационные доходы. Такие суммы отражаются в учете по счету 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы». Рассмотрим на примере 6.
Пример 6. Отражение сумм возмещаемого ущерба клиентами.
Дежурная по этажу гостиницы ** обнаружила, что постоялец испортил по своей вине телевизор, и сообщила об этом администратору гостиницы. Телевизор можно отремонтировать, сумма ремонта составляет 800 руб. После составления Акта о порче имущества (форма № 9-Г) в трёх экземплярах постоялец полностью возместил гостинице ущерб. Один экземпляр акта был передан в бухгалтерию, второй — материально-ответственному лицу, третий — на руки виновнику. В бухгалтерском учете была сделана проводка:
Дебет 50 «Касса» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» — 800 руб. — возмещена сумма нанесенного ущерба.
Далее рассмотрим учёт затрат на приобретение форменной одежды персонала. Одним из атрибутов, позволяющих судить об уровне обслуживания гостиницы и его качестве, является внешний вид обслуживающего персонала. Естественно, что гостиница, работники которой имеют свою фирменную одежду, объединенную единым фасоном, цветом, отделкой и отличительными знаками, оставляет приятное впечатление у клиента. В отношении работников гостиниц нужно особо отметить, что они используют не спецодежду, а именно форменную одежду, что не одно и то же. Спецодежда представляет собой одежду, необходимую для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения, что соответствует требованиям статей 209 и 212 Трудового Кодекса РФ.
Форменная же одежда не используется работником для защиты от вредного воздействия, она скорее предназначена для создания имиджа организации/Обязательность ношения форменной одежды для работников той или иной организации может быть продиктована и требованиями законодательства, и требованием, установленным руководителем организации. В отношении таких предприятий, как гостиницы, нужно отметить следующее:
В соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 г. №490, материально-техническое обеспечение гостиницы, перечень и качество предоставляемых услуг должны соответствовать требованиям присвоенной ей категории. В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 21.06.2003 г. № 197 «Об утверждении Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения», расходы на приобретение специальной одежды для гостиниц категории две звезды и выше становятся обязательными.
Учёт форменной одежды в гостиницах имеет следующие особенности. Сначала отметим, что форменная одежда может выдаваться работникам гостиницы в личное постоянное пользование или только для использования на работе без личного постоянного пользования. В зависимости от этого у организации возникают различные налоговые последствия. Если форменная одежда не передается в личное пользование работнику, то право собственности на такую форменную одежду остается у гостиницы, в этом случае, увольняясь, работник обязан вернуть «униформу». Если форменная одежда используется работником исключительно в производственных целях, то расходы на нее можно учесть при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового Кодекса Российской Федерации расходы на фирменную одежду, приобретаемую для обеспечения сотрудников организации по инициативе работодателя, должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Только в этом случае они могут быть признаны для целей налогообложения прибыли. В отношении экономической обоснованности нужно иметь в виду следующее: если форменная одежда стоит неоправданно дорого, то налоговый орган может не согласиться с экономической обоснованностью таких расходов. Порядок учета фирменной одежды зависит от срока, на который она рассчитана.
Если срок использования форменной одежды превышает 12 месяцев, то в бухгалтерском учете организации она учитывается в составе основных средств. Для целей налогообложения прибыли форменная одежда как средство труда, относится к основным средствам независимо от срока полезного использования. Если стоимость данной одежды превышает 10 тыс. руб., и срок использования — свыше 12 месяцев, то в целях исчисления прибыли форменная одежда будет признана амортизируемым имуществом. Таково требование п. 1 ст. 256 НК РФ.
Сроки полезного использования амортизируемого имущества установлены Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1. Однако в классификации основных средств, установленных данным Постановлением, форменная одежда там не упоминается, поэтому организация вправе установить срок самостоятельно, при этом можно воспользоваться рекомендациями изготовителя одежды. Как правило, такой же срок устанавливается и для целей бухгалтерского учета (см. пример 7).
Пример 7. Учёт форменной одежды, стоимостью выше 10 тыс. руб. за комплект.
В январе 2005 г. гостиница ** приобрела для своих сотрудников 10 комплектов форменной одежды. Стоимость одного комплекта составляет 12 тыс. руб. (в том числе НДС — 1830 руб.). В феврале 2005 г. все 10 комплектов были выданы работникам.
Гостиница установила, что срок полезного использования одного комплекта составляет два года. Амортизация начисляется линейным способом. В целях налогообложения гостиница ** использует метод начисления.
В используемом примере ежемесячная норма амортизации по форменной одежде составляет 4,16% (1 : 24 мес. х 100%), а ежемесячные амортизационные начисления по 10-ти комплектам составят 4 231 руб. ((12 тыс. руб. - 1830 руб.) х 4,16% х 10 шт.).
Амортизация начисляется с марта 2005 г., месяца, следующего за месяцем ввода форменной одежды в эксплуатацию. В бухгалтерском учете гостиницы данные операции будут отражены следующим образом:
В январе 2005 г.