Учет затрат по автотранспорту

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Основным производством автотранспортного предприятия являются автомобильные перевозки. Эксплуатационные расходы учитываются на соответствующих производственных счетах. Если автотранспортное предприятие является крупным, то для этих целей используется активный калькуляционный счет
Задачами курсовой работы являются:
- отражение теоретических аспектов учета затрат по автотранспорту;
- проанализировать экономическое состояние объекта исследования;
- рассчитать себестоимость услуг автотранспорта.
Объектом исследования является автотранспортная организация ОАО «АТП-7».

Оглавление

Введение
1.Экономическое содержание учета затрат по автотранспорту
1.1 Экономическая сущность учета затрат по автотранспорту
1.2 Амортизация автотранспорта
1.3 Расходы на содержание и эксплуатацию автотранспорта
2 Виды мероприятий по содержанию автотранспорта
2.1 Налоговый учет расходов на содержание транспорта
2.2 Распределение затрат на содержание и эксплуатацию автотранспорта
3 Расчетная часть на примере предприятия ОАО "АТП-7"
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая БУУ готово.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

При организации учета  затрат по автотранспорту при большом парке автомобилей к субсчету 4 целесообразно открывать следующие аналитические счета:

23-4-1 «грузовой автотранспорт»;

23-4-2 «пассажирский транспорт»;

23-4-3 «легковой автотранспорт»;

23-4-4 «специальные автомашины»;

23-4-5 «общепроизводственные расходы».

При небольшом парке  автомобилей по автотранспорту открывается  один аналитический счет по названию субсчета, при этом затраты учитываются  по номенклатуре статей затрат без  статьи «Общепроизводственные расходы».

1.2 Амортизация автотранспорта

ПБУ 6/01 "Учет основных средств" предоставляет организациям право выбора одного из четырех способов начисления амортизации в отношении  каждой группы однородных объектов основных средств.

Пунктом 18 ПБУ 6/01 установлено, что начисление амортизации производится одним из следующих способов:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого  остатка;

- способ списания стоимости  по сумме чисел лет срока  полезного использования;

- способ списания стоимости  пропорционально объему продукции  (работ).

В отношении транспортных средств, как правило, применяется последний способ начисления амортизации.

Согласно п. 19 ПБУ 6/01 при  способе списания стоимости пропорционально  объему продукции (работ) начисление амортизационных  отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

В п. 57 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств приведен следующий пример расчета амортизации указанным методом: приобретен автомобиль с предполагаемым пробегом до 400 тыс. км стоимостью 80 тыс. руб. В отчетном периоде пробег должен составить 5 тыс. км, следовательно, годовая сумма амортизационных отчислений исходя из соотношения первоначальной стоимости и предполагаемого объема продукции составит 1 тыс. руб. (5 тыс. км х 80 тыс. руб. : 400 тыс. км).

По нашему мнению, приведенный  в Методических указаниях пример некорректен. Во-первых, в п. 19 ПБУ 6/01 речь идет лишь об одной предполагаемой величине - объеме продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств, то есть применительно к автотранспорту - о предполагаемом пробеге за весь срок полезного использования автомобиля; а во-вторых, требование об определении годовой суммы амортизации установлено в ПБУ 6/01 только в отношении первых трех способов начисления амортизации (линейного, способа уменьшаемого остатка и способа списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования).

Исходя из этого, а  также учитывая, что начисление амортизации  осуществляется ежемесячно (п. 19 ПБУ 6/01), под пробегом отчетного периода  при определении суммы амортизации  способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ), по нашему мнению, следует понимать фактический пробег отчетного месяца.

Пример. Организацией приобретен автомобиль стоимостью 120 тыс. руб. Предполагаемый пробег за весь срок полезного использования - 400 тыс. км. За январь 2006 г. пробег автомобиля составил 700 км.

Определим сумму амортизационных  отчислений за январь: 120 000 руб. : 400 000 км х 700 км = 210 руб.

Выбирая метод определения  амортизации в отношении отдельной  группы автотранспортных средств и  устанавливая срок полезного использования конкретного объекта, необходимо помнить о существенных различиях в бухгалтерском и налоговом учете амортизации основных средств.

Так, в отличие от ПБУ 6/01, устанавливающего четыре возможных  способа начисления амортизации, НК РФ (п. 1 ст. 259) допускает применение линейного или нелинейного метода.

Выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации применяется  в отношении объекта имущества, входящего в состав соответствующей  амортизационной группы, и не может  быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по этому объекту.

Согласно п. 9 ст. 259 НК РФ по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб., основная норма  амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.

В случае несовпадения сумм амортизации, начисленной в бухгалтерском  и налоговом учете, возникающие  разницы следует учитывать в  бухгалтерском учете в порядке, установленном ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

В случае, когда амортизационные  отчисления, начисленные для целей  бухгалтерского учета, превышают амортизационные  отчисления, рассчитанные для целей  налогообложения, возникают вычитаемые временные разницы, в обратной ситуации - налогооблагаемые временные разницы.

Вычитаемые временные  разницы приводят к образованию  отложенного налога на прибыль, который  должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в следующем  отчетном периоде (периодах). Эта часть  отложенного налога на прибыль именуется отложенным налоговым активом и отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Д-т сч. 09 К-т сч. 68.

На сумму отложенного  налога на прибыль, рассчитанного исходя из налогооблагаемых временных разниц (отложенного налогового обязательства), в учете оформляется запись:

Д-т сч. 68 К-т сч. 77.

