Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:02, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является изучение учета основных затрат на производство и порядка их включения в себестоимость продукции (работ, услуг).
Введение
1. Экономическая сущность затрат на производство в современных условиях хозяйствования
1.1 Затраты на производство как экономическая категория. Классификация затрат
1.2 Себестоимость продукции как основной показатель производственной деятельности
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости важнейших видов продукции (работ, услуг) в Республике Беларусь
1.4 Задачи и значение бухгалтерского учета затрат на производство в условиях рыночных отношений
2. Краткая правовая и экономическая характеристика Гомельской дистанции пути
3. Учета основных затрат на производство и порядка их включения в себестоимость продукции (работ, услуг)
3.1. Документальное оформление и учет материальных затрат
3.2. Документальное оформление и учет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды
3.3 Документальное оформление и учет расходов по амортизации основных средств и нематериальных активов
3.4 Документальное оформление и учет прочих расходов
3.5 Основные направления совершенствования учета основных затрат на производство и порядка их включения в себестоимость продукции (работ, услуг) с учетом международного опыта
Заключение
Список использованных источников
1.4 Задачи и
значение бухгалтерского учета
затрат на производство в
Каждое предприятие при разработке своей стратегии ориентируется на удовлетворение определенной общественной потребности и получение максимальной прибыли. В тоже время любое производство товаров или услуг немыслимо без затрат и, прежде всего, конкретных затрат на приобретение факторов производства, средств труда и рабочей силы. Главной задачей управления предприятием является такая организация производства, которая обеспечит выполнение запланированного объема производства с наименьшими затратами на применяемые факторы производства.
Заметное снижение
объемов перевозок грузов и пассажиров
в последнее десятилетие
Основными задачами учета затрат на производство являются:
определение фактической
себестоимости выпускаемой
обоснование и точное исчисление всех фактических затрат на производство, а также себестоимости единицы выпускаемой продукции и определение отклонений от плановых затрат;
осуществление контроля над рациональным использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства продукции, выявление неиспользованных резервов производства;
контроль над потерями от брака и простоев;
выявление фактических затрат по структурным подразделениям (как основа для внутреннего хозрасчета);
осуществление контроля над выполнением заданий по себестоимости продукции для выявления резервов дальнейшего снижения затрат на производство.
Основными направлениями снижения себестоимости продукции является рост производительности труда и экономия средств на основе ускорения научно-технического прогресса. Важное значение имеет также управление процессом формирования себестоимости продукции и, прежде всего, строгий учет производственных расходов.
Учет затрат
на производство и калькулирование
себестоимости продукции
согласованность
фактических объектов учета затрат
и калькулирования
группировка затрат в бухгалтерском учете по производственным подразделениям; видам продукции, элементам и статьям расходов;
включение затрат по производству продукции отчетного периода в ее себестоимость;
обеспечение максимального осуществимого разделения в учете затрат по текущим нормам, отклонениям от норм и изменениям норм;
определения влияния изменения норм ее отклонений от норм на себестоимость;
развитие методологии и организации учета затрат на производство с целью их приближения к международным стандартам и мировой практике.
Для обеспечения единых принципов формирования учетно-экономической информации о производственных расходах государством установлен общий порядок определения затрат, включаемых в себестоимость продукции, группировки, отражения в учете затрат на производство на предприятиях, объединениях, организациях и учреждениях Республики Беларусь независимо от вида их деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности.
Таким образом, была определена сущность затрат на производство, подробно описана их классификация, дано краткое содержание нормативно-правовой базы и выявлены задачи учета затрат на производство.
2. Краткая правовая
и экономическая
Гомельская дистанция
пути является структурным подразделением
Транспортного республиканского унитарного
предприятия “Гомельское
Дистанция пути
не является юридическим лицом, имеет
в хозяйственном ведении
участки пути;
мостовые бригады;
механические мастерские;
строительный участок;
участок дефектоскопии.
Основными целями деятельности дистанции пути являются осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли, и обеспечение безопасности движения поездов, содержание в исправном состоянии пути и искусственных сооружений.
В соответствии с целями деятельности и законодательством Республики Беларусь предметом деятельности дистанции пути является:
ремонт железных дорог;
грузовой сухопутный транспорт;
покрытие полов и стен;
покраска и застекление;
штукатурные работы;
производство деревянных изделий;
производство прочих металлических изделий, не включенных в другие группировки.
Имущество дистанции пути составляет его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе дистанции пути. Источниками формирования имущества являются денежные и неденежные вклады УП “Гомельское отделение Белорусской железной дороги” и доходы, полученные от реализации работ, услуг. Доходы дистанции пути от хозяйственной деятельности формируются как через единую централизованную систему расчетов УП “ Гомельское отделение Белорусской железной дороги ”, так и самостоятельно.
Дистанция пути перечисляет УП “Гомельское отделение Белорусской железной дороги” часть своей прибыли для решения стоящих перед ней общих задач производственного, научно-технического и социального развития в размере, определяемом УП “Гомельское отделение Белорусской железной дороги”. Прибыль, остающаяся в дистанции пути после уплаты налогов и других платежей в бюджет, а также отчислений в централизованный фонд Белорусской железной дороги и УП “Гомельское отделение Белорусской железной дороги”, поступает в полное распоряжение дистанции пути и распространяется ею самостоятельно и в соответствии с учетной политикой Белорусской железной дороги.
Рассматривая структурную схему предприятия, следует отметить, что на данном предприятии создан экономический отдел (ПЧЭ), который непосредственно подчиняется начальнику дистанции пути (ПЧ). В обязанности экономиста входит не только анализ основных производственно-экономических показателей работы предприятия, но составление и предоставление в Гомельское отделение Белорусской железной дороги ежемесячных, квартальных и годовых отчетов, прогнозов на будущие периоды (квартал, год), а также оценка достигнутых результатов и поиск резервов повышения функционирования предприятия.
Дистанция пути осуществляет производственно-хозяйственную деятельность на основе хозяйственного расчета, внедряет новейшие достижения науки и техники, передового опыта, а также прогрессивные нормы расходования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, повышает рентабельность производства.
В Гомельской дистанции пути используется автоматизированная форма учета с использованием ЭВМ. Все первичные документы подлежат автоматизированной обработке на ЭВМ по разработанным программам. Применяются такие регистры, как машинограммы по синтетическим и аналитическим счетам. Данные синтетического учета получают автоматическим сложением на ЭВМ данных аналитического учета. Способы контроля предусматриваются программой автоматизированной обработки учетной информации.
Работу дистанции пути характеризуют качественные, количественные и экономические показатели, которые приведены в таблице 2.1 за первое полугодие 2004 года в сравнении с таким же периодом 2003 года.
Таблица 2.1 - Основные
технико-экономические
Показатель | Ед. изм. | 1-ое полугодие 2003 года | 1-ое полугодие 2004 года | Абс. отклонение (+, -) | Темп роста, % | |
Протяженность | Пр. км | 603,3 | 606,4 | 3,1 | 100,5 | |
Состояние пути | балл | 34 | 43 | 9 | 126,5 | |
Средний ремонт пути | Км | 7,78 | 8,65 | 0,87 | 111,2 | |
Подъемочный ремонт | Км | 12,0 | 10,45 | 1,55 | 87,1 | |
Контингент | Чел. | 646 | 647 | 1 | 100,2 | |
Производительность труда | Пр. руб. чел. | 0,965 | 0,972 | 0,007 | 100,7 | |
Среднемесячная зарплата | Тыс. руб. | 318 | 437,3 | 119,3 | 137,5 | |
Доходы всего | Млн. руб. | 10075 | 12775 | 2694 | 126,7 | |
Расходы всего | « | 9186 | 11325 | 2139 | 123,3 | |
Прибыль всего | « | 422 | 893 | 471 | 211,6 | |
Рентабельность | % | 4,6 | 7,8 | 3,2 | 169,6 | |
Себестоимость 1пр.км. | Млн.руб | 15,1 | 18,4 | 3,3 | 121,9 | |
Дебиторская задолженность | « | 101 | 426 | 325 | 421,8 | |
Кредиторская задолженность | « | 613 | 518 | -95 | 84,5 | |
Исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы. Основной производственный показатель, установленный для дистанции пути - приведенные километры - выполнен за 6 месяцев 2004 года на 100,5 % к отчету соответствующего периода 2003 года. Средний ремонт пути за 6 месяцев 2004 года увеличился на 11,2 %, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а подъемочный ремонт сократился на 12,9 %.
Относительно
экономических показателей
Производительность труда выросла по сравнению с первым полугодием 2003 года на 0,7 %. Этому способствовало увеличение численности работников на 0,2 % за рассматриваемые периоды. Численность работников за 6 месяцев 2004 года составляла 647 человек, что больше на одного человека по отчету соответствующего периода пошлого года.
Негативным фактором является увеличение себестоимости одного приведенного километра обслуживаемого пути на 3,3 млн.руб. или на 21,9 % в первом полугодии 2003 года по сравнению с первым полугодием 2003 года. Предприятию срочно необходимо искать пути снижения себестоимости.
3. Исследование
действующей практики учета
3.1 Документальное
оформление и учет
На предприятии Гомельская дистанция пути к материалам относятся: собственно материалы (в том числе материалы в переработке), материалы верхнего строения пути, строительные материалы, тара и тарные материалы, прочие материалы (в том числе керосин и смазочные материалы), готовая форменная одежда и материалы для ее пошива на складах материально-технического обеспечения, а также топливо, запасные части, предназначенные для производства ремонтов и т.п.
Для калькулирования
себестоимости продукции и
Сырье и материалы - сюда включаются затраты на сырье и материалы, составляющие основу производимой продукции, а также стоимость вспомогательных материалов, связанных с технологическим процессом изготовления продукции.