 

    1. Расходы на содержание и эксплуатацию автотранспорта

 

Горюче-смазочные  материалы приобретаются организациями  либо по договору поставки со специализированными  организациями, либо непосредственно  на автозаправочной станции (за наличные деньги или посредством предварительного приобретения талонов).

 Для учета  ГСМ Планом счетов предусмотрен  субсчет 3 "Топливо" счета  10 "Материалы". На нем учитываются  наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств.

В бухгалтерском  учете операции по приобретению (путем  безналичных расчетов) топлива и  ГСМ и последующему их списанию могут  быть отражены следующими проводками:

Содержание операции

Корреспондирующие счета

1

Отражена стоимость приобретенного топлива согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС)

10/3

60

2

Отражена сумма НДС, предъявленная  поставщиком топлива

19/3

60

3

Произведена оплата поставщику (включая НДС)

50

51

4

Предъявлена к вычету сумма НДС, уплаченная по принятому к учету  топливу

68/1

19/3

5

Списано топливо на производственные или управленческие нужды согласно данным путевых листов

20,26,44

10/3

6

Списан на себестоимость продаж расход топлива на производственные или управленческие нужды (расходы списываются в конце отчетного месяца в составе аналогичных расходов)

90/2

20,26,44


Данный документ предназначен для автотранспортных предприятий, организаций, занятых  в системе управления и контроля, предпринимателей и др. независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной со­став на шасси автомобилей на территории РФ.

 Приобретение  по договору поставки.

 По такому  договору ГСМ приобретаются, как  правило, организациями, которые имеют большой парк машин и могут себе позволить обеспечить хранение приобретенных нефтепродуктов в больших количествах. Такие организации принимают ГСМ к учету на основании полученных от поставщика документов: накладной и счета-фактуры, оформленных в установленном порядке.

 Приобретение  ГСМ по договору поставки со  специализированной организацией  отражается в бухгалтерском учете  организации-покупателя проводками:

 Д-т сч. 10 субсчет 3 "Топливо" К-т сч. 60 - оприходованы ГСМ

 Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - учтен НДС, выделенный в счете-фактуре поставщика ГСМ

 Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - предъявленный поставщиком  НДС принят к вычету

 Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - оплачены приобретенные  ГСМ.

 Приобретение  на АЗС.

 При заправке  автомобиля за наличный расчет на автозаправочной станции водителю выдаются под отчет денежные средства на покупку ГСМ. При этом необходимо соблюдать требования по организации расчетов с подотчетными лицами, установленные Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Центробанка РФ от 22.09.93 N 40. Согласно п. 11 этого документа выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.

Расходы организации  на ремонт основных средств вообще и автотранспорта, в частности, отражаются в бухгалтерском учете в зависимости от принятой организацией учетной политики. Возможны следующие варианты:

Затраты на ремонт непосредственно  включаются в себестоимость продукции (работ, услуг):

 Д-т сч. 20, 23 К-т сч. 10, 60, 76, 70, 69 - списана сумма  фактических

расходов на ремонт.

Затраты на ремонт предварительно учитываются в составе расходов будущих периодов:

Д-т сч. 97 К-т  сч. 10, 60, 76, 70, 69 - списана сумма фактических  затрат

на ремонт

Д-т сч. 20, 23 К-т сч. 97 - списана часть расходов на ремонт, включаемая в себестоимость продукции (работ, услуг) в отчетном периоде.

Расходы на ремонт резервируются. При образовании резерва в  затраты на производство (расходы  на продажу) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из годовой сметной стоимости ремонта:

Д-т сч. 20 (23, 44) К-т сч. 96 - начислены отчисления в резерв.

По мере выполнения ремонтных  работ фактические затраты, связанные  с их проведением, списываются следующим  образом:

Д-т сч. 96 К-т сч. 10, 23, 60, 76, 70, 69 - отражена сумма фактических  затрат на ремонт, списываемых за счет ранее созданного резерва.

Затраты на ремонт автотранспорта отражаются на основании соответствующих  первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов (п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Порядок налогового учета  расходов на ремонт основных средств  установлен ст. 260 НК РФ. В соответствии с указанной статьей расходы  на ремонт основных средств, произведенные  налогоплательщиком, рассматриваются  как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

 Для обеспечения  в течение двух и более налоговых  периодов равномерного включения  расходов на проведение ремонта  основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Мероприятия по содержанию автотранспорта

При отражении хозяйственных  операций по содержанию автотранспорта бухгалтер организации должен руководствоваться ПБУ 6/01 (Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н.), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (Утверждены приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н.) (далее - Методические указания по учету ОС), Налоговым кодексом РФ. Кроме того, для автотранспортных предприятий разработаны специальные отраслевые документы по учету затрат на содержание автотранспорта:

  • Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте (Утверждена приказом Минтранса России от 24 июня 2003 г. N 153.) ;
  • Положение по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта (Утверждено Минавтотрансом РСФСР 20 сентября 1984 г.) (далее - Положение по ТО и ремонту).

Мероприятия по содержанию автотранспорта в зависимости от сложности работ подразделяются на техническое обслуживание, текущий, средний и капитальный ремонты, модернизацию. Для достоверного отражения этих хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете необходимо закрепить в учетной политике предприятия порядок их учета и признаки, которые характеризуют каждый из видов ремонта. 
Понятия "техническое обслуживание" и "ремонт" определены в Положении по ТО и ремонту. Под техническим обслуживанием (ТО) понимается комплекс плановых мероприятий, проводимых с целью поддерживать автотранспорт в работоспособном состоянии. Ремонт - это совокупность мероприятий по восстановлению исправного или работоспособного состояния автотранспорта.

Информация о работе Учет затрат по автотранспорту